А. КОЛОСОВ: «ОЩУЩЕНИЯ, ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ – В ЧЕМ РАЗНИЦА?» |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-10-11 12:35 Ощущения – это процесс получения информации о свойствах предметов, явлений и о внутренних состояниях организма. Информация поступает к нам через зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, вестибулярный аппарат и кинестетику (сенсорная информация из мышц, сухожилий и связок). Можно сравнить ощущения с панелью приборов и датчиков в кабине пилота, которые показывают параметры полета: высоту, скорость, температуру воздуха, уровень топлива, направление и силу ветра, наклон фюзеляжа, расстояние до других объектов и многое другое. Когда у меня болит горло, я ощущаю жар, недомогание и тяжесть в голове, и эти признаки говорят мне о том, что я заболеваю. Если человека лишить ощущений, то он не сможет ориентироваться в происходящем и ничего не сможет делать целенаправленно. У чувств совсем другая функция. Если мы сравнивали ощущения с панелью приборов, показывающей параметры полета, то чувства можно сравнить с личностной оценкой пилотом этих показаний. Хорошо помню, что заболевание накануне встречи с любимой девушкой вызывало у меня совсем другие чувства, чем тоже заболевание накануне контрольной по физике. Чувства – это процесс личностной оценки ситуации, который выполняет как сигнальную, так и организационно-направляющую функции. Они говорят об отношении человека к происходящему, показывают хорошо ему от этого или плохо. Таким образом, чувства играют двойную роль: это система сигналов благополучия или неблагополучия с одной стороны, и регулятор наших желаний и устремлений с другой. А если говорить языком гештальта, то чувство – это целостный сигнал об отношениях потребности человека и среды. Чувства могут нести в себе огромный энергетический потенциал, но даже в этом случае не стоит путать их с эмоциями. Эмоции – это внешнее выражение наших чувств, предъявление их окружающему миру. Это невербальный язык общения, который появился у наших далеких предков еще много сотен тысяч лет назад. Он помогал понимать друг друга и успешно взаимодействовать еще до появления членораздельной речи и вербальных коммуникаций. Даже высшие животные способны различать наши эмоциональные послания по тону голоса и выражению лица. Таким образом, несмотря на то, что чувства несут в себе эмоциональную окраску и энергию, они превращаются в эмоции только тогда, когда человек начинает предъявлять их миру и людям. Как писал Лоуэн: «Чтобы избежать смешения этих понятий, надо отметить, что слово emotion предполагает деятельность (motion – движение и предлог e- наружу, вовне)». /А. Лоуэн. Психология тела/. Если же из-за силы переживания или неумения замечать свои чувства человек проскакивает сразу в область эмоций, не сумев осознать свои чувства, тогда говорят: «Нет чувств - одни эмоции»! Резюмируя можно сказать, что: ощущения – это информация чувства – как я к этому отношусь (моя оценка) эмоции – как на это реагирую и что я этим выражаю (мои реакции и послания миру). Взглянув на эти понятия с точки зрения выполняемых ими функций, легко увидеть их место на кривой цикла контакта. Их информационную, оценочную и контактинговую роль в процессе удовлетворения потребности трудно переоценить. Помню как много лет назад, на одном из психологических тренингов меня поразил вопрос ведущего к одной из участниц группы, которую звали Настя: «Кому ты плачешь и чего ты от этого хочешь»? – и ее удивленный ответ: «Никому и ничего, просто плачу и все, я так часто делаю». Позже удалось понять и ее чувства, и адрес ее эмоций и то, какую потребность она пытается этим разрешить. Меня поразило, что эмоции – не бесконтрольная стихия, а наш выбор действия и разрешения потребности, что у эмоций есть адресат и конкретная цель. Осознает ли это плачущий человек – это уже другой вопрос. Рассмотрим последовательность возникновения и проявления аффективной волны «ощущения – чувства – эмоции» на примере цикла удовлетворения потребности Б. Резника и Т. Барли: I. Этап недифференцированности. II. Этап формирования фигуры. III. Этап фокусировки фигуры. IV. Этап сканирования поля. V. Этап разрешения потребности. VI. Этап ассимиляции. VII. Этап недифференцированности». Возникновение ощущений, нарастание их интенсивности и формирование смутной фигуры потребности соответствует уровню ощущений. Фокусировка фигуры, идентификация ощущений и их оценка рождает чувства, сопровождающиеся сканированием поля на предмет удовлетворения потребности – уровень чувств. Выбор способа действия и разрешение потребности соответствует уровню эмоций. Затем следует вторая, контрольная волна – уровень приятных ощущений - этап разрешения. Отход и ассимиляция – уровень чувств (удовлетворения) и завершающих эмоций. Далее - временное затишье, когда поле не дифференцировано. К сожалению, так происходит далеко не всегда. Часто нарушение цикла удовлетворения происходят из-за искажения восприятия ощущений, неправильной идентификации чувств и неосознанном предъявлении своих эмоциональных реакций. Ситуацию осложняют речевые шаблоны языка, как русского, так и языков романской группы. Возможно, по-другому обстоят дела на Востоке, но с уверенностью утверждать не могу. Мы говорим: «органы чувств» вместо того, чтобы сказать: «органы ощущений»; мы говорим: «он выражает свои эмоции» вместо того, чтобы сказать: «он выражает свои чувства», а о человеке с небогатой эмоциональной экспрессией мы говорим, что «у него мало чувств». Получается, мы изначально не понимаем роль ощущений, на их место ставим чувства, а на место чувств ставим эмоции. Хочу повторить хорошо известное высказывание Польстера: «Люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены. Такое извращение связи между ощущениями и поведением – свидетельство отчуждения от самого себя». / И.Польстер, М.Польстер. Интегративная гештальт-терапия/. Если искажения на уровне ощущений приводят к таким последствиям, что же происходит, когда идут искажения также на уровне чувств и эмоций? Ощущение голода и чувство одиночества, ощущение сексуального влечения и эмоция гнева. Научившись разграничивать эти понятия, клиент уже не спутает тревогу и голод, усталость и депрессию, влечение и любовь, уверенность и агрессию. Этот список можно продолжать до бесконечности, и вы можете сами вспомнить несколько наиболее ярких примеров из своей практики. Для решения этих и подобных вопросов, как мне кажется, необходимо иметь: 1) Навык дифференцирования ощущений, чувств и эмоций на основе их критериев. Ощущения передают информацию о ситуации внутри и снаружи. Чувства – это внутренние оценки, реакции и переживания. Эмоции – это предъявление реакций и оценок миру. 2) Навык замечания – осознавания моментов перехода ощущений в чувства, а чувств в эмоции, и наоборот. Предлагаю несколько интересных упражнений, помогающих получить практические навыки осознания и дифференцирования. «Список» Составьте максимально большой список чувств, эмоций и ощущений. Не нужно стремиться сделать это за один раз. Лучше выполнять это упражнение в течение нескольких дней – пока не получится внушительный список, включающий 50 – 100 или даже более наименований. «Сортировка» Разбейте его на две – три колонки. Я намеренно не говорю, что их должно быть две или три. Это зависит от того, будут ли чувства и эмоции включены вами в один список, когда одно слово в зависимости от контекста может иметь разные значения, или же есть строго детерминированные слова. Например, куда бы вы отнесли негодование? Панику? А удовлетворение? «Примерка» Примерьте на себя каждое слово из списка – ощутив, прочувствовав или выразив его. Отметьте, что вам давалось легче, а что тяжелее. Есть ли в списке какие-то наименования, которые совсем не удалось представить и пережить? Еще в течение дня полезно остановиться на минуту-другую и «поймать за хвост» проживаемую эмоцию, чувство или ощущение, осознав и идентифицировав «пойманного зверя». Определяйте силу и четкость переживаемого, по 10-ти бальной, 100% или какой либо иной удобной вам шкале. «Маятник чувств» Прислушайтесь к себе и осознайте ваше актуальное чувство в данный момент. Оставайтесь с ним некоторое время, а затем уйдите в область ощущений, связанных с этим чувством, замечая и осознавая место, силу, четкость и другие параметры. Вернитесь в область чувств и посмотрите, какие новые оттенки возникли у чувства или же оно изменилось совсем. А затем, оттолкнувшись от этого чувства, уйдите в область эмоций, замечая как вы их выражаете в движениях, жестах, мимике и интонации. Через некоторое время вернитесь снова в область чувств и осознайте, что вы чувствуете теперь, что изменилось и что появилось. «Зона беспокойства» Когда человека волнует какая-то проблема, вокруг нее возникает зона беспокойства из чувств, ощущений и эмоций. С одной стороны, в этой области все переживания сильнее и острее, а с другой – они менее ясные и устойчивые. Это напоминает комнату кривых зеркал, в которых человек искажается так, что выглядит то тощим гигантом, то широким карликом, то идущим вверх ногами, то растягивающимся вперед как жевательная резинка. Ежедневно замечая – осознавая силу и определенность чувств, ощущений и эмоций в этой проблемной зоне, вы сможете отслеживать положительную динамику изменений как самой зоны, так и проблемы, которая ее порождает. Работе со сферой, в которой улучшения идут медленнее, стоит уделить больше времени и сил. Подводя итоги, отмечу, что понимание роли и места этих феноменов, а также умение их дифференцировать является важным условием для осознавания – замечания истинных чувств, ощущений и эмоций, которые помогут клиенту увидеть и восстановить нарушения контакта с актуальной потребностью. Они являются самым надежным индикатором энергетических процессов, идущих в человеке при «возмущении» поля «организм – внешняя среда». Источник: www.zdes-i-teper.ru Комментарии: |
|