«Письма о добром и прекрасном», в которых академик Дмитрий Лихачев размышляет о вечном и дает советы молодым, стали бестселлером еще в 1985 году и были переведены на многие языки. Издательство «Альпина Паблишер» в мае перевыпускает сборник одного из самых известных ученых XX века. «Теории и практики» публикуют несколько писем — о том, почему карьеризм может сделать человека несчастным и невыносимым, как интеллигентность поможет жить долго и для чего человеку «бескорыстное» чтение.
Письмо одиннадцатое
Про карьеризм
Человек с первого дня своего рождения развивается. Он устремлен в будущее. Он учится, научается ставить себе новые задачи, даже не понимая этого. И как быстро он овладевает своим положением в жизни. Уже и ложку умеет держать, и первые слова произносить.
Потом отроком и юношеи? он тоже учится.
И уже приходит время применять свои знания, достичь того, к чему стремился. Зрелость. Надо жить настоящим…
Но разгон сохраняется, и вот вместо учения наступает для многих время овладения положением в жизни. Движение идет по инерции. Человек все время устремлен к будущему, а будущее уже не в реальных знаниях, не в овладении мастерством, а в устрои?стве себя в выгодном положении. Содержание, подлинное содержание утрачено. Настоящее время не наступает, все еще остается пустая устремленность в будущее. Это и есть карьеризм. Внутреннее беспокои?ство, делающее человека несчастным лично и нестерпимым для окружающих.
Письмо двенадцатое
Человек должен быть интеллигентен
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белои? воронои?» среди его сослуживцев, друзеи?, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго — да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно. В однои? старои? книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.
Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.
Многие думают: интеллигентныи? человек — это тот, которыи? много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большои? степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового.
Больше того… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знании?, образованности, лишите его самои? памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величаи?шие произведения искусства, забудет важнеи?шие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знании?, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубои? «штуковины», сделаннои?, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотои? природы, понять характер и индивидуальность другого человека, вои?ти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка — разговорного и письменного, — вот это и будет интеллигентныи? человек.
Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочеи?: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какои?!).
Семья Лихачевых, Дмитрий — в центре, 1929 год; Дмитрий Лихачев, 1989 год, © Д. Бальтерманц
Я знал на Русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужои? радости.
Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.
Что тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.
Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других — это признак душевнои? и духовнои? слабости, человеческои? неспособности жить… Толкается в переполненном автобусе — слабыи? и нервныи? человек, измотанныи?, неправильно на все реагирующии?. Ссорится с соседями — тоже человек, не умеющии? жить, глухои? душевно. Эстетически невосприимчивыи? — тоже человек несчастныи?. Не умеющии? понять другого человека, приписывающии? ему только злые намерения, вечно обижающии?ся на других — это тоже человек, обедняющии? свою жизнь и мешающии? жить другим. Душевная слабость ведет к физическои? слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетнии? опыт меня в этом убедил.
Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.
Лицо человека, искажающееся злобои?, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества — не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.
Социальныи? долг человека — быть интеллигентным. Это долг и перед самим собои?. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращеннои? к нему).
Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этои? книге, — призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья. Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко — как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашеи? современности, великои? современности, принадлежать к которои? — великое счастье.
Письмо двадцать второе
Любите читать!
Каждыи? человек обязан (я подчеркиваю — обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собои?.
Основнои? (но, разумеется, не единственныи?) способ своего интеллектуального развития — чтение.
Чтение не должно быть случаи?ным. Это огромныи? расход времени, а время — величаи?шая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя еи? жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальнои? программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.
Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительнои? мере результатом самовоспитания.
Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа.
Опасность чтения — это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.
Скоростное чтение создает видимость знании?. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессии?, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания.
Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокои?нои?, неторопливои? и несуетливои? обстановке, например на отдыхе или при какои?-нибудь не очень сложнои? и не отвлекающеи? внимания болезни?
«Учение тяжело, когда мы не умеем наи?ти в нем радость. Надо формы отдыха и развлечении? выбирать умные, способные чему-то научить»
Литература дает нам колоссальныи?, обширнеи?шии? и глубочаи?шии? опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех ее сложностеи?, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людеи?. Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьнои? ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится — вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. Если первыи? раз прочли произведение невнимательно — читаи?те еще раз, в третии? раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящеи? обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с
«Незаинтересованное», но интересное чтение — вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.
Умеи?те читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сеи?час все — она модная. Умеи?те читать с интересом и не торопясь.
Почему телевизор частично вытесняет сеи?час книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует — как смотреть и что смотреть. Но постараи?тесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгои? поудобнее, и вы пои?мете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достои?но этои? траты. Читаи?те же больше и читаи?те с величаи?шим выбором. Определите сами свои? выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческои? культуры, чтобы стать классикои?. Это значит, что в неи? что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?
Классическое произведение — то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросаи?тесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самыи? большои? и самыи? драгоценныи? капитал, каким он обладает, — свое время.
Письмо двадцать шестое
Учитесь учиться!
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знании?, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физическии? труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т. д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелеи?шая и сложнеи?шая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.
Учение — вот что сеи?час нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнеи?шие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что краи?не важно), к математике, к усвоению просто знании? и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.
Умеи?те не терять времени на пустяки, на «отдых», которыи? иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняи?те свои? светлыи? разум мутными потоками глупои? и бесцельнои? «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знании? и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкии? вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашеи? молодежи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знании? — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем наи?ти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечении? выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.
А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли тои? радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знании? и навыков.
Посмотрите на маленького ребенка — с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постараи?тесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих. Не зарекаи?тесь: не люблю учиться! А вы попробуи?те любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читаи?те стоящие книги, а не просто чтиво. Изучаи?те историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентныи? человек. Именно они дают человеку нравственныи? и эстетическии? кругозор, делают окружающии? мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в
Учитесь любить учиться!