Ананьев Борис Герасимович |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-09-17 12:39 Ананьев Борис Герасимович психолог, создатель концепции факультета психологии ЛГУ (СПбГУ) Борис Герасимович Ананьев... С полным основанием его можно считать выдающимся ученым 20-го века. Однако истоки трудов этого замечательного психолога тянутся из века 19-го. Сеченов, Павлов, Бехтерев — их научные результаты развил Борис Ананьев. В отечественной психологии ученых такого масштаба отыскать нелегко. Его научные результаты соединили в себе и естественно-научные основы психологии, и её гуманитарные начала. Владикавказ, 1 августа 1907 года здесь появился на свет будущий ученый. Как и множество его сверстников, учился в школе, а в 17 лет стал студентом Горского педагогического института. Студент Борис Ананьев с увлечением занимался в научном кружке, которым руководил доцент Роман Черановский. Молодые экспериментаторы вели исследования на основе теории Бехтерева о рефлексах. Черановский обратил внимание на талантливого студента и пригласил Бориса Ананьева стать своим ассистентом. Коллектив молодых ученых изучал психологические особенности детей, работал над вопросами их умственной одаренности. Подобные проблемы Ананьев осветил и в своей дипломной работе. В возрасте двадцати лет он уехал в Ленинград на стажировку в Институт мозга. Когда учеба во Владикавказе подошла к концу, Ананьев обосновался в Ленинграде окончательно. Его время было посвящено вопросам классификации методов психологической науки, проблемам формирования психики. С начала своей научной деятельности Ананьев стремился к установлению дружественного климата в научных коллективах. Борис Ананьев стремится поступить в аспирантуру Института мозга и читает на конференции доклад о музыке, о её власти над слушателями, об ответственности музыканта. В докладе автор поставил вопрос о социальной полезности музыканта, тему он раскрыл с точки зрения психофизиологии. Доклад основывался на данных экспериментов, воздействие музыки на слушателя Ананьев сравнил с гипнозом. Весной 1929 года в аспирантуре Института мозга начал работу новый молодой ученый. Ему всего 22 года, его зовут Борис Ананьев. В начале 1930-х годов Ананьев заведует лабораторией психологии воспитания, организует в ленинградской школе психологическую службу. К исследованиям он привлекает школьных учителей. Они занимаются изучением характеров детей школьного возраста. Результатом этой работы в 1935 году стала первая монография Ананьева «Психология педагогической оценки». В мрачном 1937 году Ананьев стал заведовать сектором психологии в Институте мозга, он уже кандидат психологических наук. А годом раньше были запрещены исследования в области педологии, пришлось свернуть работы в опытной школе, где изучали педагогическую психологию, характерологию, психологию оценок. Теперь Ананьев нашел себя в новой области деятельности. Он разворачивает работы в сфере психологии чувственного отражения. Пишет статьи, продвигает гипотезу о генезисе чувствительности. Он считает, что чувствительность — это функция организма, а сенсорные процессы имеют важное значение в его развитии. В это же время Ананьев занялся историей отечественной психологической науки. Для движения вперед необходимо помнить о результатах предшествующих исследователей. Ученый обобщает результаты своих трудов и в 1939 году в возрасте 32-х лет становится доктором психологических наук. Его диссертация посвящена истории психологических исследований. А потом была война... Ленинград в блокаде. Чтобы спасти от разрушения бесценные памятники, группа ученых Института мозга под бомбежкой и обстрелами проводит исследования по восприятию городских строений. На основе психофизиологических опытов они создают систему искусственной дезориентации для противовоздушной маскировки. В 1942-43 гг. Ананьев трудится в эвакогоспитале, он занимается вопросами восстановления здоровья раненых бойцов. Изучает травмы головного мозга и их последствия, помогает людям восстанавливать осязание, слух, цветовосприятие, память, речь, волю и характер. Ученый исследует механизмы устной речи, её взаимоотношения со сновидениями, изменения личности при мозговых ранениях. В самый разгар войны открываются отделения психологии в Московском и Ленинградском университетах. Осенью 1943 года Ананьев снова в Ленинграде. Он становится во главе кафедры психологии, читает цикл лекций по психологии для жителей блокадного Ленинграда. Борис Герасимович говорил, что война определила его жизнь, он понял, что человек может жить на максимуме, что важнейшая проблема психологической науки — это исследование возможностей человека. Рубеж 40-50-х годов. Ананьев развивает направление, основы которого он сам заложил, работая в Институте мозга. Теперь его время занято изучением билатеральности мозга и его функций. Ананьеву уже 50 лет. Он обосновывает необходимость комплексного исследования человеческого организма, объединения всех накопленных антропологических знаний. Но пока психологи не принимают его идеи. Осенью 1959 года Ананьев переносит инфаркт и приостанавливает активную научную работу. Следующие десять лет Борис Герасимович посвятил научно-публицистической деятельности. Он пишет статьи, обобщает свои исследования и предшественников, в первую очередь В.М.Бехтерева. Тогда же Ананьев начинает трудиться над книгой «Человек как предмет познания». В его лаборатории на основе сравнительно-генетического метода проходят исследования возрастной динамики психофизиологических функций взрослых людей. Они дают возможность определить для разных возрастных групп нормы развития. Одновременно развивается другое направление научных опытов. Группа людей изучается в течение пяти лет. Получены данные о целостном развитии человеческой индивидуальности в течение длительного времени. Всеохватывающий подход к исследованиям помогает получить глубокие знания о роли различных факторов в развитии личности, о возрастных статусах. В 1966 году на основе кафедр общей психологии, педагогики, эргономики, инженерной и педагогической психологии в Ленинградском университете открыли факультет психологии. Через год Бориса Герасимовича назначили его деканом. По его предложению при университете начал работу Институт комплексных социальных исследований, лаборатория дифференциальной психологии и антропологии. Университет стал питомником научной школы Ананьева, здесь были созданы максимально благоприятные условия для приобщения студенческой молодежи к психологической науке. Под руководством Ананьева организована совершенно новая форма обучения студентов, это творческие встречи с известными учеными. Учить студентов в ЛГУ приезжали известные ученые из НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР А.Н.Леонтьев, А.А.Смирнов, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин и многие другие. Декан Ананьев считал, что такие встречи с учеными стоят целого семестра. Комментарии: |
|