Мы живём во времена, когда происходит всё ускоряющаяся роботизация нашей окружающей среды. Роботы-пылесосы или, допустим, интерактивные игрушки уже никого не удивляют. Искусственный интеллект скоро, наверное, можно будет встретить в каждом доме. Соответственно, во многих странах мира вовсю идёт обсуждение прав и обязанностей роботов – об этом я уже писала в декабре прошлого года. И с тех пор время показало только устойчивость процесса роботизации.
Причём быстро обнаружилось, что человека пытаются заменить роботом не только там, где применяется механический труд, но уже и там, где труд является не совсем механическим.
Компания Promobot предложила на роль консьержа в многоквартирном доме робота собственного производства. «В функции устройства, получившее название Promobot V.2, входит идентификация всех лиц, входящих в подъезд, а также регистрация требований жильцов на решение коммунальных вопросов, например, жалоб на плохое качество обслуживания, замену лампочек, ремонт вышедших из строя коммуникаций. Автоматизированный консьерж также будет принимать пожелания жильцов относительно обслуживания дома и передавать их эксплуатирующей организации.
Однако функционал робота-консьержа не ограничивается вышеуказанным. Он должен служить своеобразной доской объявлений и передавать жильцам актуальную информацию, касающуюся обслуживания дома, а также работать автоматизированной справочной. Через него также можно будет вызвать экстренные службы и полицию в случае необходимости».
И даже там, где труд является интеллектуальным:
1. «В Южной Корее представили робота-журналиста, который самостоятельно пишет заметки о футбольных матчах. Изобретение презентовало Yonhap, говорится в сообщении данного информагентства». «По данным СМИ, робот-журналист успешно прошел испытания, создавая заметки по результатам матчей Английской премьер-лиги сезона 2016—2017 года. В общей сложности он выпустил 380 автоматических экспериментальных статей».
2. Глава «Сбербанка» Герман Греф 21 июля в БФУ им. И.Канта рассказал о трендах наступившей цифровой эпохи, в том числе: «В прошлом году 450 юристов, которые у нас готовят иски, ушли в прошлое, были сокращены. У нас нейронная сеть готовит исковые заявления лучше, чем юристы, подготовленные Балтийским федеральным университетом. Мы перестаем брать на работу юристов, которые не знают, что делать с нейронной сетью. Вся текущая ежедневная работа, она уходит, и все более и более квалификационная работа уходит в сторону искусственного интеллекта».
Но я хочу говорить не о роботах, а о людях. Потому что процесс усложнения искусственного интеллекта (роботов) идёт параллельно с опрощением интеллекта естественного, то есть человеческого. Только слепой и глухой пофигист мог не заметить, что за последовавшие после распада СССР десятилетия всеобщая деградация человечества нарастает с такой же скоростью, с какой совершенствуется искусственный интеллект.
Одно другому не противоречит – под всеобщей деградацией я имею ввиду упрощение интеллекта как правящей элиты, так и обычных граждан. Этому способствует разрушение образования и интеллектуальной составляющей в жизни большинства людей в развитых странах мира, в том числе в России. Ум и образованность перестали быть престижными и модными. Но этот процесс в то же время сопровождается, во-первых, отбором более способных к обучению детей и взрослых; а во-вторых, всё бо?льшей специализацией этих «отборных» людей, которые и «двигают науку». Двигают, в том числе, и в сторону искусственного интеллекта.
Интеллектуальная деградация сопровождается деградацией культурной и моральной.
Накопленные человечеством пласты культуры в массовом сознании оказываются невостребованными. А рыночные отношения только способствуют декультурации человека. Если при советской власти, особенно в период примерно до конца 50-х годов, наше государство проводило политику очень активного приобщения всех людей к культуре, к творчеству, то при капитализме такой задачи не стоит. При капитализме существенно важной является прибыль, а заработать на возвышении человеческого духа гораздо сложнее, чем на низведении этого духа вниз, в животное состояние. Вот и зарабатывают…
Сейчас новый постиндустриальный мир подвергает сомнению, осмеянию и отторжению все табу, которые вырабатывало человечество на протяжении своего существования. А ведь мораль и нравственность – это то единственное, что отличает и отделяет человека от животного. Сними с человека моральные ограничения – и он превратится в животное на протяжении жизни одного поколения, что мы сейчас и можем наблюдать в тех западных детях, которые уже выросли до взрослого состояния при продвигаемой примерно с 80-х годов ХХ века «ювенальной юстиции». Я, конечно, не хочу сказать, что все западные молодые люди деградировали до состояния животных, потому что ювенальная юстиция (запрет на воспитание) ещё недостаточно «поработала с человеческим материалом», не развернулась в полную силу. Тем не менее, того, что мы уже сейчас можем наблюдать, достаточно для полного неприятия такого подхода к человеческому воспитанию.
И вот перед моими глазами предстаёт ситуация-антиутопия. Искусственный интеллект получает сначала права на уровне животных или юридических лиц, как сейчас предлагают, но продолжает совершенствоваться. И спустя некоторое время власть предержащие решают, что робот очеловечился до уровня среднестатистической человеческой особи, поэтому роботу следует присвоить права человека, вплоть до возможности избирать и быть избранным. В то же время среднестатистический человек продолжает деградировать – не без помощи определённых технологий. В конце концов искусственный интеллект становится носителем разума, а творец искусственного интеллекта деградирует до уровня примата и лишается человеческих прав. Создание пожирает своего создателя.
Может ли такое произойти? Да, может, если человек не откажется от самодеградации. Если главной целью существования не перестанет быть комфортное и всё более расширяющееся потребление «товаров и услуг». Если под модным сейчас «самосовершенствованием» не перестанут подразумевать освоение техники квиллинга или декупажа. Если человек не перестанет лениться и жалеть себя, любимого, под напевы рекламы «Вы этого достойны!»
Максим Горький в поэме «Человек», написанной ещё в 1903 году, говорит об этом состоянии так:
«В союзе с Ложью, робкая Надежда поет ему [человеку – прим. bin_rada] о радостях покоя, поет о тихом счастье примиренья и мягкими, красивыми словами баюкает дремотствующий дух, толкая его в тину сладкой Лени и в лапы Скуки, дочери ее.
И, по внушенью близоруких чувств, он торопливо насыщает мозг и сердце приятным ядом той циничной Лжи, которая открыто учит, что Человеку нет пути иного, как путь на скотный двор спокойного довольства самим собою».
Дальше мне очень хочется привести большую цитату из этого произведения, потому что в нём есть и описание нынешнего состояния человечества, и путь преодоления, разрушения скотного двора, в который загоняет всех людей общество потребления = капитализм.
«Но Мысль горда, и Человек ей дорог, — она вступает в злую битву с Ложью, и поле битвы — сердце Человека.
Как враг, она преследует его; как червь, неутомимо точит мозг; как засуха, опустошает грудь; и, как палач, пытает Человека, безжалостно сжимая его сердце бодрящим холодом Тоски по правде, суровой мудрой правде жизни, которая хоть медленно растет, но ясно видима сквозь сумрак заблуждений, как некий огненный цветок, рожденный Мыслью.
Но если Человек отравлен ядом Лжи неизлечимо и грустно верит, что на земле нет счастья выше полноты желудка и души, нет наслаждений выше сытости, покоя и мелких жизненных удобств, тогда в плену ликующего чувства печально опускает крылья Мысль и — дремлет, оставляя Человека во власти его сердца.
И, облаку заразному подобна, гнилая Пошлость, подлой Скуки дочь, со всех сторон ползет на Человека, окутывая едкой серой пылью и мозг его, и сердце, и глаза.
И Человек теряет сам себя, перерожденный слабостью своею в животное без Гордости и Мысли...
Но если возмущенье вспыхнет в нем, оно разбудит Мысль, и — вновь идет он дальше, один сквозь терния своих ошибок, один средь жгучих искр своих сомнений, один среди развалин старых истин!
Величественный, гордый и свободный, он мужественно смотрит в очи правде и говорит сомнениям своим:
— Вы лжете, говоря, что я бессилен, что ограничено сознание мое! Оно — растет! Я это знаю, вижу, я чувствую — оно во мне растет! Я постигаю рост сознанья моего моих страданий силой, и — знаю — если б не росло оно, я не страдал бы более, чем прежде.
— Но с каждым шагом я все большего хочу, все больше чувствую, все больше, глубже вижу, и этот быстрый рост моих желаний — могучий рост сознанья моего! Теперь оно во мне подобно искре — ну что ж? Ведь искры — это матери пожаров! Я — в будущем — пожар во тьме вселенной! И призван я, чтоб осветить весь мир, расплавить тьму его загадок тайных, найти гармонию между собой и миром, в себе самом гармонию создать и, озарив весь мрачный хаос жизни на этой исстрадавшейся земле, покрытой, как накожною болезнью, корой несчастий, скорби, горя, злобы, — всю злую грязь с нее смести в могилу прошлого!
— Я призван для того, чтобы распутать узлы всех заблуждений и ошибок, связавшие запуганных людей в кровавый и противный ком животных, взаимно пожирающих друг друга!
— Я создан Мыслию затем, чтоб опрокинуть, разрушить, растоптать все старое, все тесное и грязное, все злое, — и новое создать на выкованных Мыслью незыблемых устоях свободы, красоты и — уваженья к людям!
— Непримиримый враг позорной нищеты людских желаний, хочу, чтоб каждый из людей был Человеком!
— Бессмысленна, постыдна и противна вся эта жизнь, в которой непосильный и рабский труд одних бесследно, весь уходит на то, чтобы другие пресыщались и хлебом и дарами духа!
— Да будут прокляты все предрассудки, предубежденья и привычки, опутавшие мозг и жизнь людей, подобно липкой паутине. Они мешают жить, насилуя людей, — я их разрушу!
— Мое оружье — Мысль, а твердая уверенность в свободе Мысли, в ее бессмертии и вечном росте творчества ее — неисчерпаемый источник моей силы!
— Мысль для меня есть вечный и единственно не ложный маяк во мраке жизни, огонь во тьме ее позорных заблуждений; я вижу, что все ярче он горит, все глубже освещает бездны тайн, и я иду в лучах бессмертной Мысли, вослед за ней, все — выше! и — вперед!
— Для Мысли нет твердынь несокрушимых, и нет святынь незыблемых ни на земле, ни в небе! Все создается ею, и это ей дает святое, неотъемлемое право разрушить все, что может помешать свободе ее роста.
— Спокойно сознаю, что предрассудки — обломки старых истин, а тучи заблуждений, что ныне кружатся над жизнью, все созданы из пепла старых правд, сожженных пламенем все той же Мысли, что некогда их сотворила.
— И сознаю, что побеждают не те, которые берут плоды победы, а только те, что остаются на поле битвы...
— Смысл жизни — вижу в творчестве, а творчество самодовлеет и безгранично!
— Иду, чтобы сгореть как можно ярче и глубже осветить тьму жизни. И гибель для меня — моя награда.
— Иных наград не нужно для меня, я вижу: власть — постыдна и скучна, богатство — тяжело и глупо, а слава — предрассудок, возникший из неумения людей ценить самих себя и рабской их привычки унижаться.
— Сомнения! Вы — только искры Мысли, не более. Сама себя собою испытуя, она родит вас от избытка сил и кормит вас — своей же силой!
— Настанет день — в груди моей сольются в одно великое и творческое пламя мир чувства моего с моей бессмертной Мыслью, и этим пламенем я выжгу из души все темное, жестокое и злое, и буду я подобен тем богам, что Мысль моя творила и творит!
— Все в Человеке — все для Человека!
Вот снова, величавый и свободный, подняв высоко гордую главу, он медленно, но твердыми шагами идет по праху старых предрассудков, один в седом тумане заблуждений, за ним — пыль прошлого тяжелой тучей, а впереди — стоит толпа загадок, бесстрастно ожидающих его.
Они бесчисленны, как звезды в бездне неба, и Человеку нет конца пути!
Так шествует мятежный Человек — вперед! и — выше! все — вперед! и — выше!»
«Непримиримый враг позорной нищеты людских желаний, хочу, чтоб каждый из людей был Человеком!» – сказал Максим Горький.
А Человек для него – это «все – вперед! и – выше!»
Насколько такие слова соотносятся с нынешним потребительским обществом, вопрос, скорее, риторический. Сущность человека состоит в том, чтобы преодолевать себя, а не холить и лелеять свои хотелки, то есть идти прямым путём в животное состояние.
И тут – внезапно – на ум опять приходят роботы. Может ли робот идти путём человека, то есть преодолевать свои «не могу» и «не хочу»? Пока что такая программа в него не заложена. Но и «человек современный» всё меньше стремится к преодолению трудностей. Моя маленькая антиутопия (см. выше) о самодеградации человека и совершенствовании интеллекта роботов вряд ли возможна при условии, когда человеческий разум будет развиваться свободно, полноценно и творчески. А иначе – всё может быть…