Технологическая сингулярность — вероятный путь развития нашего будущего. Что значит этот, казалось бы, сложный термин? Какие признаки приближения сингулярности можно увидеть уже сейчас? И стоит ли её бояться? Вспоминаем наследие футурологов, писателей-фантастов и режиссеров и пробуем разобраться.
«Ты всего лишь машина. Только имитация жизни. Робот сочинит симфонию? Робот превратит кусок холста в шедевр искусства?» — говорит герой фильма «Я робот», снятого по мотивам одноименного сборника рассказов Айзека Азимова, одного из самых известных писателей- фантастов 20 века. А что, если в недалеком будущем робот сумеет не только сочинить симфонию, но и совершить любое действие, на которое раньше был способен лишь человек? Что, если фантасты умело предсказали самый вероятный вариант нашего будущего? Футурологи всего мира пытаются ответить на вопрос, смогут ли те, кого создал сам человек, превзойти его в возможностях , а если смогут, то когда и что из этого выйдет?
Известный демограф Николас Эберштадт в своей лекции «Что будет с населением Земли в 2035 году?» отметил, что демографическое увеличение населения земли идет по экспоненте. Порог в 100 миллионов человек преодолевался за 1000 лет до Рождества Христова. Человечеству понадобились тысячелетия для такого демографического рывка. При этом первый миллиард появился примерно 200 лет назад, потом миллиард стал появляться каждые 100 лет, затем — каждые 50, сейчас новый миллиард появляется каждые 12-13 лет.
Это иллюстрация экспоненциального закона роста, он проявляется на разных «ветвях» развития, в том числе и на технологическом. В 1965 году основатель корпорации Intel Гордон Мур вывел логарифмический закон, согласно которому каждые полтора года компьютеры становятся в два раза «умнее». По мнению американского футуролога Рэймонда Курцвейла, если закон Мура продолжит функционировать, то уже к 2030 году компьютеры по своей производительной мощности смогут приблизиться к мозгу человека. Вероятность ускоренного развития техники и появления в какой-то момент сверхразума предполагают многие футурологи мира и называют это технологической сингулярностью.
Что нас ждёт в XXI веке? Футурологический прогноз Рэя Курцвейла ?
Впервые концепцию технологической сингулярности представил профессор математики и писатель-фантаст Верно Виндж на симпозиуме VISION-21 в 1993 году:
«Сингулярность — это точка, в которой наши старые модели придётся отбросить, где воцарится новая реальность.
Когда прогресс будет направляться интеллектом, превосходящим человеческий, он станет куда стремительнее. Фактически, нет оснований полагать, что прогресс не станет плодить всё более разумные сущности и всё более быстрыми темпами.
Такое событие аннулирует за ненадобностью весь свод человеческих законов, возможно, в мгновение ока. Неуправляемая цепная реакция начнет развиваться по экспоненте безо всякой надежды на восстановление контроля над ситуацией. Изменения, на которые, как считалось, потребуются «тысячи веков» (если они вообще произойдут), скорее всего, случатся в ближайшие сто лет».
Виндж видит несколько путей развития этой теории:
- Возникнет сверхчеловеческий разум вследствие развития техники;
- Повысится эффективность человеческого разума и физических характеристик при помощи генной инженерии;
- Крупные компьютерные сети смогут самостоятельно идентифицировать себя как разумные сущности;
- Синтез компьютера и человека приведет к тому, что человек сам будет иметь сверхинтеллект.
Человек задумался о создании искусственного интеллекта, чтобы упростить себе жизнь и оптимизировать большую часть работы. Благодаря оптимизации компьютеры уже занимают не целые помещения, а могут запросто уместиться в ладони, и их стоимость уменьшилась в десятки раз. Роботы в наше время научились выполнять команды, убирать квартиры, мы обзавелись «умными» домами, существует даже робот-художник, способный воспроизвести любую картину. Техника стала не просто компактной и дешевой, но и обладающей интеллектом. Компьютер может распознать ваш голос и перевести информацию в байты, большинство цехов оснащено новейшими технологиями для производства новой продукции, найти какого-либо человека тоже не составляет труда при помощи системы, распознающей лица. Если вспомнить закон, который упоминался в самом начале, то можно рассчитать, что уже к 2040 году каждый из нас сможет приобрести процессор, равный по вычислительной мощности человеческому мозгу.
Продолжать этот список можно бесконечно долго, но что ждет нас, если однажды все заменят компьютерами: место учителей займут интерактивные помощники, автомобилям больше не понадобится водитель, а лучшим художником десятилетия признают робота нового образца? Все это не так далеко, как кажется: уже сейчас роботы без труда могут превосходить человека в плане эффективности и производительности. Робот не устает, не выходит в отпуск и не требует оплаты в привычном нам понимании. Лишь затраты на техническое обслуживание. Едва ли мы можем точно предсказать, что произойдет после технологической сингулярности, однако некоторые детали оценить можно и сейчас.
Рассматривая идею о создании сверхчеловеческого разума, нужно заметить, что уже сегодня производительность суперкомпьютера IBM «Watson» оценивается примерно в 80 триллионов операций в секунду. Новости о развитии и новых возможностях компьютера появляются с завидной регулярностью.
Скриншот выдачи поиска Google
IBM «Watson» способен давать ответы на вопросы, анализировать информацию и скрытые в вопросах значения, планируется использовать суперкомпьютер для помощи в диагностике и лечении рака, и хотя компьютер уступает человеку в принятии решений на ассоциативном уровне, американская компания Neuromatters и Колумбийский университет в Нью-Йорке уже заключили договор на разработку технологии, которая будет сочетать компьютерную мощность и мощность человеческого мозга для решения и этой проблемы.
Синтез человека и компьютера предрекали многие писатели-фантасты и футурологи, пытаясь заглянуть в недалекое будущее. Если говорить о киборгах, на ум сразу приходят Терминатор или Адам Дженсен из Deus Ex. Кажется, это слишком фантастично, чтобы оказаться реальностью, однако, как говорил Уильям Гибсон, «будущее уже здесь, оно просто неравномерно распределено».
Углубляемся: Конец человечества: от библейских легенд до «Безумного Макса» ?
Еще Эдгар Алан По в своем рассказе «Человек, которого изрубили в куски» затрагивал тему аугментации, а именно наращивания имплантатов на тело для воспроизведения человека при помощи технологической мощности. В современном мире уже никого не удивить операциями по замене конечностей на автоматизированные. Но прогресс не стоит на месте, и ученые из университета Carnegie Mellon решили пойти дальше и расширили интерфейс «умных» часов с помощью комплекта из кольца и браслета. Кольцо посылает сигнал постоянно тока в палец и теперь управлять часами можно простым касанием по своей руке.
Сооснователь компании Cyborg Nest Ливиу Бабитс заявил:
«Наша цель — помочь многим людям стать киборгами. Мы верим, что если почувствовать то, что чувствуют животные, то изменится понимание мира. Это позволит нам ступить на следующий этап эволюции».
И уже сейчас с их помощью человек может без операций присоединить к себе чип, который поможет ориентироваться в пространстве и будет вибрировать каждый раз, когда носитель будет поворачивать на север.
«Франкенштейны 21 века» существуют, и их становится все больше. Потенциальное развитие технологического процесса пытались предсказать и визуализировать создатели сериалов «Черное зеркало» и «Мир дикого запада», ведь именно сейчас эта тема актуальна как никогда. Представляя различные взгляды на мир будущего, авторы не забыли и о роботах, чья роль столь велика в наше время.
Мы живем в век, когда уже изобретены летающие машины, а роботы выполняют функции официантов. В 2009 году компания Robosoft представила автобус, способный переправлять людей по спокойным участкам дороги без помощи водителя. И хотя в опасных ситуациях водители брали управление на себя, мы не так далеки от широкого распространения такси без водителей.
Что же нас будет ждать, когда созданная нашими руками техника сможет развиваться вне зависимости от нас? И хотя футурологи сходятся во мнении, что предсказать будущее после технологической сингулярность невозможно, они уверены, что его можно предположить, как это сделал Рэй Курцвейл.
Но, кроме футурологов, этим активно пытаются заниматься современные киноделы, снимая на тему будущего человечества одну картину за другой. Большинство фильмов, показывающих нам предполагаемый сюжет ближайшего будущего, «очеловечивают» роботов, делая их чем-то похожими на людей — терминатор, трансформеры и т.д. Но едва ли у компьютера, обладающего сверхчеловеческим разумом, возникнет потребность создавать свой образ по подобию человеческого.
Научная фантастика также не осталась в стороне от этой темы. Айзек Азимов сформулировал 3 закона робототехники, один из которых гласит, что робот не может причинить вред человеку. Но будет ли так на самом деле? Большинство фантастов представляют не слишком оптимистичный взгляд на будущее человечества. Впрочем, есть и другое мнение на этот счет. Писатель Александр Никонов и футуролог Александр Жаров считают, что человек сможет вступить в симбиоз с искусственным интеллектом и развивать навыки, оставаясь при этом тем, кто контролирует свой разум и тело.
Так что же из всего этого может произойти в ближайшее время? Вероятнее всего, нас ждет массовая «чипизация», которая только начинает набирать обороты. Об этом говорили еще в 2015 году эксперты Всемирного экономического форума. Кроме всего прочего, они обсуждали возможность появления телефонов, встроенных в тело человека, в ближайшие 10 лет. Но вживлением NFC-чипов в узких кругах занимаются уже сейчас (так, например, в 2015 году московский инженер Влад Зайцев вшил себе под кожу NFC-чип карты «Тройка»). В медицине будут появляться разработки в сфере поиска «бессмертия», как биологического, так и кибернетического. Этому поспособствуют уже изобретенные технологии выращивания органов и производства искусственной крови. Несомненно, в таком будущее есть как положительные, так и отрицательные стороны. Сложно оценить все риски и сделать точные прогнозы. Однако нет смысла бояться будущего, оно неизбежно. Стоит помнить лишь о том, как сильно происходящее сегодня влияет на то, что будет завтра.
Обложка: Shutterstock.