Хаос дедлайнов: как планировать дела, чтобы все успевать

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2017-09-02 22:50

Психология

Книги по таи?м-менеджменту часто противоречат друг другу: где-то рекомендуют немедленно выполнять любую мелкую задачу, кто-то считает, что начинать надо с самого сложного, а кто-то, наоборот, что нужно сознательно откладывать дела на потом. Журналист Браи?ан Кристиан и ученый-когнитивист Том Гриффитс уверены: чтобы все успевать, людям надо пользоваться алгоритмами, по которым работают компьютеры, — с их помощью давно можно наи?ти оптимальный вариант с учетом всех заданных условий. В издательстве «Альпина Паблишер» вышла их книга «Алгоритмы для жизни: Простые способы принимать верные решения», в которой авторы объясняют, как применять сложные математические формулы для решения повседневных задач. T&P публикуют фрагмент.

Наука о времяпрепровождении

Хотя проблема таи?м-менеджмента и стара, как само время, наука о планировании родилась в механических цехах индустриальнои? революции. В 1874 году Фредерик Теи?лор, сын зажиточного юриста, отказался от учебы в Гарварде, чтобы стать помощником инженера на заводе гидрооборудования в Филадельфии. Четыре года спустя он закончил обучение и начал работать на Мидвэльском сталелитеи?ном заводе — сначала токарем, затем бригадиром механического цеха и в конце концов стал главным инженером. За это время он пришел к выводу, что время работы техники (и людеи?) использовалось не очень-то эффективно. Этот вывод и лег в основу разработаннои? им дисциплины, которую он назвал «научныи? менеджмент».

Теи?лор создал производственно-диспетчерскии? отдел, ключевым элементом которого стал информационныи? стенд, на которыи? вывешивалось расписание работы в цехе. В расписании было указано, какую задачу в данныи? момент выполняет каждая из машин и какие задачи стоят на очереди. Такая практика также ляжет в основу работ коллеги Теи?лора Генри Ганта. Во втором десятилетии ХХ века он создаст свою знаменитую диаграмму, которая впоследствии поможет реализовать несколько наиболее амбициозных проектов столетия в сфере строительства — от дамбы Гувера до системы межштатных магистралеи? США. Век спустя диаграммы Ганта все еще украшают стены кабинетов и экраны ноутбуков руководителеи? проектов в таких компаниях, как Amazon, IKEA и SpaceX.

Теи?лор и Гант сделали планирование объектом своих исследовании? и дали ему визуальную и концептуальную форму. Однако они не разрешили фундаментальныи? вопрос: какая же система планирования лучше? Первыи? намек на то, что на этот вопрос в принципе можно ответить, появился только спустя несколько десятилетии? — в 1954 году в научнои? работе, опубликованнои? математиком-исследователем Селмером Джонсоном из корпорации RAND.

© urfinguss / iStock

© urfinguss / iStock

Джонсон исследовал сценарии? переплетного дела: сначала книгу нужно напечатать на одном станке, а потом переплести, используя другои?. Но наиболее распространенным примером спареннои? работы двух устрои?ств из нашеи? жизни служит прачечная. Когда вы стираете вещи, в первую очередь они проходят через стиральную машину, а потом отправляются в сушилку. Количество времени, которое заи?мет каждыи? процесс, напрямую зависит от того, что вы загружаете. Если одежда сильно запачкана, то времени на стирку потребуется больше, при этом время на сушку не будет отличаться от обычного. Большее количество вещеи? будет дольше сушиться, но стирка заи?мет то же время, что и в случае меньшеи? загрузки. И здесь Джонсон задал вопрос: «Если за один подход вам необходимо постирать и посушить несколько условных комплектов вещеи?, как это лучше организовать?»

Его ответ был таков: вам необходимо определить, какои? процесс заи?мет у вас меньше всего времени, то есть выбрать тот комплект, стирка или сушка которого заи?мет минимальное время. Если комплект быстро постирается, начните именно с него. Если же минимальное количество времени требуется для сушки, заи?митесь этим комплектом в последнюю очередь. Повторите те же деи?ствия в отношении остальных комплектов вещеи?, двигаясь от начала и конца расписания к середине.

Интуитивно понятно: алгоритм Джонсона работает потому, что вне зависимости от выбраннои? последовательности загрузки белья в самом начале будет работать только стиральная машина, при этом сушилка будет простаивать (а в самом конце, когда останется только посушить выстиранные вещи, — наоборот). Если в самом начале стирать вещи на коротких программах, а в конце сушить наименьшее количество вещеи?, то мы увеличим период, когда и стиральная машина, и сушильная работают одновременно. Таким образом, у нас получится свести к минимуму время, проведенное в прачечнои?. Анализ Джонсона лег в основу первого оптимального алгоритма планирования: начните с недолгои? стирки и закончите полупустои? сушилкои?. […]

Существенная для нас проблема планирования деи?ствительно касается только одного устрои?ства — нас самих.

Справляемся с дедлаи?нами

Планируя работу одного устрои?ства, вы сразу же сталкиваетесь с проблемои?. Исследования Джонсона на примере переплетного дела основывались на максимальном сокращении временных затрат, необходимых для выполнения работы двумя машинами. В случае управления одним устрои?ством, если мы будем выполнять все поставленные задачи, любое расписание потребует одинаковое количество времени и определение порядка задач будет лишено смысла.

Это фундаментальныи? и парадоксальныи? факт, и он стоит того, чтобы еще раз повторить его и закрепить в нашем сознании. Если у вас только одно устрои?ство и вы планируете выполнить все поставленные задачи, то любои? порядок выполнения задач заи?мет у вас одинаковыи? отрезок времени.

Таким образом, мы получаем первыи? урок в планировании работы одного устрои?ства еще до того, как мы приступили к обсуждению, а именно: точно определите ваши цели. Мы не сможем объявить победителя среди способов планирования, пока не пои?мем, как вести счет. Этот вопрос также относится к компьютернои? науке: прежде чем у вас появится план, вы должны определить набор критериев. Оказывается, от выбора критериев напрямую зависит, какои? же подход в планировании станет лучшим.

Первые научные работы о планировании задач для одного устрои?ства последовали сразу же за исследованием Джонсона и предложили ряд веских критериев. Под каждыи? критерии? была разработана простая оптимальная стратегия.

Мы привыкли к тому, что, например, для каждои? задачи существует срок исполнения и допустимая величина просрочки. Таким образом, мы можем ввести термин «максимальное опоздание выполнения набора задач» — наибольшии? среди этих задач срыв установленного срока исполнения (именно это будет учтено вашим работодателем при оценке вашеи? деятельности). Для розничных покупателеи? или заказчиков услуг, например, максимальная задержка выполнения задачи соответствует самому долгому времени ожидания для клиента.

Если вам хотелось бы минимизировать время такои? максимальнои? задержки, следует начать с выполнения задачи, срок исполнения которои? наступит в первую очередь, и двигаться по направлению к задаче, которую можно выполнить максимально нескоро. Стратегия, известная как «скорая дата исполнения», на самом деле во многом интуитивна. (Например, в сфере оказания услуг, когда срок исполнения задачи для каждого клиента начинается с момента, когда тот вошел в дверь, такая стратегия предполагает обслуживание клиентов в порядке их появления.) Но некоторые выводы удивительны. Например, абсолютно не важно, сколько потребуется времени на выполнение каждои? конкретнои? задачи: на план это никак не влияет, поэтому, по сути, вам это и не нужно знать. Все, что важно, — это знать, когда задание должно быть исполнено.

Возможно, вы уже используете стратегию скорои? даты исполнения, чтобы справляться с рабочеи? нагрузкои?, тогда вам не нужно прислушиваться к советам программистов при выборе стратегии. Но, скорее всего, вы не в курсе, что это оптимальная стратегия. Более точным будет сказать, что для вас важен только один конкретныи? показатель — сокращение времени вашего максимального опоздания. Если вы не преследуете такую цель, то вам может больше подои?ти другая стратегия.

© pixel107 / iStock

© pixel107 / iStock

Например, возьмем холодильник. […] У каждого продукта разныи? срок хранения, поэтому употребление их по принципу очередности истечения срока хранения кажется самои? разумнои? идееи?. Однако это еще не конец истории. Алгоритм скорои? даты исполнения, или в нашем случае даты порчи продукта, оптимален для сокращения времени максимального опоздания, что означает минимизацию степени испорченности одного наиболее испорченного продукта, которыи? вам предстоит съесть. Наверное, это не самыи? аппетитныи? критерии?.

Возможно, вместо этого мы хотели бы минимизировать количество продуктов, которые испортятся. И тогда нам лучше прибегнуть к помощи алгоритма Мура. В соответствии с ним мы начинаем процесс отбора продуктов по принципу самого раннего истечения срока хранения, планируя употребление в первую очередь самого скоропортящегося продукта, по одному продукту за раз. Но как только мы понимаем, что не сможем съесть следующии? продукт вовремя, мы берем паузу, возвращаемся ко всем тем продуктам, которые уже распланировали, и выбрасываем самую крупную единицу (ту, на употребление которои? нам понадобится больше всего днеи?).

Например, возможно, нам придется отказаться от дыни, которую можно съесть только за несколько подходов. Таким образом, мы каждыи? раз следуем этои? схеме, выкладывая продукты по сроку их хранения и отправляя в мусорное ведро самыи? объемныи? продукт из распланированных, которыи? мы не успеваем съесть. В тот момент, когда мы можем употребить в пищу все оставшиеся продукты и не допустить порчи какого-либо из них, мы достигаем цели.

Алгоритм Мура по максимуму сокращает количество продуктов, которые вам пришлось бы выбросить. Разумеется, вы можете пустить еду на компост или просто отдать соседу. Но если речь идет о производственных или бумажных делах, когда вы не можете просто отказаться от проекта, при этом именно количество не исполненных в срок проектов (а не степень задержки их исполнения) имеет для вас большое значение, то алгоритм Мура не подскажет вам, как поступить с просроченными задачами. Все, что вы выкинули из основнои? части плана, можно сделать в самом конце в любом порядке, поскольку эти вопросы уже не были решены в срок.

Как разобраться с делами

Иногда соблюдение сроков — не самая большая наша забота. Мы просто хотим переделать все дела: чем больше дел, тем быстрее нам хочется с ними разобраться. Оказывается, что перевести это на первыи? взгляд элементарное желание в плоскость критериев планирования очень непросто.

Первыи? подход — подумать отвлеченно. Мы ранее отметили, что при планировании работы одного устрои?ства мы не можем повлиять на общее время выполнения всех задач, но, если, например, каждая отдельная задача — это ожидающии? клиент, есть способ максимально уменьшить время коллективного ожидания всех клиентов.

Представьте, что по состоянию на утро понедельника вы должны посвятить четыре рабочих дня одному проекту и один день другому. Если вы закончили работу над крупным проектом в четверг днем (прошло четыре дня) и затем завершили небольшои? проект в пятницу днем (прошло пять днеи?), то общее время ожидания клиентов составило девять днеи?. Если вы будете выполнять задачи в обратном порядке, то закончите небольшои? проект в понедельник и крупныи? в пятницу, при этом время ожидания составит только шесть днеи?. Вы в любом случае будете заняты полную рабочую неделю, но сможете сэкономить вашим клиентам три дня их совместного времени. Теоретики в области планирования называют этот критерии? суммои? времен выполнения.

Максимальное уменьшение суммы времен выполнения ведет нас к очень простому оптимальному алгоритму — алгоритму наименьшего времени обслуживания: сначала делаи? то, что можешь сделать быстрее всего.

Даже если ваша работа не связана с нетерпеливыми клиентами, ожидающими решения их вопроса, алгоритм наименьшего времени обслуживания поможет вам справиться с вашими делами. (Наверняка вас не удивляет эта параллель с рекомендациями из книги «Как привести дела в порядок» — немедленно приступать к любому заданию, на выполнение которого вам потребуется не более двух минут.) Невозможно изменить время, которое потребуется вам на выполнение всего объема работы, но алгоритм наименьшего времени обслуживания облегчит вам жизнь, сократив количество нерешенных задач в максимально краткии? срок. Критерии? суммы времен выполнения можно объяснить и иначе: представьте, что вы сосредоточены только на сокращении вашего списка дел. Если каждое незаконченное дело раздражает вас, то быстрое решение простых вопросов может немного облегчить ваши страдания.

Разумеется, не все незавершенные дела одинаковы по своеи? природе. Потушить пожар на кухне, конечно, следовало бы в первую очередь, отложив тушение «пожара» на работе: отправка срочного письма клиенту в этом случае подождет, даже если ликвидация пожара на кухне отнимет у вас больше времени. В планировании разная значимость задач выражена переменнои? веса. Когда вы выполняете дела из вашего списка, этот вес может быть фигуральным и выражаться только в тяжести тои? горы, которая упадет с ваших плеч с выполнением тои? или инои? задачи.

Время выполнения задачи показывает, как долго вы несете на себе это бремя, и максимальное сокращение суммы времен весового выполнения (это время выполнения любои? задачи, умноженное на ее вес) максимально уменьшит тяжесть на ваших плечах, пока вы справляетесь с другими делами по списку.

Для этои? цели оптимальнои? стратегиеи? будет слегка усовершенствованная версия алгоритма наименьшего времени обслуживания. Разделим вес каждои? задачи на время, необходимое для ее выполнения, приступим к решению вопроса с наибольшим показателем соотношения важности к единице времени (чтобы развить нашу метафору, можем назвать этот показатель удельным весом) и далее будем двигаться от вопроса к вопросу по мере убывания значения показателя. Поскольку определить степень важности каждого из ваших повседневных дел порои? затруднительно, эта стратегия предлагает использовать грубыи? эмпирическии? метод: в качестве приоритетнои? выберите ту задачу, которая не только заи?мет у вас вдвое больше времени, чем остальные, но и будет в два раза важнее остальных.

© Dmytro Lastovych / iStock

© Dmytro Lastovych / iStock

В деловом мире вес можно оценить в денежном эквиваленте: сколько денег вам принесет выполнение тои? или инои? задачи. Разделив вознаграждение на время выполнения, мы получим почасовую ставку для каждого задания. (Если вы фрилансер, для вас это может быть особенно эффективно: просто разделите стоимость каждого вашего проекта на его объем и работаи?те над проектами в порядке уменьшения почасовои? ставки.) Что любопытно, весовая стратегия также появляется и в исследованиях, посвященных добыванию пищи у животных: там доллары и центы превращаются в орехи и ягоды. Животные, стремясь получить максимум энергии от пищи, ищут пропитание, исходя из соотношения калории?ности и временных затрат на поиски и съедение. […]

Отбираем задачи

Вернемся к тому, с чего мы начали наши рассуждения о планировании работы одного устрои?ства. Как говорится, «человек с одними часами знает, сколько времени; человек с двумя часами никогда не уверен, которыи? час». Информатика может предложить нам оптимальные алгоритмы под любые критерии, которые существуют для работы одного устрои?ства, но выбрать критерии? можем только мы. Во многих случаях мы сами принимаем решение, какую задачу хотим решать сеи?час.

Это позволяет нам радикально переосмыслить проблему прокрастинации — классическои? патологии таи?м-менеджмента. Мы привыкли думать, что это ошибочныи? алгоритм. А что, если все совсем наоборот? Что если это и есть оптимальное решение неправильнои? задачи?

В одном из эпизодов «Секретных материалов» главныи? герои? Малдер, прикованныи? к постели (в буквальном смысле), вот-вот должен был пасть жертвои? вампира-невротика. Чтобы спастись, он опрокинул на пол пакет с семечками. Вампир, бессильныи? перед своеи? психическои? болезнью, стал нагибаться, чтобы подобрать их, семечко за семечком. Тем временем наступил рассвет — раньше, чем Малдер стал добычеи? монстра. Программисты назвали бы такои? метод атакои? пингования или сетевои? атакои? типа «отказ в обслуживании»: если заставить систему выполнять бесконечное количество банальных задач, самые важные вещи будут утеряны в хаосе.

Обычно мы ассоциируем прокрастинацию с ленью и так называемым поведением избегания, но симптомы прокрастинации могут так же легко появиться и у людеи? (или компьютеров, или даже вампиров), которые искренне и с энтузиазмом стремятся сделать все дела как можно быстрее.

© koosen / iStock

© koosen / iStock

В ходе исследования, проведенного в 2014 году Дэвидом Розенбаумом из Пенсильванского университета, участников попросили отнести одно или два тяжелых ведра на противоположныи? конец коридора. Одно из ведер находилось рядом с участником исследования, второе — дальше по коридору. К удивлению экспериментаторов, люди сразу же хватали ведро, стоящее рядом с ними, и тащили его по коридору, при этом проходя мимо второго ведра, которое могли бы тащить всего часть дистанции. Как было отмечено исследователями, «этот на первыи? взгляд иррациональныи? выбор отражает предрасположенность к прокрастинации. Этот термин мы вводим, чтобы дать определение явлению, когда мы спешим выполнить какую-либо промежуточную задачу даже ценои? дополнительных физических усилии?». Откладывание решения большои? задачи в пользу решения множества простых вопросов может быть аналогичным образом расценено как приближение осуществления промежуточнои? цели, что, другими словами, означает, что прокрастинаторы деи?ствуют (оптимально!) так, чтобы максимально быстро сократить количество нерешенных задач в их мыслях. Это не значит, что их стратегия неэффективна для выполнения задач. У них отличная стратегия, но для неверного критерия.

Работа с компьютером представляет определенную опасность, когда нам нужно осознанно и четко выбрать критерии? планирования: пользовательскии? интерфеи?с может ненавязчиво (или навязчиво) заставить нас использовать его критерии. Современныи? пользователь смартфона, в частности, привыкает видеть на иконках приложении? значки, сигнализирующие о том количестве задач, которое мы должны выполнить в каждом из них. Если почтовыи? ящик извещает нас об определенном количестве непрочитанных писем, то получается, что все сообщения по умолчанию имеют одинаковую значимость. В таком случае можно ли порицать нас за то, что мы выбираем невесовую модель алгоритма наименьшего времени обслуживания в решении этои? задачи (в первую очередь разбираи?ся с самыми простыми письмами и оттягиваи? работу с самыми сложными до последнего), чтобы быстро уменьшить количество непрочтенных писем?

Жить по критерию, умереть по критерию. Если все задачи на самом деле имеют одинаковую значимость, именно так нам и придется поступить. Но, если мы не хотим стать заложниками мелочеи?, нужно принять меры, чтобы продвинуться к концу списка дел. И здесь все начинается с осознания, что задача об одном устрои?стве, которую мы решаем, — та самая, которую мы хотим в данныи? момент решать. (В случае со значками приложении?, если мы не можем заставить их отражать наши реальные приоритеты или не в силах побороть порыв оптимально сократить это количество нерешенных задач, брошенное нам как вызов, то, возможно, лучше всего будет попросту их отключить.)

Концентрация на том, чтобы не просто решать вопросы, но решать весовые вопросы, выполняя самую важную работу в каждыи? момент времени, выглядит как панацея от прокрастинации. Но, как показывает практика, даже этого недостаточно. И группа экспертов в области компьютерного планирования убедится в этом при краи?не драматичных обстоятельствах: на поверхности Марса, на глазах у всего мира.

Смена приоритетов и управление очередностью

Стояло лето 1997 года, и у человечества было много поводов для радости. Например, впервые вездеход исследовал поверхность Марса. «Марсопроходец» стоимостью $150 млн развил скорость до 16 000 миль в час, пересек 309 млн миль пустого пространства и приземлился с помощью воздушных амортизаторов на красную скалистую поверхность Марса.

И тут он забуксовал.

Инженеры лаборатории реактивного движения были обеспокоены и поставлены в тупик. «Марсопроходец» удивительным образом начал игнорировать выполнение своеи? ключевои? задачи с самым высоким приоритетом (обмен данными через информационную шину) и стал решать вопросы среднеи? важности. Что же происходило? Неужели робот не понимал, что делает?

Внезапно «Марсопроходец» зафиксировал, что информационная шина не использовалась неприемлемо долго, и, не имея возможности обратиться за помощью, самостоятельно инициировал полную перезагрузку, что стоило миссии почти всего рабочего дня. Спустя день или больше все повторилось снова.

Лихорадочно работая, команда лаборатории в конце концов смогла воспроизвести и затем диагностировать такое поведение. Корнем зла оказалась классическая опасность планирования под названием «смена приоритетов». Происходит следующее: задача с низким приоритетом захватывает для работы системныи? ресурс (скажем, доступ к базе данных), но затем таи?мер прерывает работу задачи на середине, ставя ее на паузу, и активирует диспетчер системы. Диспетчер готов запустить задачу с высоким приоритетом, но не может, поскольку база данных занята. Таким образом, диспетчер опускается ниже по списку очередности задач, запуская различные незаблокированные задачи среднеи? важности вместо того, чтобы запустить задачу с наивысшим приоритетом (которая заблокирована) или задачу с низким приоритетом, которая и блокирует работу (и которая оказалась в самом конце списка очередности после задач среднего приоритета). В таком кошмарном сценарии система может игнорировать задачу высшего приоритета очень долго*.

Как только инженеры лаборатории выяснили, что проблема заключается в смене приоритетов, они написали код для решения проблемы и отправили его через миллионы миль «Марсопроходцу». Решением стало наследование приоритетов. Это означает, что если низкоприоритетная задача блокирует ресурс высокоприоритетнои? задачи, то низкоприоритетная задача должна немедленно «унаследовать» высокии? приоритет тои? задачи, которую она блокирует.

Комик Митч Хедберг рассказывает такую историю: «Я был в казино, отдыхал, вдруг ко мне подошел парень и сказал: «Вы должны пересесть. Вы заблокировали пожарныи? выход». Можно подумать, что я не собирался бежать, если бы начался пожар». Аргумент сотрудника казино: это смена приоритетов. Контраргумент Хедберга: наследование приоритетов. Хедберг, развалившии?ся на стуле перед пытающеи?ся спастись бегством толпои?, мешкая, ставит свою низкоприоритетную задачу над высокоприоритетнои? задачеи? людеи?, намеренных спасти свою жизнь. Но все изменится, если он унаследует их приоритет (перед наступающеи? в панике толпои? ее приоритет наследуется довольно быстро). Как говорит Хедберг, «если вы состоите из горючих материалов и у вас есть ноги, вы никогда не блокируете пожарныи? выход».

© goir / iStock

© goir / iStock

Мораль этои? истории в том, что даже любви к решению задач иногда бывает недостаточно, чтобы избежать роковых ошибок в планировании. И даже любви к решению важных задач — тоже. Готовность краи?не скрупулезно решать самыи? важныи? вопрос с привычнои? нам близорукостью может привести к тому, что весь мир называет прокрастинациеи?. Как в случае с застрявшим автомобилем: чем сильнее вы хотите выбраться, тем больше буксуете. По утверждению Ге?те, «то, что значит больше, никогда не должно быть во власти того, что значит меньше». И хотя в этом есть определенная мудрость, иногда такое утверждение не совсем справедливо. Зачастую то, что значит для нас больше всего, не может быть сделано, пока не закончено самое незначительное дело. Поэтому единственныи? выход — это относиться к неважным вещам с тои? же важностью, как и к тем, выполнение которых они тормозят.

Когда к какому-то заданию невозможно приступить, не завершив перед этим другое, теоретики в области планирования называют это управлением очередностью. Для проведения операционного исследования эксперт Лора Альберт Маклеи?, полагаясь на этот принцип, существенно изменила некоторые аспекты ведения домашнего хозяи?ства в своеи? семье.


Если вы понимаете, как работают такие вещи, это может быть очень полезно. Конечно, жизнь с тремя детьми — это ежедневное планирование… Мы не выходим из дома, пока дети не позавтракают, а дети не смогут начать завтрак, если я забуду дать им ложки. Иногда мы можем забывать элементарные вещи, которые потом тормозят все. С точки зрения алгоритмов планирования осознание этого факта и попытка держать его в памяти — уже большое подспорье. Так я и справляюсь с делами день за днем.

В 1978 году исследователь Ян Карель Ленстра смог использовать тот же принцип, помогая другу Джину с переездом в новыи? дом в Беркли. «Джин постоянно откладывал какое-нибудь дело, не закончив которое мы не могли приступить к срочным вопросам». Как вспоминает Ленстра, они должны были вернуть грузовик, но он был им нужен, чтобы вернуть некоторое оборудование, а оборудование было нужно, чтобы починить кое-что в квартире. Этот ремонт мог подождать (поэтому все и откладывалось), но вернуть грузовик нужно было срочно. По словам Ленстра, он объяснил другу, что задача, предшествующая самои? срочнои?, является еще более срочнои?. Поскольку Ленстра известен как ключевая фигура в теории планирования и был более чем вправе дать такои? совет, он не удержался от деликатнои? иронии. Эта ситуация стала кеи?сом, демонстрирующим смену приоритетов из-за управления очередностью. А пожалуи?, самым выдающимся экспертом в области управления очередностью, считается как раз друг рассказчика — тот самыи? Джин, или Юджин Лоулер.

Ограничитель скорости

Лоулер потратил много лет своеи? жизни, размышляя над тем, как эффективно выполнять последовательность задач, а вот его карьерныи? путь любопытным образом петлял*.

В своем первом исследовании в области управления очередностью Лоулер предположил, что с этим явлением можно легко справиться. Например, возьмем алгоритм скореи?шеи? даты исполнения, которыи? минимизирует максимальную задержку при выполнении набора задач. Если ваши задачи связаны между собои? отношениями предшествования, то все усложняется: вы не можете просто пробираться через список дел, исходя только из их дедлаи?нов, если к некоторым делам нельзя приступить до выполнения других. Однако в 1968 году Лоулер доказал, что это не такая уж и беда, если вы можете построить список дел «задом наперед»: просто выберите те задачи, от выполнения которых не зависят другие дела, и поместите одну из них с наиболее «отдаленным» дедлаи?ном в самыи? конец списка. Затем просто повторяи?те этот процесс, каждыи? раз учитывая только те задачи, которые не являются необходимым условием для выполнения других (пока еще не запланированных) задач.

Но проницательныи? взгляд Лоулера позволил выявить кое-что любопытное. Алгоритм наименьшего времени обслуживания, как мы видели, представляет собои? оптимальное решение, если наша цель — вычеркнуть как можно больше задач из списка дел как можно быстрее. Но если некоторые из ваших задач связаны между собои? отношениями предшествования, не существует простого или очевидного способа адаптировать алгоритм наименьшего времени обслуживания для этои? ситуации. Несмотря на то что задача кажется элементарнои?, ни Лоулеру, ни другим исследователям оказалось не под силу наи?ти для нее эффективное решение.

© Serafima82 / iStock

© Serafima82 / iStock

Более того, сам Лоулер скоро обнаружил, что эта ситуация принадлежит к тои? категории задач, которые, по мнению большинства программистов, не имеют эффективного решения. Специалисты называют их труднорешаемыми.

[…] Не каждая четко сформулированная задача имеет решение. В планировании очевидно, что каждыи? набор задач и ограничении? предполагает наличие какого-либо наилучшего порядка выполнения, поэтому задачи планирования, в сущности, имеют решение, но возможны случаи, для которых просто не существует однозначного алгоритма, могущего подобрать оптимальное расписание выполнения работ в разумные сроки.

Это обстоятельство привело исследователеи? вроде Лоулера и Ленстра к неизбежному вопросу. Так все же какова доля труднорешаемых задач планирования? Через 20 лет после того, как Селмер Джонсон с помощью своеи? работы о переплетном деле дал толчок развитию теории планирования, поиск отдельных решении? стал самои? грандиознои? и амбициознои? задачеи? — своеобразным квестом по нанесению на карту всего рельефа теории планирования.

Исследователи пришли к выводу, что даже самое малозаметное изменение условии? задачи планирования зачастую способно перенести ее в категорию труднорешаемых. Например, алгоритм Мура минимизирует количество не сделанных вовремя дел (или испорченных продуктов) в случае, когда все дела имеют одинаковую важность, но, если одно из дел более значимо, задача переходит в разряд труднорешаемых и ни один алгоритм не в силах предложить оптимальное расписание. Аналогично, если вам приходится ждать наступления определенного момента, чтобы приступить к делам, то почти все задачи по планированию, которые мы можем легко и эффективно решить без такого условия, становятся труднорешаемыми. Запрет на вынос мусорного ведра на улицу до того момента, когда приедет мусоровоз, мог бы стать разумнои? мерои? организации порядка в городе, но при этом вы полностью потеряете контроль над вашим графиком.

Обозначение границ теории планирования продолжается по сеи? день. Недавнее исследование показало, что около 7% всех задач все еще неизвестны. Это неизведанная сторона планирования. Из 93% известных нам задач только 9% имеют эффективное решение, а остальные 84% считаются труднорешаемыми. Другими словами, для большинства задач по планированию типовые решения не подходят.

Если эффективная организация вашего графика кажется вам непосильным делом, возможно, это так и есть. Тем не менее алгоритмы, которые мы обсудили, могут стать отправнои? точкои? для решения таких непростых задач: если решение и не будет идеальным, по краи?неи? мере, оно будет грамотным.


Источник: theoryandpractice.ru

Комментарии: