«Общество 5.0»: как мы будем жить в будущем |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-08-25 11:25 Исторически общество прошло несколько этапов развития — от примитивных форм до всеобщей компьютеризации. Следующим этапом может стать рождение суперинтеллектуального социума, или «Общества 5.0». Недавно принятая правительством Японии одноименная концепция пересматривает буквально все стороны привычной жизни и формулирует условия создания общества, «умного» во всех областях. Общества 1.0 и 2.0 были связаны с развитием сельского хозяйства — люди научились не только собирать плоды с земли, но и возделывать ее, чтобы получить максимальный урожай. На третьей ступени развития мы начали входить в эру промышленного производства. Следующий этап — информационное общество, период, когда всеобщая компьютеризация и развитие технологий определили развитие промышленности и производственного сектора экономик развитых стран («Индустрия 4.0»). А суперинтеллектуальное общество подразумевает проникновение технологий буквально во все сферы нашей жизни. Предпосылок к более рациональному развитию общества сегодня много. Население растет, его потребности тоже, одновременно с этим увеличивается продолжительность жизни. При практически повсеместно снижающейся рождаемости это становится проблемой: немногочисленное трудоспособное население должно заботиться о старшем поколении. Помножим это на снижающееся количество внутренних ресурсов планеты — и станет ясно, что обществу для дальнейшего развития нужен качественно новый рывок. В «Обществе 5.0» физическое и киберпространство становятся единым целым для решения социальных проблем и создания устойчивого экономического роста. Конечно, для тотального развития интернета вещей и других цифровых технологий необходимо создание широкой технической инфраструктуры. В Японии Министерство внутренних дел занимается развитием линий связи — сети нового поколения 5G, а Министерство экономики, торговли и промышленности отвечает за разработку новых технологий. Страна восходящего солнца даже заключила договор о сотрудничестве с Германией и США: Германия отвечает за промышленность, США — за Интернет, а Япония — за цифровую обработку данных. Глобальный подход к тотальной интеграции интернета вещей и перехода на новый уровень предполагает развитие технологий на благо общества. Так, в Японии сейчас остро стоит проблема старения населения и нехватки рабочей силы. Современные технологии вроде роботизированных экзоскелетов и приборов для улучшения зрения и слуха помогут пожилым людям вновь быть вовлеченными в трудовую деятельность и в жизнь общества, передавая следующим поколениям свой уникальный опыт. Подобные изменения кажутся фантастикой, но это не такая уж далекая ступень интернета вещей — IoT (Internet of Things) и интернета всего — IoE (Internet of Everything). Цифровые технологии проникают во все сферы жизни. В перспективе скачок такого рода приведет к развитию новых видов бизнеса и услуг, а значит, к росту экономики — например, в таких сферах, как интегрированная система социальной защиты или медицина. А технологическое оснащение разных направлений обеспечит крупный бизнес: так, для развития интеллектуальных транспортных и промышленных систем Mitsubishi Electric развивает новые виды бизнеса и услуг — создание и поддержка 3D-карт для автономного вождения на основе спутниковой системы связи и платформа e-F@ctory в области промышленной автоматизации. На сегодняшний день многие преобразования, связанные с реализацией стратегии «Общества 5.0», требуют законодательных изменений. Простой пример: уже сейчас существует техническая возможность обслуживать лифты производства корпорации Mitsubishi Electric дистанционно, без выезда инженера. Все данные об отклонениях собираются на местах роботами и с помощью IoT передаются на станции техобслуживания. Существующие технологии позволяют спрогнозировать отклонения, заранее предупредить клиента о возможной неполадке и совершить превентивный осмотр или замену деталей. Но по закону в любом случае необходим выезд на место инженера. Чтобы иметь возможность обслуживать лифты дистанционно, нужно внести ряд поправок в текущее законодательство. В стратегии «Общества 5.0» о подобных проблемах говорится, как о «стенах», которые нужно преодолеть на пути к новому обществу. Всего существует пять «стен»: стена министерств и ведомств, законодательной системы, технологий, человеческих ресурсов и стена принятия обществом. Чтобы перейти к концепции нового типа, нужно полностью перестроить работу этих систем. Именно поэтому изменения должны произойти одновременно на двух уровнях — на законодательном и в сознании граждан. А чтобы понять, что нам могут дать технологии «Общества 5.0», приведем примеры их «бытового» применения. Автомобиль без водителя — это не фантастика, а реальность. Благодаря цифровым технологиям вождение может стать полностью автоматизированным, поэтому салон машины в недалеком будущем превратится в такую же обитаемую зону, как дом или офис. Владельцу транспортного средства не придется переживать из-за поломок: на автомобиле будет установлено программное обеспечение, которое проверит состояние всех систем и заблаговременно сообщит о необходимости замены той или иной детали. Сейчас развитием беспилотного транспорта занимается множество компаний, включая General Motors, Volkswagen, Audi, BMW, Volvo, Nissan, Google и другие. Достижения в этой области уже можно назвать впечатляющими. Например, беспилотный автомобиль британской фирмы Delphi Automotive еще в 2015 году проехал от Сан-Франциско до Нью-Йорка за 9 дней. В 2016 году сервис такси Uber стал предоставлять беспилотные автомобили (правда, с запасным водителем) некоторым клиентам в Питтсбурге. В декабре того же года проект Google по развитию беспилотного автомобиля выделили в отдельную компанию Waymo. Одна из последних ее разработок — конструкция, которая позволяет машине автоматически смягчать удар в случае ДТП с участием пешехода.
Использование технологий автономного вождения не ограничивается только личным пользованием. Оно может быть еще более эффективным применительно к общественному транспорту. Например, с апреля 2011 года в лондонском аэропорту Хитроу запущены полностью автоматические маршрутные мини-автобусы, которые показали, что они на 70% экономичнее автомобилей, на 50% — обычных автобусов. А список городов, в которых в разной степени автоматизировано метро, насчитывает несколько десятков. Например, в Куала Лумпуре с 1998 года курсируют вагоны, у которых в принципе нет кабины водителя. Одним из наиболее технически продвинутых в плане автоматизации является метро Копенгагена: оно обеспечивает не только движение, но и безопасность, включая обнаружение препятствий на пути поезда и действия в экстренных ситуациях. «Умное» производство подразумевает, что все элементы предприятия подключены к интернету вещей, и использование big data позволяет агрегатам действовать автономно с повышенной точностью и скоростью без участия человека. Эти технологии могут применяться в абсолютно разных областях. Например, робот RF13 компании Newtech умеет очень точно нарезать торты при помощи ультразвука. Исходя из размера подноса, он сам определяет, какого размера нужны порции. Для производителей пищевых продуктов это означает возможность сократить человеческие ресурсы — при повышении скорости и точности операций и снижении процента отходов. Технологии «умного» производства используются и в шлюзовой системе Волго-Балтийского водного пути. В будущем с помощью «умного» производства возможна глубокая персонализация товаров — то есть продукт массового производства, но сделанный по вашим эскизам, с учетом ваших пожеланий и потребностей. Большую часть прибыли при этом производители будут зарабатывать на постпродажном обслуживании и сервисе, а не на продаже основного продукта. Веяния этого тренда уже начали претворяться в жизнь — например, компания Adidas выпустила кроссовки, напечатанные на 3D-принтере. Представьте, что ваш автомобиль самостоятельно идентифицирует дефицит топлива, подъезжает на автозаправку и сам рассчитывается с ней: встает на специальный сенсор заправки, который коммуницирует с внутренним банковским счетом машины (точнее, со счетом ее владельца). Все платежи будут проводиться роботизированными системами самостоятельно по мере необходимости. Многие из необходимых для этого технологий уже существуют — например, недавно запущенные системы Android Pay или Apple Pay позволяют рассчитываться в физических местах продаж бесконтактным способом. При этом данные владельца карты не передаются продавцу — они зашифрованы с помощью так называемой токенизации (технологии, которая позволяет обезопасить платежи при помощи надежной системы шифрования данных).
Емкость батареи в современном смартфоне обычно позволяет ему работать в активном режиме использования без подзарядки лишь несколько часов. Будущее — за устройствами, которые порой в тысячи раз мощнее: некоторые из них станут сами накапливать энергию из возобновляемых источников (например, от солнца) и в итоге обеспечивать энергией ваш дом, рабочее место и все ваши гаджеты. Уже сегодня существуют разработки, которые приближаются к идеальным аккумуляторам будущего. В них используются альтернативные источники энергии, скажем, водород. Он имеет значительно меньшее влияние на экологию. Например, серийный легковой автомобиль Toyota Mirai, работающий на водородных топливных батареях, проезжая 100 км, производит примерно полведра воды. В январе 2017 года первые автопогрузчики на топливных элементах были интегрированы в производственный процесс на заводе Toyota Моtomachi в Японии, а в марте 2017 года в центре столицы Японии приступил к перевозке пассажиров первый пассажирский автобус на водородных топливных элементах Toyota FC Bus. Ранее эта компания ввела в эксплуатацию ряд стационарных силовых установок, использующих энергию водорода, для подачи электроэнергии в жилые дома. Японская стратегия развития «Общества 5.0» расписана до 2022 года, и дальше прогнозировать пока рано. Фактически эта концепция направлена на то, чтобы решить текущие экономические проблемы, угрожающие будущему развитию. Самое сложное на пути достижения этой цели — сломать стену принятия. Для этого требуется уделить пристальное внимание образованию и продвижению доктрины в обществе. Концепция создана в Японии, но плодами ее реализации, конечно, сможет пользоваться все человечество в целом. Источник: naked-science.ru Комментарии: |
|