МОЗГ И МЫШЛЕНИЕ В СВЕТЕ ЭВОЛЮЦИИ

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Как выразился Феодосий Добржанский: «Ничто не имеет смысла в биологии, кроме как в свете эволюции». Таким образом, в дополнение к описанным функциональным анатомическим элементам ЦНС, было бы полезно уточнить, что мы знаем о том, каким образом эволюция сформировала мозг и мышление позвоночных в целом и, в частности, лошади.

В 1960-х годых Пол Маклин предложил синтетическую теорию, относящуюся к эволюции структуры человеческого мозга, которую он назвал триединым мозгом. Идея заключалась в том, что человеческий мозг является результатом гнездной иерархии трех мозгов, возникающих последовательно в течение эволюции: примитивного рептильного мозга, состоящего из ствола мозга и полосатого тела; лимбического мозга или мозга палеомлекопитающих, характерного для первых млекопитающих и состоящего в основном из гиппокампа, миндалевидного тела и гипоталамуса (другими словами, основы нейроанатомической цепи, идентифицированной Джеймсом Папезом в 1937 году и участвующей по его мнению в формировании эмоции); и, наконец, неокортекса, который развился у более поздних млекопитающих, достигнув своего апогея у «высших приматов». Для Маклина рептильный мозг является средоточием генетически запрограммированного поведения, например, основных импульсов к еде, обороне, бегству и размножению. Он также контролирует важные функции организма (дыхание, сердечный ритм, температура тела). Лимбической мозг отвечает за эмоциональные реакции, а неокортекс — за «интеллектуальную жизнь» и высшие психические функции. К их числу относятся уникальные возможности к обучению и абстрактное мышление, язык и осознание, достигшие кульминации у человека.

Хотя теория триединого мозга Маклина в определенный момент сыграла позитивную роль, поскольку привлекла внимание к важности эволюционного прошлого в формировании мозга, тем не менее, она несовместима с тем, что известно на сегодняшний день. Как отметил Стивен Пинкер: "Одна из проблем триединой теории состоит в том, что силы эволюции — не просто куча наслоений на неизменном фундаменте. Естественный отбор происходит с тем, что уже существует, однако он оказывает на него влияние и изменяет. Большинство частей человеческого тела достались нам от древних млекопитающих и живущих прежде них древних рептилий, но они были сильно модифицированы, чтобы соответствовать особенностям человеческого образа жизни, таким как прямохождение… Эмоции также не остались незатронутыми… У животных эмоциональный репертуар широко варьируется в зависимости от их вида, пола и возраста. Среди млекопитающих встречаются как львы, так и ягнята». Кроме того, пишет Марк Жаннеро: «Триединая теория Маклина свидетельствует о непреходящей стойкости модели эволюции, продвигающейся в виде последовательных слоев, где возрастающая сложность рассматривается как результат иерархии видов, выстроенной со временем… Тем не менее, мы знаем, что это видение эволюции видов в форме непрерывного прогресса едва ли соответствует текущему мнению, которое основано на мутации и селекции». Наконец, Пьер-Ив Ризо отмечает: «Кора головного мозга у млекопитающих не более новая, чем у нынешних рептилий: они обе эволюционировали, каждая по-своему, в соответствии с ограничениями, которым они были подвержены ... На самом деле, вся доктрина Маклина вызывает сомнения ... Неправильно утверждать, что схема Папеза специализируется на формировании эмоций… Сегодня кажется, что триединая теория Маклина основана на ложных предположениях относительно анатомии мозга, его работы, и того, как он эволюционировал от одного вида к другому в течение миллионов лет». Прежде чем кратко осветить несколько аспектов современных представлений об эволюции мозга и разума, позвольте мне сказать, что я упомянул устаревшие понятия Маклина, поскольку они по-прежнему встречаются во многих псевдонаучных комментариях относительно мозга лошадей и их умственных способностей. Сам Маклин сравнивал «лимбический мозг» с мозгом лошади. Он писал: «Говоря аллегорически об этих трех мозгах в пределах головного мозга, представьте себе, что когда психиатр велит пациенту прилечь на диване, он просит его растянуться рядом с лошадью и крокодилом». Некоторые авторы, позабыв образное значение, восприняли буквально то, что Маклин упоминал метафорически. Кроме того, учитывая, что в таком контексте лошадь рассматривается как низшее млекопитающее, подобно лиссенцефалической крысе или кролику, становится очевидной основа многих неправильных рассуждений о нейроанатомии лошади.

Тридцать седьмая часть из книги "The Mind of the Horse" Мишель Антуан Леблан. 4я глава.


Источник: m.vk.com

Комментарии: