С самого начала в области социального познания одной из основных тем было распознавание выражений лиц

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2017-08-03 04:30

Головной мозг

Лекция профессора нейропсихологии Университетского колледжа Лондона Криса Фрита о физиологии и психологии восприятия эмоций опубликована в нашем англоязычном издании Serious Science. Лекция на английском, но для читателей ПостНауки мы сделали перевод транскрипта. Вы можете посмотреть видео, почитать текст расшифровки на языке оригинала или ознакомиться с лекцией с помощью текста на русском.

С самого начала в области социального познания одной из основных тем было распознавание выражений лиц. Существует пять основных выражений: счастье, печаль, отвращение, страх и удивление. Когда появилась возможность проводить нейровизуализацию мозга, мы смогли идентифицировать области мозга, которые связаны с конкретными выражениями: например, миндалина связана со страхом, островковая доля — с отвращением. Но также было обнаружено, что наша реакция на выражения лиц является частью системы зеркальных нейронов: у нас есть общая нейронная основа и для распознавания, и для совершения некоторого действия. Когда я вижу счастливое или испуганное лицо, на нейровизуализации подсвечиваются те же части мозга, которые активизируются, когда я чувствую счастье или испуг. Люди сразу поняли, что это может быть основой для эмпатии, но на самом деле оказалось, что эмпатия — это довольно сложный процесс. Кстати, интересная деталь: до начала XX века (что очень поздно) в английском языке этого слова не было. Оно произошло от немецкого слова Einf?hlung, что означает «прочувствовать ситуацию». Имелось в виду, что так вы можете оценить произведение искусства: картина, на которую вы смотрите, каким-то образом заставляет вас чувствовать эмоции, которые художник пытался вам передать. Открытие зеркальной системы в мозге, казалось, было прямым представлением такого опыта.

Одно из первых открытий, которые мы сделали, когда проводили нейровизуализацию реакций, например, на страх, заключается вот в чем: вы почувствуете страх, даже если лицо будет показано так быстро, что вы не осознаете, что на нем было выражение испуга. Исследователи в Швеции также продемонстрировали, что изменения выражения лица можно измерять, регистрируя мышечную активность, и было показано, что ваши мышцы активизируются, вы сами на мышечном уровне принимаете испуганное выражение, когда видите его перед собой. Опять же, это происходит даже тогда, когда вы не осознаете, что видели испуганное лицо. Это для меня не выглядит как эмпатия, потому что наше обычное понимание эмпатии следующее: «Я каким-то образом заметил, что вы испытываете определенную эмоцию, я осознаю, что вы ее испытываете, я чувствую ее сам, и я могу захотеть что-то с этим сделать, так что, если вам грустно, я могу захотеть поднять вам настроение». Но эту базовую нейронную эмпатию, при которой вы даже не замечаете, что видели испуганное лицо, лучше назвать заражением. Люди часто называют ее эмоциональным заражением; кроме того, бывает и моторное заражение, когда вы несознательно имитируете действия других людей.

Вероятно, можно выделить как минимум три уровня эмпатии. Существует эмоциональное заражение, при котором я чувствую ваши эмоции, хотя в то же самое время не осознаю, что они ваши. Есть уровень «я чувствую ваши эмоции и знаю, что они ваши, а не мои, хотя я до какой-то степени отражаю их». С другой стороны, есть уровень «я знаю, что вы испытываете определенные эмоции, и в результате хочу вам помочь, так что если вам грустно, то я захочу поднять вам настроение; но мне кажется, что если вам грустно и мне тоже от этого станет грустно, то это, вероятно, не лучший способ достичь этой цели». Есть более жизненные ситуации. Например, если я вижу выражение ярости, впадать в ярость самому, вероятно, не лучшее решение, так что, как только вы вводите в изучение эмпатии эти когнитивные процессы более высокого уровня, все усложняется.

Другая зеркальная система существует для боли и опять же частично зависит от выражения лица: если я увижу кого-то с выражением боли на лице, я тоже почувствую эту эмоцию. Однако, чтобы увидеть эту эмпатию более непосредственно, мы можем показывать испытуемым людей, получающих болевые стимулы. Это можно сделать по-разному. Например, вы находитесь в сканере и на экране перед собой видите, как кому-то вонзают иглу в руку или поглаживают ладонь ватной палочкой. Интересно, что, когда вы видите, как кому-то в руку вонзают иглу, в вашем мозге подсвечиваются области, которые реагируют на боль (передняя поясная кора и передняя островковая доля), и это те области, которые подсвечиваются, когда вы сами лежите в сканере и вам в руку втыкают иглу, так что здесь есть пересечение. Те же самые области мозга будут подсвечиваться, даже если вам просто скажут, что человек получит болевой стимул, когда зажжется лампочка. Так что простое знание, что ваш партнер получит болевой стимул, вызовет у вас аналогичную реакцию. Опять же, это может быть примером эмпатии.

Но жизнь намного сложнее. Вы можете спросить: «Имеет ли значение, кто тот человек, который получает болевой стимул?» Мы провели с Таней Зингер один эксперимент, в котором она управляла мнением людей о том, кто именно получает болевой стимул. По сути, она заставляла их верить, что перед ними был хороший или плохой человек. Для эксперимента были приглашены актеры, которые должны были разыграть участников эксперимента: одному актеру было сказано хитрить, а другому — показывать готовность к сотрудничеству с учеными, и они очень быстро зарабатывали соответствующую репутацию. Когда затем в сканере вы видите, что они испытывают боль, вы гораздо менее отзывчивы, если боль испытывает неприятный человек, особенно если вы мужчина. Было даже предположение, что когда мужчины видят, что неприятный им человек получает боль, то у них активизируется система вознаграждения мозга. Это не должно нас очень сильно удивлять.

Другой аспект, более тревожный, состоит в том, что уровень вашей эмпатии зависит от расы человека, который испытывает боль: совпадает она с вашей или нет. Наши коллеги в Пекине также исследовали людей в сканере, и при этом в сканере был либо европеец, либо китаец, и оба они видели людей с европейской и китайской внешностью, в которых вонзали иглы. Европейцы демонстрируют эмпатию, когда видят, как европеец, а не китаец получает болевой стимул — и с точностью наоборот для китайских участников эксперимента. Это мощная демонстрация того, насколько наша эмпатия связана с нашей внутренней, а не внешней группой. Вы, конечно, можете спросить: «Можем ли мы преодолеть этот предрассудок?» Есть эксперименты, показывающие, что да, можем, в целом существует два способа это сделать. Основной способ — завязывать новые знакомства, ведь все эти эксперименты проводятся с изображениями людей, которых вы не знаете: если вы познакомитесь с человеком другой расы, если он станет частью вашей внутренней группы, тогда эмпатия вернется.

Очень сложный вопрос во всем социальном познании — до какой степени эти процессы врожденные и до какой приобретенные из культуры и окружающей среды? Я бы сказал — и это мои спекуляции, эксперименты, которые я хотел бы поставить, — что все мы произведены на одном и том же заводе с одними и теми же комплектующими, но это можно преодолеть. У очень маленьких детей уже есть признаки предрассудков, но в определенной окружающей среде их можно быстро преодолеть.

Есть еще один интересный эксперимент, связанный с лицами, гораздо более простой: вы можете нарисовать на компьютере и выстроить градацию лиц людей разных рас или из разных стран. Например, на одном конце спектра может быть европейское лицо, на другом — японское, а посередине всевозможные промежуточные варианты. Затем вы можете спросить людей из разных культур, где проходит граница, и если вы спросите людей в Америке, в какой момент лицо больше не похоже на американское, то ответ гораздо ближе к европейскому лицу, чем к японскому. А если вы спросите людей в Японии, в какой момент лицо становится не японским, а европейском, то ответ намного ближе к японской части спектра. Это пример своего рода предрассудков, но они полностью создаются окружающей средой: если американец переедет из Америки в Японию, где он теперь будет окружен японскими лицами, эта нейтральная позиция сдвинется, потому что на нее повлияют люди, которых он будет видеть вокруг себя. Я думаю, что это хороший пример того, как эти «заводские настройки» могут быть изменены средой, в которой вы находитесь.


Источник: postnauka.ru

Комментарии: