Михаил Лабковский: Из детей, с которыми делали уроки, вырастают взрослые, которые ни за что не отвечают |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-10-02 19:31 С известным российским психологом мы поговорили о том, как справиться с гиперактивным чадом, стоит ли наказывать за провинности и почему не надо делать с детьми уроки - Михаил, вы в своих статьях и интервью часто повторяете: с детьми уроки делать не надо. Многие возмущаются: ребенком надо заниматься! - Помогать ребенку надо только тогда, когда он тебя об этом просит. Если не просит - считайте, что у него все в порядке. Со мной уроки никто не делал, как и со многими советскими детьми. Став взрослым, я работал учителем и в начальной, и в средней школе. И оставался после уроков бесплатно делать с учениками домашнее задание - за те же 69 рублей месячной учительской зарплаты. Сидел и долбил с детьми эти уроки, а не звонил мамам и не говорил: «Вы знаете, у нас такая сложная программа!» Но с тех пор учителя испортились. Ведь домашнее задание учеников – это работа учителей, они за это зарплату получают. Отец и мать на другой работе работают. - Пока учителя с родителями спорят, кто должен, страдают интересы ребенка. - Когда родитель с ребенком делает уроки, для ребенка это засада. Ребенок снимает с себя всякую ответственность за эти уроки, не умеет распределять свое время, не учится решать проблемы, принимать решения, за себя отвечать. Оно вам надо? - Многие родители счастливы, если ребенок занят каждую минуту, думая, что свободное время – зло: дети попадают в плохие компании, учатся пить-курить и чего похлеще. - На самом деле наоборот: из-за того, что у ребенка нет свободного времени, он пытается где-то его найти. Потому и ищет компанию, где его, в отличие от родителей, нормально принимают, дают относительную свободу, ничего не хотят. Если вы дадите ему это дома – он будет расти свободным и точно будет знать, чего делать не надо. У ребенка должно быть минимум два часа в сутки, когда он ничем не занят. Они нужны ему для личностного роста. Если человека все время заорганизовывать, он никогда не поймет, чего хочет сам. В эти два часа он думает, чем ему заняться, и в этот момент он становится взрослым, сам строит свою жизнь. Когда вы его все время куда-то пихаете, он не понимает, что хочет, в чем его интерес - поэтому и делает всякие глупости. Проблема в том, что многие взрослые, которые не умеют ничего не делать, - очень жесткие невротики, им надо все время чем-то заниматься, иначе у них крыша едет. Это те люди, которые не могут на море поехать и два часа полежать на пляже, они все время должны быть чем-то заняты. Такому взрослому надо вначале разобраться со своей головой и тревожностью. «Благополучие любого человека заключается не в оценках, а в самочувствии» - Для многих родителей ориентир успешности ребенка – максимальные оценки. Вы же утверждаете, что у отличников не меньше психологических проблем, а тревожность выше, чем у двоечников. Помню, в наше время двоечников пугали: мол, вырастете пофигистами! - А пофигисты – это плохо, что ли? - А что хорошего? - Начнем с того, что родители заинтересованы в благополучии своих детей. Благополучие любого человека заключается не в оценках, а в его состоянии и самочувствии: настроении, психологии. Насколько он счастлив и доволен жизнью. Это единственный критерий для родителей, которые любят своих детей. Зачем им удачливые дети в смысле бизнеса, зарабатывания денег, карьеры, если они при этом глубоко несчастные люди? Вряд ли родители скажут, что это никак не связано. Большие деньги, карьера никакого отношения к самочувствию в хорошем смысле точно не имеют. Поэтому надо менять приоритеты. - Каждый родитель изначально мечтает о счастье ребенка: мол, я же так и хочу! - Нет, ты хочешь для себя и своего самолюбия, чтобы ребенок был не хуже, чем у других. Эта такая мещанская позиция: мы так можем и вот так умеем, и вот это сделаем. Что никакого отношения к благополучию ребенка вообще не имеет, но удовлетворяет амбиции родителей. - «А твой как учится?» - первый вопрос, который многие мамы задают при встрече. - Я плохо учился в школе, но как показала практика, это никак не повлияло на мою жизнь. Многие родители, и в Беларуси тоже, хотят дать ребенку лучшее образование, посылают, например, учиться в Лондон. Так вот, когда я читал в Лондоне лекции, русскоговорящие студенты сидели в первом ряду и записывали. Я – двоечник, они – отличники. Они ко мне пришли, не я к ним – как с этим-то быть? Они хорошо учились, из них выбивали оценки, дошло до того, что они даже смогли попасть в Лондонский университет, поступить и учиться. И к ним приезжает какой-то двоечник из России и читает им лекции. - Хороший пример! - А еще есть великие примеры - с Дарвином, с Нильсом Бором, с Томасом Эдисоном, которого вообще из школы выгнали. Знаменитая история: он принес маме письмо от директора школы. Мать читала, рыдала и говорила сыну, что в письме написано – ваш сын настолько гениальный, что школа не имеет возможности его учить, не хватает мощности. Объяснила, что сыну надо учиться в другом заведении, соответствующему его гению. Когда мать умерла, ставший знаменитым изобретатель прочел то письмо, где говорилось - ваш сын дебил и учиться у нас он не будет… Есть другая категория родителей, у которых оценки на первом месте. Во время экзаменов у их детей едет крыша. Начинаются непонимание, скандалы, в итоге это приведет к тому, что когда ребенок вырастет, между ним и родителем возникнет отчуждение, близких отношений не будет. Можно получить хорошую отметку, но потерять ребенка. «У исполнительных детей подавлены эмоции» - Но родителям хочется ребенка, как у соседки: чтобы без напоминаний и принуждения делал уроки, учился на отлично, убирал за собой. Как стимулировать детей? - Есть понятие «исполнительные дети». Это дети с очень подавленными эмоциями, они не креативят, они такие тупые исполнители: им говорят - они делают. Родители счастливы, окружающие восхищаются: «Умничка!» Но на выходе эти дети превращаются во взрослых, которые ничего сами не решают, никаких идей по поводу жизни у них нет, умеют только исполнять. На мой взгляд, пусть лучше у ребенка будет характер - да, с ним, возможно, будет непросто, но это будет личность. Исполнительные дети - это, как правило, подавленные люди. - Бич сегодняшней школы – гиперактивные дети, их не любят, они неудобны, на них ставят клеймо. - Гиперактивность идет от возбуждения коры головного мозга, причины разные. Нельзя сказать, что эти дети здоровые, но проблемы с нервной системой благополучно лечатся, есть препараты - от травяных до медикаментозных, в зависимости от степени тяжести и возраста ребенка. В мире этим страдает порядка 25% детей. Гиперактивность корректируется, дети становятся спокойными. - Думала, что вы скажете, что это самые гениальные дети, которых недооценивают, а вы – лечить… - Да, все верно, я сам такой (улыбается). Но лечить надо обязательно, гиперактивные дети глубоко несчастны и страдают от этого. Они не могут сидеть на месте, не могут доделать до конца, переживают и не понимают почему. Про них обычно говорят: «Такой умный, мог бы отлично учиться, вот только ленится». Он не ленится, это просто неспособность концентрировать внимание, проблемы с волей, выдержкой. Ребенок не виноват, а страдает от этого больше, чем окружающие. - Как вести себя, когда твой ребенок повздорил с другим? Родители обычно говорят – «сам виноват» или «тресни в ответ». Как правильнее? - Вначале всегда надо занять сторону ребенка. Важно его поддерживать, иначе вы его оттолкнете. Вначале спокойно спросить: «Что случилось? Дай я тебя пожалею, где больно?» И только потом разбираться, кто прав. - В одном из интервью вы рассказываете, что лучшее наказание - отнять гаджет. Многие так и живут: месяц с планшетом, месяц - без. Ребенок привыкает, а родители негодуют: «Что-то мы упустили в его воспитании!» - У психически стабильных, уравновешенных родителей вообще нет таких проблем. Но легче все спихнуть на ребенка: «Это он такой стрёмный!» У меня дети уже взрослые, но приведу схожий пример. Я воспитываю кота, однажды пришел ветеринар, посмотрел и говорит: «Ваш кот очень уравновешенный – видно, что у него психически здоровый хозяин!» И это лучший комплимент в моей жизни (улыбается). Не только дети, но и животные перенимают манеру поведения хозяев. Если семья психов – даже животные станут психованными. Источник: www.kp.by Комментарии: |
|