Трансгуманизм как философия современной эпохи: от науки к лженауке и обратно |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-08-22 16:47 Трансгуманизм как философия современной эпохи: от науки к лженауке и обратно Тихонова С.В., д.филос.н. Знакомство с конкретной философской традицией всегда предполагает определенную историческую дистанцию, когда поколение последователей сменится поколением критиков, оценка которых, отлежавшись на книжных полках, обретет статус канонической. Инфраструктура информационного общества, вероятно, не оставит в неприкосновенности этот цикл. Гипертексты Интернета открывают новые перспективы в изучении идейных течений, их кристаллизации и судеб, выступая доступными и наглядными складами общественного сознания эпохи. Лженаука как феномен возможна только в рамках научной рациональности с ее строгими категориальными рядами и четкими границами классификаций. Но идеи, перешагнувшие страницы научных изданий, кочующие в глобальной сети, теряют свою строгую научную атрибутику даже в тех случаях, когда их связь с наукой вроде бы очевидна. В рамках данной статьи мы попытаемся рассмотреть на примере трансгуманизма контекстные связи с наукой и лженаукой современного философского течения. Трансгуманизм является одним из оригинальных философских течений второй половины ХХ – начала ХХI вв., поддерживающим проект целенаправленного фундаментального расширения интеллектуальных, физических и психологических способностей человека с помощью конвергентных технологий. Развитие трансгуманистической мысли укоренено в эволюции Проекта Просвещения, органическими компонентами которого являются светский гуманизм, вера в Разум (и науку как его продукт), социальный прогресс. Его базовый источник – гуманизм Возрождения, призвавший людей полагаться на свои собственные наблюдения и суждения, а не ограничиваться церковной догмой. Эпохе Возрождения современность обязана идеалом разносторонне развитого человека, «титана», способного к активной продуктивной деятельности в научной, эстетической и нравственной сферах. Антропоцентризм Возрождения провозгласил, что человек не имеет готовой формы и ответственен за формирование себя. Этот возглас и был воспринят трансгуманистами, рассматривающими человечество как процесс непрерывного самоформирования, инструментами которого станут технологическая сингулярность, нанотехнологии и искусственный интеллект. Собственно историю современного западного трансгуманизма можно условно разделить на три периода. Первый период охватывает 60-80-е годы ХХ века и представляет собой время оптимистического футуризма, концентрирующего свое внимание на вопросах крионики, освоения космоса и жизненного расширения. Второй период связан с развитием экстропианства, к нему относятся конец 80-х – 90-е гг ХХ века. В этот период трансгуманизм приобретает явно выраженный либертарианский характер, и концентрируется на идеях «безграничного расширения», «самопреобразования», «динамического оптимизма», «интеллектуальной технологии». Постчеловек все чаще интерпретируется в ницшеанской традиции, постулируется отчуждение между людьми и постлюдьми. «Центром» трансгуманистического движения становится Интернет, обеспечивающий «встречи умов». Создается Всемирная трансгуманистическая ассоциация, принявшая Трансгуманистическую декларацию. Третий период начинается в ХХI в., когда широкое распространение получает биоэтический дискурс, вбирающий в себя традиционные для трансгуманистов проблемы. Развитие биомедицинских технологий детерминировало необходимость этического контроля их применения, основанную на примате прав человека. Трансгуманисты начинают активные поиски в области широкой концепции человеческого достоинства, способной примирить конфронтацию между «человеческим» и «постчеловеческим» достоинством. Также вводится понятие «экзистенциального риска», под которым понимается риск уничтожения порожденной на Земле интеллектуальной жизни или существенного сокращения ее потенциала. Трансгуманизм переходит на демократические позиции, предлагая объединить трансгуманную биополитику с социальной и демократической экономической политикой, а также с либеральной культурной политикой. В этом случае достижение лучшего постчеловеческого будущего потребует гарантий того, что технологии безопасны, доступны для всех и их применение базируется на уважении права людей управлять их собственными телами. Снятие отчуждения и оппозиции «человечества» и «постчеловечества достигается» термином «человечество+», открывающем возможности для диалога с биоконсерватизмом. Очевидно, что трансгуманизм стал ответом на технологическое развитие современной цивилизации. Фактически трансгуманизм – это философия «снизу», определенный блок идей, кочующих в рамках технократических социальных движений. Только в последнее десятилетие трансгуманизм начинает трансформироваться в академическую философию. Сама по себе эта метаморфоза заслуживает отдельного рассмотрения. Пока же мы остановимся на «маргинальном мифологическом поясе» трансгуманизма. Собственно, сам трансгуманизм начинался с фантастических рассказов Р. Эттингера и связи с фантастикой не терял никогда. Сейчас существуют обзоры кинематографических произведений трансгуманистической направленности [1]. Социальное мышление трансгуманизма было реализовано преимущественно в литературных формах киберпанка, реализовано как создание дистопий. Киберпанк – (англ. cyberpunk, от слов cybernetics — кибернетика и punk — отребье, панк) — поджанр научной фантастики, описывающий мир недалёкого будущего, в котором высокое технологическое развитие соседствует с глубоким социальным расслоением, нищетой, бесправием, уличной анархией в городских трущобах [2]. Самое краткое определение киберпанка принадлежит Г.Дозуа: «High tech. Low life» (Высокие технологии и жалкая жизнь) [3]. Киберпанк активно использует традиционно трансгуманистические тренды для создания своих миров.В первую очередь, к ним относятся искусственный интеллект и кибернетические технологи, обеспечивающие применяющим их людям сверхспособности. Во вторую – космическая экспансия, чудеса реанимации и гериатрии, иммортализм. Все эти тренды были «приватизированы» еще в раннем трансгуманизме Эттингера и FM-2030, ратовавшем за преодоление антропологического отчуждения благодаря победе над смертью. Иммортализм ранних трансгуманистов был связан с некоторым прогрессом в области крионики (преимущественно в части качества сохранения тел). Надежда на воскресение в будущем не только отразилась на отношении к смерти (адепты крионики предпочитают заменять слово «смерть» словом «приостановка»), но и определила аксиологический строй трансгуманизма. Усилия первых трансгуманистов по популяризации крионики трудно переоценить. Эттингер в 1976 г. создал Институт крионики, некоммерческую организацию, оказывающую услуги по криоконсервации. И Эттингер, и FM были крионрированы после смерти, крионированы были также мать и жены Эттингера. Он также считал крионирование тел близких моральным долгом человека, доказывая, что обретение бессмертия должно быть смыслом индивидуальной и социальной жизни. Высокая стоимость крионирования по сравнению с традиционным погребением (около 35000 $) при отсутствии желаемых результатов и несовершенстве технических приемов привела к тому, что апологию этой процедуры нередко критиковали как шарлатанство, а общества имморталистов – как разновидность нетрадиционных религиозных движений, проповедующих бессмертие. Общая религиозная ситуация, связанная с расцветом во второй половине ХХ века культов Нью Эйдж, привела к включению его идей в нарративы современной дигитальной религиозности. Это включение никак не противоречило критическому отношению самих идеологов трансгуманизма к религии. Например, Макс Мор однозначно оценивал религию как бремя для продвижения по пути человеческих возможностей: «религия действует как энтропическая сила, противостоящая нашему продвижению в трансчеловечество и нашему будущему в качестве постлюдей» (перевод мой – С.Т.) [4], но он же позитивно оценивал телеологические компоненты религий, отводящим человеку в великом божественном плане ведущую роль. Главный плюс религий – их способность мобилизовывать социальное действие, главный минус – догматизм, идеологический авторитаризм и застой. Трансгуманизм сам является проектом обретения «пассионарной» рациональной натуралистической философии, обеспечивающей человеку позитивный смысл процесса самоконструирования и объединяющей других людей вокруг этого смысла. Проблемой оказалось перманентная недостижимость радикальных целей при отсутствии целей промежуточных. Хотя идеи теоретической возможности «бессмертия» через, например, крионику, по-прежнему прямо не опровергнуты, затянувшееся ожидание подрывает «рациональную» веру трансгуманизма. Обывателю нужны осязаемые чудеса. Многие были бы готовы на радикальные самопеределки во имя реального бессмертия, но оно по-прежнему за горами. Возможно, кто-то согласился бы на них во имя выдающейся карьеры, но пока реальных потребностей для таки трансформаций не обнаруживается. В условиях обычной социальной среды незачем выходить за рамки косметического ремонта. На уровне массового сознания идеи трансгуманизма стремительно профанизируются и мифологизируются, поскольку многие его положения требуют активного понимания состояния современной науки и техники, перспектив их развития. Такое понимание предполагает если не профессиональную деятельность в сфере науки и высоких технологий, то довольно элитарный уровень естественно-научного образования. Его отсутствие превращает трансгуманизм в мифологию супермена, основанную на вере во всемогущество науки. Правда, оправдывать эту веру могут только «правильные ученые», стоящие с истиной на короткой ноге. Не случайно тема человеческих сверхвозможностей и паранормальных способностей выступает питательной средой для лженаучных построений. Однако мифологизированный сектор трансгуманизма, несмотря на все свои минусы, не только способствует популяризации самого течения в широких кругах, он выступает питательной средой культуры (пусть даже начинающейся с частицы «суб-»), в плавильном котле которой идет основная рефлексия проблемы трансформации социальной реальности в результате появления постлюдей. Художественная культура, от киберпанка до философских романов М. Уэльбека, порождая массовую циркуляцию трансгуманистических мифов в глобальной медиасреде, возможно, выдвинет те идеи, которые вдохновят науку на новые прорывы. Библиографические ссылки 1. Дыдров А.А., Пеннер Р.В. Свобода человека и человекоподобных существ (на материале фантастических литературных и аудиовизуальных произведений) // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2013. №1. С. 87-91. 2. Киберпанк// Русская энциклопедия «Традиция». URL: http://traditio-ru.org/wiki/Киберпанк (Дата обращения 30.06.2013). 3. См.: Киберпанк 1980: Модель для сборки. URL: http://www.mirf.ru/Articles/print197.html (Дата обращения 30.06.2013). 4. More M. Transhumanism: Towards a Futurist Philosophy // http://www.maxmore.com/transhum.htm (Дата обращения: 11.07.12). Статья из сборника «ЛЖЕНАУКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: МЕДИАСФЕРА, ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ШКОЛА» 2014 Источник: www.maxmore.com Комментарии: |
|