Как министр влип в историю

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2017-10-04 15:16

образование

Политолог, обозреватель

ИА «Росбалт»

Иногда люди ощущают себя последней преградой на пути деградации. Речь может идти практически о чем угодно. Садовник, рискуя потерять место, защищает деревья от вырубки, капитан отказывается выполнять команды хозяина судна, чтоб спасти жизни пассажиров, ну, а ученые, понимая, что из госучреждений и университетов их легко и повыгонять могут, тем не менее, встают на защиту науки.

Именно это, похоже, произошло с экспертным советом Высшей аттестационной комиссии (ВАК), который накануне рекомендовал лишить министра культуры Владимира Мединского ученой степени доктора исторических наук. Совет этот, как напоминает на своей страничке в Facebook историк, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Иван Курилла, «был сформирован заново после „диссергейта“ в начале 2013 года (это еще до Диссернета), и в него вошли профессиональные историки, не замеченные в участии в индустрии порчи науки по требованию начальства».

«Почему бы не предположить, что их отношение к Мединскому и в самом деле совпадает с мнением большинства профессионалов, и что они почувствовали себя последним бастионом?» — комментирует ученый разнообразные слухи о том, что министр стал жертвой конфликта разных кремлевских группировок.

Версия «последнего бастиона науки» выглядит очень убедительно, особенно если вспомнить сложную историю диссертации действующего министра культуры. Защищал он ее в «дружественном» вузе, причем практически непублично. Потом, когда многие члены научного сообщества стали требовать отменить решение о присуждении Владимиру Мединскому ученой степени доктора исторических наук, диссертация пошла «гулять» по разным инстанциям и вузам, которые делали все от них зависящее, чтоб не рассматривать вопрос по существу.

В МГУ попытка такого рассмотрения закончилась тем, что профильный диссертационный совет отказался рассматривать работу министра. Судя по всему, именно из-за давления, оказывавшегося на его членов, которых старались убедить подтвердить ученую степень Мединского, в ночь после заседания скончался профессор кафедры истории МГУ Николай Ерофеев, голосовавший против отказа в рассмотрении научной работы и публично выступавший за лишение министр степени доктора наук.

В итоге нужный диссертационный совет был найден в Белгородском госуниверситете. Он и подтвердил ученую степень министра. Причины, по которым он это сделал, очень хорошо понятны из комментария, который дал журналистам председатель диссовета БелГУ профессор Николай Болгов. «Мне трудно комментировать сегодняшнее решение, ведь я не знаю кухню экспертного совета ВАК. Но нас больше это никак не касается», — с облегчением заявил историк-антиковед и византинист Болгов, из слов которого понятно, кто «кухня» подтверждения ученого звания Мединского была весьма непростая и с довольно неприятными запахами.

К сожалению, профессор ошибается, если считает, что история уже фактически закончилась. После экспертного совета решение должно быть утверждено президиумом ВАК и министерством образования и науки. Глава же этого министерства Ольга Васильева уже поторопилась публично прийти на помощь коллеге. По ее мнению, в докторской диссертации главы Минкульта нет плагиата, так что лишать его ученой степени не за что.

Проблема в том, что в случае с Мединским заимствование информации, без ссылки на источник — не главная проблема. Критики министра говорят не столько о плагиате, сколько об отсутствии в его докторской диссертации собственно диссертации. По их словам, эта работа не соответствует критериям научности. СМИ уже сообщили, что решение о лишении министра ученой степени было принято с именно формулировкой «ненаучность», причем квалифицированным большинством голосов: 17 членов совета голосовал «за», один воздержался, а «против» выступили только трое.

Таким образом, можно сказать, что наука, в лице ученого совета ВАК, свой приговор вынесла. Слово теперь за властью. Она же пока очевидно выступает на стороне Мединского. Или, по меньшей мере, не собирается из-за него менять сложившиеся правила игры, — именно так можно понять комментарий пресс-секретаря президента РФ по поводу этой истории. «В любом случае, эта тема не является поводом для каких-то системных преобразований», — заявил Дмитрий Песков.

Так что шанс остаться доктором исторических наук, несмотря на всю позорность ситуации, у Мединского по-прежнему есть. Напоминать о том, что в зарубежных странах чиновники в подобной ситуации обычно сами уходят в отставку, тут явно совершенно излишне.

Иван Преображенский

Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.


Источник: www.rosbalt.ru

Комментарии: