«Город завтрашнего дня» — рецензия |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-10-14 11:00 ПостНаука рассказывает о современных технологиях в проекте «Банк знаний», созданном вместе с Корпоративным университетом Сбербанка. Книга архитектора Карло Ратти и дизайнера Мэтью Клодела, выпущенная в прошлом году издательством Йельского университета, представляет собой, по мнению ряда экспертов, прекрасное описание таких современных подходов к городскому проектированию, которые основаны на широком применении результатов аналитики больших данных и технологий «интернета вещей». «Если вам необходимо простое и ясное введение в подобную проблематику, смело выбирайте эту книгу», — советует в своей рецензии Ричард Дж. Уильямс, специалист в области современных визуальных культур и руководитель Школы истории искусств в Университете Эдинбурга. На первый взгляд подобная рекомендация выглядит обоснованной. Во-первых, книга, особенно ее вводные главы, полна отсылок к работам экспертов, чьи труды легли в основание современных исследований медиа, сетевой культуры, глобальных социальных тенденций и систем. Ле Корбюзье, Маршалл Маклюэн, Мануэль Кастельс, Никлас Негропонте, Поль Вирильо, Бруно Латур, Саския Сассен и даже Йохан Хёйзинга — вот те гиганты-классики, чьи высказывания призваны фундировать мнения самих авторов. Легкость манипуляции этими суждениями, которые нередко были сформированы задолго до возникновения описываемых в книге цифровых реалий, может смущать. Но в то же время обилие цитат призвано успокоить читателя: перед ним не очередная популярная футурология, а как будто вполне научное (или хотя бы наукообразное) повествование. Этой же цели служит и данное в первой главе подробное описание авторского метода проектирования и прогнозирования городской среды и взаимодействий (Futurecraft). По словам Ратти и Клодела, их задачи далеки от целей наивных кибероптимистов или популяризаторов техноцентристского взгляда на цифровую среду. Они не пытаются создавать одиозные фантастические сценарии — все они рано или поздно превратятся в картинки в духе палеобудущего, то есть такие представления о грядущем, которые создаются в определенном отрезке здесь и сейчас, но не сбываются по объективным причинам изменения траекторий прогресса. В последующих главах продуктивность этого метода продемонстрирована при анализе сразу нескольких плоскостей существования города, его инфраструктуры и обитателей. При этом авторы рассматривают разные измерения городского — пространственное, антропологическое, социальное и культурное — не столько для наращивания эрудиции читателей, сколько для провокации изменений урбанистической среды. Перечисление различных «умных» городских систем (от привычных форм датчиков до только разрабатываемых наносенсоров — «умной пыли»), полезного для жизни горожан и конструирования общественных пространств софта (например, параметрического ПО или location-based services), стратегий цифрового управления мобильностями граждан, их транспортной активностью — все это призвано проиллюстрировать базовый тезис авторов: город — это гибридное пространство сочетания физических параметров с уже нормативным для них цифровым измерением. Игнорируя тот факт, что цифра создала настоящую Mixed Reality, а город оказался опутан Everyware — экосистемой незаметных цифровых технологий, ассимилированных в среде, — стейкхолдеры в лице сити-менеджеров и граждане лишают себя возможности стать актуаторами городского развития. Они теряют возможность составить систему, управляющую и регулирующую локальные и глобальные взаимодействия. Конечно, такое сильное заявление может вызывать вопросы. Что делать, например, с теми городами, в которых не настолько повсеместно используются «умные технологии»? Или с городскими сообществами, для которых внимательное отношение к собственной среде обитания, выраженное в постоянных партиципаторных практиках, скорее вызов, чем повседневность (распространенность именно такой ситуации была хорошо показана в приводимом Ратти и Клоделом проекте «Trash Track»). И где гарантии, что рядовой горожанин в принципе склонен настолько серьезно проблематизировать свой опыт, что будет обращать внимание на эффекты используемых технологий и/или захочет нести ответственность за свое желание поучаствовать в управлении городом — и не спорадически, а в постоянном режиме? Эти вопросы говорят о конфликте между теоретическими моделями проектирования городской культуры и множественными способами жизни в городе. Так что авторам приходится постоянно напоминать: мы отказываемся от жесткого нарратива в духе «если… то», но предлагаем потенциально более плодотворную дискуссию под тегом #ЧтоЕсли? В конце концов, говорят они, не так уж важно, сбудутся ли наши прогнозы в сфере дигитализации городов и его обитателей и приживутся ли соответствующие стартапы и управленческие инициативы. Главное — начать полномасштабное обсуждение этих проблем, постоянно увязывая воедино разные измерения и плоскости жизни в городе. Надо сказать, что опорой для таких дебатов о городе служит довольно-таки романтическая уверенность авторов в возможности использования современных достижений цифровой революции для организации краудсорсинга будущего. Иными словами, вера в то, что современные городские жители — они же пользователи digital-инструментов и участники сетевых интеракций — в состоянии выступать в роли «разработчиков» города, могут создавать ответственные сообщества и участвовать в реализации низовых инициатив по пересборке среды обитания. В отличие от, скажем, Роба Китчина, неоднократно заявлявшего о неоднозначности практик «умного города», для Ратти и Клодела не существует таких проблем, как непрозрачное использование больших данных для управления городом от лица корпораций-монополистов или любого другого истеблишмента, возможности манипулирования экономическим и политическим поведением граждан в подобной ситуации и так далее. Они уверены, что пространство, которое функционирует в согласии с математической и физической логикой мира digital, рано или поздно превратится в торжество инклюзии — партиципативный город. В нем нормой станет шеринговая экономика, толерантность к кастомизации, индивидуальной настройке любых активностей, а лайфлоггинг как привычка постоянной фиксации событий своей жизни с помощью UGC превратится в повседневность ситилоггинга — аналогичного картирования городской среды.Возможно, этот идеализм связан с нежеланием авторов принимать во внимание очевидно идеологически и политически ангажированные позиции. В конце концов, критики концепции «умных городов» и других подходов, в основу которых положено предощущение позитивных результатов от дигитализации социальной жизни, рассматривают подобные суждения как игры в поддавки с неолиберальным порядком. А следствием развития подходов и инструментов Big Data и Data Mining видят распространение привычки к настойчивому, демонстрируемому не только властями, но и самими пользователями наблюдению за другими, причем нередко с результатом в виде моральных паник по поводу каких-то феноменов и стигматизации целых социальных групп. С другой стороны, существуют и иные возможные объяснения тому, почему эта книга скорее игнорирует наличие социальных, экономических и политических проблем дигитализации городского пространства, нежели ставит соответствующие вопросы. Во-первых, внимательный читатель сразу заметит: вольно или невольно, но авторы собрали под одной обложкой тексты, в которых фигурируют описания почти всех популярных цифровых явлений. Большие данные, открытое ПО, умные города и устройства, алгоритмы, сенсорные системы, 3D-печать, «интернет вещей», партиципативные практики, пользовательский контент, интерфейсы, кибернетика и постчеловечество — вот лишь краткий список тех терминов, к которым авторы апеллируют. Очевидно, что за каждым из них стоит собственная интеллектуальная традиция концептуализации (и ее критики) и разные производственные и потребительские виды деятельности. Конечно, научно-популярная книга, скорее всего, не тот формат высказывания, в котором можно позволить себе интеллектуальное жонглирование разными подходами и смакование «медленного» размышления о витальных тех или иных из них, да еще и без надежды на обнаружение каких-то понятных ответов. Но и использование сложных терминов в качестве самоочевидных говорит о лукавстве авторов. Во-вторых, саму книгу можно рассматривать как некую иллюстрацию работы Senseable City Lab в MIT, одним из руководителей которой является Карло Ратти. Так, в главах встречается довольно много примеров проектов, реализованных именно этой лабораторией: «Отслеживание мусора», «Водный цифровой павильон», «Локальное отопление», «HubCab», «Copenhagen Wheel», «New York Talk Exchange» и так далее. Само по себе инкорпорирование подобных кейсов в книгу по проектированию городских пространств может и не быть проблемой — в конце концов, именно так можно продемонстрировать действенность авторского подхода к спекулятивному урбанистическому дизайну (futurecraft). Однако при чтении не покидает сомнение: может ли эта авторская методика работать за пределами Senseable City Lab? И не оказывается ли книга претензией на производство очередного универсального языка артикуляции городских проблем (точнее, их отсутствия) и на захват полномочий по организации городских пространств и активностей?Впрочем, подобные интуитивные предположения могли бы стать настоящей критикой, если бы речь шла о строго научном издании. Перед нами, как и говорит профессор Уильямс, добротная pop-science книга. И ее действительно стоит читать тем, для кого digital остается циничным миром непрозрачных экономических манипуляций или совокупностью инструментов для как будто понятных онлайн-взаимодействий. Города, в которых мы живем, — сложные и тонко настроенные системы, функционирование которых зависит в том числе от активности горожан. Правда, в дополнение к экспертному мнению авторов, так или иначе аффилированных с Senseable City Lab, я бы советовала взглянуть на деятельность и других организаций. Например, Project for Public Spaces, специалисты которой с 1975 года разрабатывают свой метод цифрового проектирования городских пространств (Digital Placemaking) с прицелом на практики community building. Именно знание о разных подходах в области городского планирования может положительно повлиять на социальные компетенции современного горожанина — пользователя и гражданина. Источник: postnauka.ru Комментарии: |
|