Аутогерменевтика (работа интеллектуального самопознания) и гуманитарная теория: Зенкин С.Н |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-11-10 14:25 Слово «теория» получило свой специфический смысл в американской науке; этому его пониманию в основном следую и я, хотя моя книга не об американских, а о русских и западноевропейских теоретиках, соответственно круг ее проблем несколько иной (он включает, например, семиотику поведения и не включает проблемы идентичности – этнической, гендерной и т. п.). Современная гуманитарная теория – междисциплинарная рефлексия, так что даже нелегко сказать, «теорией чего» она является. Возникнув первоначально как теория литературы, она в дальнейшем распространила свою деятельность на все пространство гуманитарного знания и начала, словно киплинговская кошка, гулять сама по себе, в качестве критического оппонента общепринятых, обычно идеологически мотивированных представлений о культуре. Конкретной научной «практикой» по отношению к ней могут выступать разве только cultural studies – очень расширительно понимаемая «культурология»; но она вообще не стремится учить кого-либо каким-либо практическим умениям и предлагает самоценное обобщенное знание, подобное философскому, хотя и не априорно-спекулятивное по природе. Ее междисциплинарность сочетается с авторефлексивностью, ее творцы и историки постоянно задаются вопросами о возможности, пределах, условиях скрещения разных систем знания, взаимодействия разнородных идей: как применить социологию Пьера Бурдье к художественной литературе? как распространить теорию литературной фантастики на кино? и т. д. Наконец, развитие современной гуманитарной теории носит кумулятивно-самоописательный характер. В естественных, а отчасти и социальных дисциплинах теоретические концепции сменяют одна другую под напором добываемых учеными эмпирических фактов: старая теория перестает объяснять факты, ее отбрасывают и вместо нее (возможно, с использованием ее элементов) создают новую. В современной гуманитарной мысли теоретические идеи не забываются до конца, не делаются мертвым историческим памятником, у них всегда может быть свой «праздник возрождения» (Бахтин), и в теоретических работах они обсуждаются вновь и вновь, обнаруживая свои новые смысловые потенции, которые были не вполне ясны самим их авторам – просто потому, что их авторы еще не знали нашего нынешнего интеллектуального контекста. Гуманитарная теория оперирует не безответственными «мнениями», а – по крайней мере, в идеале – научно проверяемыми знаниями; однако внимание к собственной традиции сближает ее не столько с наукой, сколько с литературой, и потому ее изучением занимаются не только специалисты по истории наук, но и филологи-литературоведы. Последние прилагают к теоретическим идеям приемы и принципы исследования, сложившиеся в работе с классическими текстами художественной словесности – памятниками прошлого, которые не устаревают и сохраняют продуктивность для современной творческой мысли. ... _____________________________________________ Сергей Николаевич Зенкин (род. 1954) - российский литературовед, переводчик с французского. Родился в Москве, окончил филологический факультет МГУ (1978), кандидатскую диссертацию защитил там же в 1986, докторскую - в РГГУ в 2001 г. Редактор издательств «Художественная литература» и «Советский писатель» (1978-1991), научный сотрудник Института мировой литературы Академии наук (1990-1993), редактор отдела теории журнала «Новое литературное обозрение» (1993-1996). В 1997-2000 г. - докторант ИВГИ, а с 2000 года - его сотрудник. Читает курсы теории литературы и семиотики в РГГУ и МГУ. С 2004 г. - председатель Комиссии по литературе и интеллектуальной культуре Франции при Российской академии наук. Член редакционного совета журнала «Иностранная литература» и гильдии «Мастера литературного перевода». Трижды лауреат премии Леруа-Болье (1996, 1997, 2000; премия присуждается посольством Франции в Москве и журналом «Иностранная литература» за лучшее произведение, посвященное Франции). Кавалер французского ордена Академической пальмовой ветви (2002). Основная сфера научных интересов С. Н. Зенкина как историка литературы — французский романтизм. Вместе с тем С. Н. Зенкин как переводчик, комментатор, автор многочисленных вступительных статей сыграл заметную роль в ознакомлении российской публики с методологическими и теоретическими исканиями французской гуманитарной мысли последней трети XX века (Ж. Бодрийяр, Р. Барт, Ж. Старобинский, А. Компаньон и др.). Область научных интересов и сфера научной деятельности: теория литературы, история идей; история французской литературы. http://ivgi.org/sotrudniki/zenkinsn Сергей Зенкин СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ: http://magazines.russ.ru/authors/z/zenkin - Зенкин С.Н. - Работы о теории.-2012 https://vk.com/doc-123642573_453467279 Книга филолога и историка идей Сергея Зенкина включает статьи, где анализируются, сопоставляются между собой и разрабатываются далее теоретические открытия гуманитарной мысли XX века. Сравнивая методы и концепции различных гуманитарных наук, автор исследует такие вопросы, как соотношение слова и поступка, текста и социального института, языкового знака и образа. В центре его внимания достижения французских и русских ученых — русской формальной школы в литературоведении, Московско-Тартуской семиотической школы, французского структурализма; подробно разбираются идеи Ролана Барта, Михаила Бахтина, Вальтера Беньямина, Пьера Бурдье, Карло Гинзбурга, Альгирдаса Греймаса, Юрия Лотмана, Поля Рикера, Майкла Риффатера, Виктора Шкловского и многих других. Автор убежден, что углубленное вчитывание в тексты великих предшественников способно дать новые импульсы к развитию теории гуманитарных наук. - Зенкин С.Н. - Введение в литературоведение.Теория литературы.-2000 В пособии излагаются современные концепции теории литературы, основу которых составляет опыт структурно-семиотических исследований (русский формализм 1920-х годов, французский и советский структурализм). Пособие может использоваться при чтении сжатого, интенсивного курса "Введение в литературоведение" предполагающего сравнительно высокий уровень общего образования слушателей. Для преподавателей и студентов. - Зенкин С.Н. - Небожественное сакральное.-2012 https://vk.com/doc-123642573_453466449 Сакральное (священное) — одна из самых общих, многозначных и грубоких категорий человеческой культуры. Образуя основу религиозных переживаний, обрядов и институций, сакральное сохраняется в современной культуре и соперничает с рационалистической мыслью, заставляя ее внимательно присматриваться к своему оппоненту. В XX веке сакральное подверглось «секуляризации»: его исследованием занимается не только богословие, но и философия, социология, антропология, современная литература и искусство. В таких условиях необходимой становится интеллектуальная история сакрального — междисциплинарная история его концепций, которой и посвящена эта книга. В числе рассматриваемых авторов — ученые Эмиль Дюркгейм, Марсель Мосс, Рудольф Отто, Мери Дуглас, Юрий Лотман, писатели и мыслители Жозеф де Местр, Мирча Элиаде, Жорж Батай, Роже Кайуа, Жан-Поль Сартр и многие другие. - Зенкин С.Н. (сост.) - Русская теория.1920-1930-е годы.-2004 Подобно "французской теории" второй половины XX в. и задолго до неё, "русская теория" - теория языка и литературы, создававшаяся в 20-30-е годы, особенно под влиянием формализма в литературоведении, — революционизировала всю мировую традицию гуманитарного мышления. Её развитие продолжалось недолго и было прервано тоталитарным догматизмом, но её краткий расцвет оказался исключительно плодотворным и её наследие до сих пор составляет увлекательный предмет исследования. "Русской теории" 20-30-х годов были посвящены 10-е Лотмановские чтения, состоявшиеся в РГГУ 18-20 декабря 2002 г. Материалы конференции образуют настоящий сборник. - Зенкин С.Н. (сост.) - Русская интеллектуальная революция 1910-1930-х годов.Материалы международной конференции.-2016 https://vk.com/doc-123642573_453467494 В книге собраны тексты докладов, представленных на международной конференции «Русская интеллектуальная революция 1910-1930-х годов» (Москва, РАНХиГС, 30-31 октября 2014), на которой изучалось обновление гуманитарных наук в России в первые десятилетия XX века. Эта интеллектуальная революция, оказавшая значительное влияние на развитие мировой гуманитарной мысли, включала в себя институциональные, идеологические, методологические аспекты, выработку новых объяснительных понятий и конструирование новых объектов исследования. Новаторские идеи и методы, создававшиеся в революционной России, сложно, нередко конфликтно взаимодействовали с традиционным наследием гуманитарных наук и с идеологическим аппаратом советской власти. Все эти процессы носили междисциплинарный характер, проявляясь в филологии, эпистемологии, литературной и художественной критике и т.д. В конференции приняли участие специалисты по интеллектуальной истории из России, США, Германии, Швейцарии, Великобритании, Чехии. Она стала продолжением конференций «Русская теория: 1920-1930-е годы» (2002) и «Интеллектуальный язык эпохи. История идей, история слов» (2009). - Зенкин С.Н. - Работы по французской литературе.-1999 https://vk.com/doc-123642573_453466753 Книга Сергея Николаевича Зенкина, прекрасного переводчика и замечательного литератора, лауреата премии им. Леруа-Болье, представляет собой сборник его работ, посвященных французской литературе и философии, включает в себя небольшую монографию о «Госпоже Бовари» Гюстава Флобера —великолепный образец чтения классических текстов 19-го века в конце века 20-го. Читая Флобера, автор не только следует классической для русской гуманитарной мысли теме взаимоотношения автора и героя, но и разрабатывает одну из ключевых для мировой гуманитаристики XX века проблем — проблему тела в культуре. Кроме того, книга включает и другие работы автора. В приложении к книге публикуется «Речь при вступлении во Французскую академию» Бюффона в переводе В. Мильчиной. Книга адресована литературоведам и философам, а также всем, интересующимся французской литературой и культурой. - Зенкин С.Н. (ред.) - Республика словесности.Франция в мировой интеллектуальной культуре.-2005 https://vk.com/doc-123642573_453467398 Франция привыкла считать себя интеллектуальным центром мира, местом, где культивируются универсальные ценности разума. Сегодня это представление переживает кризис, и в разных странах появляется все больше публикаций, где исследуются границы, истоки и перспективы французской интеллектуальной культуры, ее место в многообразной мировой культуре мысли и словесного творчества. Настоящая книга составлена из работ такого рода, освещающих статус французского языка в культуре, международную судьбу так называемой «новой французской теории», связь интеллектуальной жизни с политикой, фигуру «интеллектуала» как проводника ценностей разума в повседневном общественном быту. В книгу также включены материалы российско-французского коллоквиума о Морисе Бланшо — выдающемся представителе французской литературы и интеллектуальной культуры XX века, и библиографический указатель «Французская гуманитарная мысль в русских переводах, 1995—2004 гг.» Для специалистов по культурологии, философии, теории и истории литературы. - Зенкин С.Н. - Французский романтизм и идея культуры.Аспекты проблемы.(Чтения по истории и теории культуры).-2001 https://vk.com/doc-123642573_453467042 Предметом монографии С.Зенкина является возникновение культурного релятивизма во французской литературе XIX в., когда в общественном сознании и литературном творчестве образовалась "зона культуры", пространство ценностной относительности, расположенное между религиозным абсолютом и политической тенденциозностью. Отсюда проистекала трансформация многих традиционных параметров литературы и культуры, таких как представления о сакральном и о знаке, нормы учтивости, практика художественного перевода, статус классического образца и риторических моделей; в ходе этой трансформации были выработаны новые глобальные метафоры культуры - "путешествие" и "музей". Анализ этих процессов ведется автором на широком материале французской словесности, включающем и творчество знаменитых писателей (Готье, Стендаль, Гюго, Флобер, Нерваль, Малларме), и ряд малоизвестных литературных текстов, и такие смежные с художественной литературой явления, как религиозная утопия сенсимонистов. - Зенкин С.Н. (отв. ред.) - Теория и мифология книги.Французская книга во Франции и России.-2007 Вошедшие в книгу доклады, прочитанные на российско-французской конференции, прошедшей в Москве 11-12 сентября 2006 г., и материалы «круглого стола» посвящены не истории реальной книги, а истории представлений о ней, складывавшихся в теоретическом и художественном сознании с эпохи Возрождения до ХХ века. Иначе говоря, речь идет не о структуре, а о функциях книги в культуре. Среди проблем, рассматриваемых в сборнике, – авторство и собственность на текст, формы литературной полемики в эпоху книгопечатания, книжная цензура, формирование частных библиотек, конкуренция между книгой и газетой, наконец образы книги в творчестве ряда французских писателей, от Шарля Нодье до Поля Валери. Содержание Роже Шартье. Материальные формы текста: ответ на вопрос Канта Ирина Стаф. Поэтическая полемика в эпоху печатной книги: спор Клемана Маро и Франсуа Сагона Мария Неклюдова. «Живая и совершенная книга»: к вопросу об эпистемологическом статусе трактатов о вежестве XVII века Вера Мильчина. Газета как книга: чтение газет во Франции в эпоху Реставрации и Июльской монархии Жан-Ив Молье. «Хорошие» и «дурные» книги во Франции, или Война фантазмов (1770–1970) Константин Боленко. Реконструкция частных библиотек как научная проблема Сергей Зенкин. Мотив сакральной книги во французской литературе XIX века Михаил Недосейкин. Книга как «кусок жизни» (еще раз о концепции Золя) Александр Таганов. Мотив книги в творчестве Марселя Пруста Елена Гальцова. Книга во французской сюрреалистической драматургии Сергей Фокин. Дематериализация Книги в «Тетрадях» Поля Валери Круглый стол, посвященный книге Р. Шартье «Письменная культура и общество» + - Дорофеев Д.Ю. (отв. ред.) - Предельный Батай.Сб. статей.-2006Зенкин С. Н. Конструирование пустоты: миф об Ацефале 118 https://vk.com/doc-123642573_453468201 Проблема предельного жизненного опыта постоянно была в центре внимания одного из самых влиятельных и уникальных французских мыслителей XX в. Жоржа Батая (1897-1962). Ее разностороннему рассмотрению посвящены работы авторов настоящего издания — известных европейских и отечественных исследователей его творчества. Их исследования откроют читателю целостный и в то же время неоднородный образ Батая, который предстанет и как глубокий философ, и как автор шокирующих художественных произведений, и как активный общественный деятель, и как страстный любовник, и как экстатический мистик. В приложении представлены переводы нескольких ярких статей Жоржа Батая. Издание предназначено для всех интересующихся современной европейской философией, литературой и культурой. «В своей лекции 1948 года Сюрреалистическая религия Жорж Батай обозначил странный, сугубо современный духовный объект – миф как отсутствие: "Если мы просто в видах здравомыслия скажем, что для современного человека характерна жажда мифа, и прибавим, что для него также характерно сознание невозможности достичь состояния, когда можно было бы создать настоящий миф, то тем самым мы охарактеризовали особого рода миф, а именно отсутствие мифа. Мысль, которую я здесь высказываю, довольно трудно проследить. Тем не менее легко представить себе, что если мы определяем себя как неспособных достичь мифа, как бы застрявших на пути к нему, то и суть современного человечества определяется у нас как отсутствие мифа. И это отсутствие мифа может оказаться для того, кто его переживает – то есть переживает с той же страстью, какая одушевляла тех, кто в прошлом желал жить не в тусклой реальности, а в реальности мифической, - это отсутствие мифа может оказаться для него бесконечно более воодушевляющим, чем в былое время мифы, связанные с повседневной Источник: vk.com Комментарии: |
|