Михаил Лабковский: Из детей, с которыми делали уроки, вырастают взрослые, которые ни за что не отвечают

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2017-10-02 19:31

наука

С известным российским психологом мы поговорили о том, как справиться с гиперактивным чадом, стоит ли наказывать за провинности и почему не надо делать с детьми уроки

- Михаил, вы в своих статьях и интервью часто повторяете: с детьми уроки делать не надо. Многие возмущаются: ребенком надо заниматься!

- Помогать ребенку надо только тогда, когда он тебя об этом просит. Если не просит - считайте, что у него все в порядке. Со мной уроки никто не делал, как и со многими советскими детьми. Став взрослым, я работал учителем и в начальной, и в средней школе. И оставался после уроков бесплатно делать с учениками домашнее задание - за те же 69 рублей месячной учительской зарплаты. Сидел и долбил с детьми эти уроки, а не звонил мамам и не говорил: «Вы знаете, у нас такая сложная программа!» Но с тех пор учителя испортились. Ведь домашнее задание учеников – это работа учителей, они за это зарплату получают. Отец и мать на другой работе работают.

- Пока учителя с родителями спорят, кто должен, страдают интересы ребенка.

- Когда родитель с ребенком делает уроки, для ребенка это засада. Ребенок снимает с себя всякую ответственность за эти уроки, не умеет распределять свое время, не учится решать проблемы, принимать решения, за себя отвечать. Оно вам надо?

- Многие родители счастливы, если ребенок занят каждую минуту, думая, что свободное время – зло: дети попадают в плохие компании, учатся пить-курить и чего похлеще.

- На самом деле наоборот: из-за того, что у ребенка нет свободного времени, он пытается где-то его найти. Потому и ищет компанию, где его, в отличие от родителей, нормально принимают, дают относительную свободу, ничего не хотят. Если вы дадите ему это дома – он будет расти свободным и точно будет знать, чего делать не надо.

У ребенка должно быть минимум два часа в сутки, когда он ничем не занят. Они нужны ему для личностного роста. Если человека все время заорганизовывать, он никогда не поймет, чего хочет сам. В эти два часа он думает, чем ему заняться, и в этот момент он становится взрослым, сам строит свою жизнь. Когда вы его все время куда-то пихаете, он не понимает, что хочет, в чем его интерес - поэтому и делает всякие глупости.

Проблема в том, что многие взрослые, которые не умеют ничего не делать, - очень жесткие невротики, им надо все время чем-то заниматься, иначе у них крыша едет. Это те люди, которые не могут на море поехать и два часа полежать на пляже, они все время должны быть чем-то заняты. Такому взрослому надо вначале разобраться со своей головой и тревожностью.

«Благополучие любого человека заключается не в оценках, а в самочувствии»

- Для многих родителей ориентир успешности ребенка – максимальные оценки. Вы же утверждаете, что у отличников не меньше психологических проблем, а тревожность выше, чем у двоечников. Помню, в наше время двоечников пугали: мол, вырастете пофигистами!

- А пофигисты – это плохо, что ли?

- А что хорошего?

- Начнем с того, что родители заинтересованы в благополучии своих детей. Благополучие любого человека заключается не в оценках, а в его состоянии и самочувствии: настроении, психологии. Насколько он счастлив и доволен жизнью. Это единственный критерий для родителей, которые любят своих детей. Зачем им удачливые дети в смысле бизнеса, зарабатывания денег, карьеры, если они при этом глубоко несчастные люди? Вряд ли родители скажут, что это никак не связано. Большие деньги, карьера никакого отношения к самочувствию в хорошем смысле точно не имеют. Поэтому надо менять приоритеты.

- Каждый родитель изначально мечтает о счастье ребенка: мол, я же так и хочу!

- Нет, ты хочешь для себя и своего самолюбия, чтобы ребенок был не хуже, чем у других. Эта такая мещанская позиция: мы так можем и вот так умеем, и вот это сделаем. Что никакого отношения к благополучию ребенка вообще не имеет, но удовлетворяет амбиции родителей.

- «А твой как учится?» - первый вопрос, который многие мамы задают при встрече.

- Я плохо учился в школе, но как показала практика, это никак не повлияло на мою жизнь. Многие родители, и в Беларуси тоже, хотят дать ребенку лучшее образование, посылают, например, учиться в Лондон. Так вот, когда я читал в Лондоне лекции, русскоговорящие студенты сидели в первом ряду и записывали. Я – двоечник, они – отличники. Они ко мне пришли, не я к ним – как с этим-то быть? Они хорошо учились, из них выбивали оценки, дошло до того, что они даже смогли попасть в Лондонский университет, поступить и учиться. И к ним приезжает какой-то двоечник из России и читает им лекции.

- Хороший пример!

- А еще есть великие примеры - с Дарвином, с Нильсом Бором, с Томасом Эдисоном, которого вообще из школы выгнали. Знаменитая история: он принес маме письмо от директора школы. Мать читала, рыдала и говорила сыну, что в письме написано – ваш сын настолько гениальный, что школа не имеет возможности его учить, не хватает мощности. Объяснила, что сыну надо учиться в другом заведении, соответствующему его гению. Когда мать умерла, ставший знаменитым изобретатель прочел то письмо, где говорилось - ваш сын дебил и учиться у нас он не будет…

Есть другая категория родителей, у которых оценки на первом месте. Во время экзаменов у их детей едет крыша. Начинаются непонимание, скандалы, в итоге это приведет к тому, что когда ребенок вырастет, между ним и родителем возникнет отчуждение, близких отношений не будет. Можно получить хорошую отметку, но потерять ребенка.

«У исполнительных детей подавлены эмоции»

- Но родителям хочется ребенка, как у соседки: чтобы без напоминаний и принуждения делал уроки, учился на отлично, убирал за собой. Как стимулировать детей?

- Есть понятие «исполнительные дети». Это дети с очень подавленными эмоциями, они не креативят, они такие тупые исполнители: им говорят - они делают. Родители счастливы, окружающие восхищаются: «Умничка!» Но на выходе эти дети превращаются во взрослых, которые ничего сами не решают, никаких идей по поводу жизни у них нет, умеют только исполнять. На мой взгляд, пусть лучше у ребенка будет характер - да, с ним, возможно, будет непросто, но это будет личность. Исполнительные дети - это, как правило, подавленные люди.

- Бич сегодняшней школы – гиперактивные дети, их не любят, они неудобны, на них ставят клеймо.

- Гиперактивность идет от возбуждения коры головного мозга, причины разные. Нельзя сказать, что эти дети здоровые, но проблемы с нервной системой благополучно лечатся, есть препараты - от травяных до медикаментозных, в зависимости от степени тяжести и возраста ребенка. В мире этим страдает порядка 25% детей. Гиперактивность корректируется, дети становятся спокойными.

- Думала, что вы скажете, что это самые гениальные дети, которых недооценивают, а вы – лечить…

- Да, все верно, я сам такой (улыбается). Но лечить надо обязательно, гиперактивные дети глубоко несчастны и страдают от этого. Они не могут сидеть на месте, не могут доделать до конца, переживают и не понимают почему. Про них обычно говорят: «Такой умный, мог бы отлично учиться, вот только ленится». Он не ленится, это просто неспособность концентрировать внимание, проблемы с волей, выдержкой. Ребенок не виноват, а страдает от этого больше, чем окружающие.

- Как вести себя, когда твой ребенок повздорил с другим? Родители обычно говорят – «сам виноват» или «тресни в ответ». Как правильнее?

- Вначале всегда надо занять сторону ребенка. Важно его поддерживать, иначе вы его оттолкнете. Вначале спокойно спросить: «Что случилось? Дай я тебя пожалею, где больно?» И только потом разбираться, кто прав.

- В одном из интервью вы рассказываете, что лучшее наказание - отнять гаджет. Многие так и живут: месяц с планшетом, месяц - без. Ребенок привыкает, а родители негодуют: «Что-то мы упустили в его воспитании!»

- У психически стабильных, уравновешенных родителей вообще нет таких проблем. Но легче все спихнуть на ребенка: «Это он такой стрёмный!»

У меня дети уже взрослые, но приведу схожий пример. Я воспитываю кота, однажды пришел ветеринар, посмотрел и говорит: «Ваш кот очень уравновешенный – видно, что у него психически здоровый хозяин!» И это лучший комплимент в моей жизни (улыбается). Не только дети, но и животные перенимают манеру поведения хозяев. Если семья психов – даже животные станут психованными.


Источник: www.kp.by

Комментарии: