Влияние цветовосприятия на когнитивную сферу деятельности человека |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-08-31 08:25 Процесс зрительного восприятия начинается от физико-химических стадий, через предварительную обработку изображения глазом и мозгом - к психическим подсознательным и сознательным процессам идентификации и распознавания образов внешнего мира. И немалую роль в зрительной перцепции играет цветовосприятие. Отношение человека к объектам действительности ассоциативно, поэтому явления совершенно равноправные физически могут вызывать различное субъективное воздействие. К цвету, как и ко многому другому (запахи, вкусы), с детства закладывается определённое отношение, связанное с культурной и социальной средой формирования личности, в период приобретения жизненного опыта. Цвета также несут в себе информацию, важную для коммуникации. Исследования психологии цветовосприятия наглядно описывают воздействие цвета в разных жизненных ситуациях. Цвет - это это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей. Восприятие цвета окружающих объектов всегда субъективно, так как оно возникает только в головном мозгу смотрящего. В физическом смысле объекты не имеют цвета, мы всего лишь воспринимаем их такими. Физиологический аспект цветовосприятия заключается в том, что в процессе эволюции на задней части человеческого зрачка появились фоторецепторы. При воздействии электромагнитных волн длиной от 380 до 780 нм они способны генерировать физиологический (нервный) сигнал. В следствие эволюции человеческий глаз наиболее четко воспринимает оттенки зеленого (длина волны 510-550 нм), что позволяет обнаружить отличающиеся от окружающих пейзажей движущиеся объекты, которые вполне могут оказаться хищниками. Многочисленные психологические и социологические исследования воздействия цветов на восприятие дают в целом единообразную картину. С одной стороны, эмоциональное воздействие цветов обусловлено свойствами универсальных объектов (голубое небо, красная кровь, желтое солнце, зеленая трава и др.), с другой стороны — влиянием культуры. Эмоциональное воздействие цветов отражается и в языке — всем знакомы выражения «словно красная тряпка для быка», «люди в белых халатах», «почернеть от злости» и многие другие. В одном из исследований, изучавших влияние цвета на субъективную эмоциональную оценку фотографий, было выявлено следующее: 1. До начала сознательного восприятия (примерно 200-300 мс) зеленый и голубой вызывают сильное нейронное возбуждение в лобной доле головного мозга. Красный, в свою очередь, за тот же временной период активирует нейронную деятельность в затылочной и височной зонах, что говорит о сильном эмоциональном воздействии этого цвета, поскольку из затылочной и височной долей импульсы переходят в лимбическую систему. 2. Пик нейронной активности при цветовосприятии приходится на 50-150 мс с момента начала воздействия раздражителя (период подсознательного восприятия). 3. При сознательном восприятии (более 300 мс) цвета воздействуют на нейронную деятельность по-разному. Опыт, полученный в процессе социализации субъекта, а также его индивидуальные цветовые предпочтения, личностные качества и структура мотивации оказывают очень большое влияние на восприятие цветов. Например, красный цвет в СССР ассоциировался преимущественно с праздником, демонстрацией. Тот же цвет был символом врага для национал-социалистов в Германии в период Второй мировой войны. На Востоке цвет смерти — белый, а на Западе — черный. Объясняется это различными религиозными толкованиями. На Востоке к смерти относятся как к переходу на новый , более духовный уровень развития, перевоплощению, а на Западе — как к окончанию земного существования, смерти вообще Воздействие некоторых цветов вызывает сходные реакции у представителей различных культур. Так, красный цвет влияет интенсивнее, чем синий и зеленый, яркое контрастное сочетание цветов — сильнее, чем неяркое. 4. Нейронная активность при цветовосприятии у женщин выше, чем у мужчин. Так как этот феномен наблюдался в период подсознательного восприятия, можно предположить, что женщины эмоциональнее реагируют на цвета вообще. На мужчин же, наоборот, более сильное воздействие оказывают черно-белые изображения. Влияние цвета на когнитивное восприятие особенно интересно в том плане, что такой элемент дизайна, как цветовое оформление, может нести как положительный, так и отрицательный потенциал воздействия на познавательные функции. Опыт показывает, что в различных цветовых средах человеку «думается» по -разному: цветовое воздействие может, либо препятствовать, либо способствовать решению задачи Рассмотрим цвета с точки зрения их воздействия на эмоции и когнитивные характеристики человека (восприятие, мышление, внимание, память и т.д.) - Красный цвет привлекает внимание ввиду высокой интенсивности восприятия. Издавна считается цветом страсти, провокации, опасности. Это цвет экстремизма, крайности. Схожими свойствами обладает оранжевый, однако он лишен излишней экспрессии красного и дает ощущение внутреннего равновесия. При использовании на большой площади также создает ощущение «дешевизны». В то же время оранжевый активизирует выделенные элементы текста, взгляд читающего возвращается к ним при равномерном сканировании остальных блоков текста. - Жёлтый - цвет общения, приветливости,. Есть мнение, что он способствует импровизации. Считают, что желтый способен « наделить» объект интеллектом. Поэтому, например, рекламу товаров и услуг, производимых с использованием высоких технологий, рекомендуют делать в желтом. Однако использование на большой площади так же вызывает ощущение «дешевизны» - Синий цвет — помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не расплыться по мелочам, не разбрасываться. Синий элемент на экране привлекает к себе внимание, но не вызывает отрицательных эмоций, как красный. Вызывает ощущение холода, стерильности, некоммуникабельности. - Считается, что серый, являясь цветом интеллекта, одновременно расслабляет и успокаивает. Вместе с тем его созерцание не способствует активной умственной работе, ввиду эмоциональной нейтральности, однако может воздействовать депрессивно. - Зеленый цвет воздействует освежающе, успокаивающе либо нейтрально. Помогает легче воспринимать новые идеи и принимать различные точки зрения. Он способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли. Зеленый и желтый цвета благотворно влияют на производительность труда, в том числе умственного. - Черный передает глубину, однако может воздействовать депрессивно. Ассоциируется с властью - Белый символизирует невинность, божественность, нейтральность, при использовании на большой площади создает ощущение стерильности. Обобщая результаты опытов в этой сфере, можно сделать следующие выводы: а) При оформлении материала предпочтительно использовать оттенки синего, голубого, насыщенно желтого, белого, зеленого. б) У большого количества людей преобладает негативная реакция на следующие цвета: черный, красный, серый, коричневый; при доминировании на экране монитора эти цвета могут вызвать отрицательные эмоции и торможение при усвоении информации. При сочетании оттенков синего и черного можно добиться уменьшения влияния негативной составляющей; такого же эффекта можно достичь при плавных градиентных переходах; рациональное использование цвета позволяет привлечь внимание учащихся к определенному компоненту рисунка, графика и т.д. г) Человеческие возможности в разрешении цветов ограничены, поэтому использование дополнительных цветов и множества оттенков часто вызывает зрительную утомляемость и раздражение пользователя; д) Цвет придает форме характер — может смягчить, усилить, изменить смысловую направленность. Цвет может увеличить или уменьшить кажущиеся размеры объектов или их частей https://vk.com/spb_cpb?w=wall-62262331_4489 Арт-терапия https://vk.com/spb_cpb?w=wall-62262331_4559 Работа с арт-терапией Список литературы Berndt H. Schmitt. Experiential marketing. How to Get Customers sense, feel, think, act and relate to Your Company and Brands. – M.: Fair-Press,–2001.–P. 400. Никулова Г. А. Цветовое оформление учебных материалов и его влияние на восприятие информации // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2006. №2. Грегори Р. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М., 1970 Кляуззе, В. Эргономическое обеспечение Web-дизайна ( Мир ПК, /2002, WWW.osp.ru). Солсо, Р.Л. Когнитивная психология.- М.: Тривола, 1996. Нижибицкий, О. Техническая эстетика. "В мире оборудования", 2 (43). Источник: vk.com Комментарии: |
|