Нечеловеческое сознание |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-09-17 14:00 Есть ли сознание у других животных, а если есть ? то какое оно? Вопрос о сознании до сих пор остается столь запутанным, что разделяет не столько научные школы, сколько философские подходы. Что это вообще такое – сознание? Является ли оно обязательной частью сложных когнитивных процессов познания мира? Существуют ли разные типы, формы, уровни развития сознания? Есть ли оно у животных? Впрочем, туман вокруг последнего из этих вопросов мало-помалу рассеивается: все больше элементов, которые мы привыкли считать проявлениями чисто человеческого сознания, обнаруживается у животных. И далеко не всегда эти животные – похожие на нас шимпанзе или орангутанги. Это могут быть просто волки, собаки и даже попугаи. Аутисты: особый уровень Профессор Тэмпл Грандин (Temple Grandin) – научная знаменитость мирового уровня, главная героиня бестселлера не менее знаменитого невропатолога Оливера Сакса «Антрополог на Марсе». Профессор Грандин – аутист и крупный эксперт по поведению животных. Эта уникальная комбинация позволила ей выдвинуть гипотезу о том, что сознание аутиста ближе к животным, чем сознание людей с нормально развитым мозгом. Свою идею Тэмпл Грандин развила в книге «Думать картинками» (Thinking in Pictures, 1995 г.), а затем – «Перевод с животного» (Animals in Translation, 2005 г.). Кстати, в 2010 г. на экраны вышел фильм, рассказывающий о жизни знаменитой ученой, роль которой исполнила Клэр Дэнс. Тэмпл Грандин ©Steve Jurvetson Тэмпл Грандин выделяет четыре иерархических уровня сознания: сознание в пределах одной сенсорной системы; сознание, интегрирующее информацию всех сенсорных систем организма; сознание, связывающее эти данные с эмоциями; наконец, сознание, способное осмыслить эти переживания в мышлении и языке. Себя, как и других аутистов, ученая помещает лишь на второй уровень, где благополучно происходит интеграция различных данных, но невозможна их переработка посредством эмоций и не происходит автоматический перевод в языковые символы. (Именно поэтому первая книга Грандин так и названа – «Думать картинками».) С этой классификацией, разумеется, можно не соглашаться. Однако она выглядит достаточно удобной и простой для того, чтобы выяснить: а как обстоит с сознанием у животных? Врановые: как дети Когнитивные способности врановых изучает кембриджский зоолог Николь Клейтон (Nicola Clayton). Изощренные и остроумные эксперименты над ворОнами, вОронами и сойками позволили ей с коллегами выявить те типы поведения, которые обычно связывают с наличием самосознания, развивающегося у детей далеко не в первый год жизни. Скажем, если сойка замечает, что за ней следят, пока она прячет запасы пищи, – она обязательно вернется к «заначке» и перепрячет ее незаметно от чужих глаз. Интересно, что чаще всего такая манера поведения проявляется у птицы лишь после того, как она сама выкрала чью-то заначку. ©Nicola Clayton Это показывает, что у врановых существует такая сложная вещь, как модель психического состояния другого (англоязычный термин Theory of Mind до сих пор не нашел общепринятого перевода на русский). Это – представление о том, что знают и чего не знают другие, и как они на основе этих знаний могут действовать. Легко понять, что такое представление должно быть непременным атрибутом осознания себя самого, да и сознания в принципе. У детей модель психического состояния другого развивается, в среднем, лишь к четырем годам. Скажем, не так давно было доказано, что двухлетние малыши, даже когда из собственного опыта знают, что другой человек не может за ними подглядеть из-за непрозрачной маски, неспособны адекватно интерпретировать эти знания и использовать их в действии. Другой забавный пример исключительной «сознательности» врановых ? их способность предсказывать изменения в окружающем, которые способны вызвать их действия. Скажем, они могут бросать камешки в сосуд, чтобы уровень воды повысился, и птица могла добраться до плавающего на поверхности лакомства. Человеческие дети достигают таких высот лишь годам к семи. Словом, врановые явно демонстрируют примеры поведения, которое можно ожидать лишь от существ, обладающих какой-то формой сознания. По крайней мере, заметив его за собственными детьми, мы обязательно умилимся их удивительной развитости. Врановые обладают эпизодической памятью и даже способны планировать достаточно сложные и многоэтапные действия ? скажем, подготовить завтрак на будущий день. И хотя далеко не все птицы столь «разумны», замечательные когнитивные способности показывают не только врановые, но и, например, попугаи. Собачьи: жизнь в обществе Впрочем, большинство исследований, посвященных интеллекту и сознанию у животных, проводится на млекопитающих. На прошедшей в 2013 г. в Брюсселе конференции «Появление сознания у животных и поведение человека» американский этолог Марк Бекофф (Marc Bekoff) представил результаты работы, посвященной... честности койотов и волков, обитающих в национальном парке Гранд-Титон. Ученый показал, что в своих играх эти животные используют самые разные подходы для того, чтобы уравнять шансы участников, сделать игру более интересной и полезной для всех. Волки и волчата из национального парка Гранд-Титон ©lovethesepics.com Более мощный волк может сильнее сдерживать силу своих укусов, а иногда в ходе игры они могут даже временно поменяться ролями, и доминантный самец уступит место победителя подчиненному. Получается, что собачьи не только понимают свое место в социальной иерархии и связанные с этим варианты поведения. Они способны даже поставить себя на место другого и принять на себя соответствующие поведенческие схемы. Как дети, играющие в казаков и разбойников. Из собственных наблюдений за койотами Марк Бекофф вывел четыре правила, которым всегда подчиняются их игры: «Предлагай первым, играй честно, соблюдай правила и признавай, если не прав». По словам ученого, детеныш, который не соблюдает эти правила, даже став взрослым, уже не может образовать устойчивых социальных связей и занять хорошее положение в общественной иерархии. Как следствие, среди таких животных уровень смертности намного выше, чем у достойных членов общества койотов. А вот венгерские ученые экспериментировали на еще более близких нам собаках, изучая их поведение в ходе взаимодействия с совершенно непохожими на них существами ? людьми и роботами. Авторы показали, что и относительно них у собак со временем появляются определенные ожидания, представления о достойном и недостойном поведении, социальной роли и т.д. Бонобо: сопереживание Однако генетически и анатомически ближе всех к нам стоят шимпанзе, обыкновенные и карликовые (бонобо). Неудивительно, что они являются самым популярным объектом исследований сознания. Скажем, недавно были опубликованы результаты работы американских ученых, которые изучили, как бонобо, обитающие в храмах Республики Конго, утешают друг друга. Храмы эти населяет большое количество шимпанзе, многие из которых принесены сюда еще детьми, после гибели матери. Здесь о них заботятся и выхаживают люди. Ученые выяснили, что эмоциональный контроль у бонобо прямо связан с готовностью успокаивать и утешать других после вспышек гнева или неудачной схватки с соперником. И контроль, и сопереживание лучше развивались у детенышей, которые росли вместе со своими матерями. ©Zanna Clay Способность сопереживать ? эмпатия ? является одной из ключевых почти для всех наших социальных взаимодействий. Она позволяет не просто утешать ближнего, но ставить себя на его место, понимая и предсказывая его возможные реакции на те или иные обстоятельства. Это важнейшая часть той самой модели психического состояния другого. Неудивительно, что, подводя итоги того самого симпозиума в Брюсселе, крупный американский философ Дэниел Деннет (Daniel Dennett) призвал вообще не проводить слишком строгих разграничений между «развитыми» животными, обладающими «почти человеческим» сознанием, и всеми остальными «биороботами», лишенными его. По мнению Деннета, сознание возникает очень постепенно и является обязательным свойством больших взаимосвязанных нейронных сетей любого сложного мозга. В самом деле, легко заметить, что современные исследователи стараются продемонстрировать у животных не столько сознание как таковое, сколько отдельные его проявления. Способность узнать себя в зеркале, способность планировать свои действия, сопереживать и так далее ? все то, что мы сами, как считается, обретаем благодаря сознанию. При таком подходе Деннет оказывается совершенно прав: те или иные аспекты «сознания» можно обнаружить и у рыб, и даже у беспозвоночных. При этом само сознание перестает быть чем-то дискретным ? тем, что либо есть, либо нет ? а превращается в расплывчатую, постепенную шкалу, набирающую сложность медленно и постепенно. И видов, и форм сознания может оказаться гораздо больше, чем одно человеческое, к которому мы привыкли, и даже больше чем четыре, предложенные Тэмпл Грандин. Фактически, столько, сколько существует животных с более-менее развитой нервной системой. Источник: naked-science.ru Комментарии: |
|