Н. Ф. Федоров и идеи трансгуманизма

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2017-08-29 14:25

Трансгуманизм

Николай Фёдорович Фёдоров (1829-1903), философ, деятель библиотековедения, педагог-новатор, легендарный "Московский Сократ" - при жизни был человеком аскетически скромным. Современники восхищались его синтетическим умом, уникальными, энциклопедическими познаниями, подвижническим образом жизни, самоотверженностью служения людям. Но в конце ХХ века интересе к его творчеству и идеям резко вырос и растёт с каждым днём.

В Москве в конце 80-х годов было создано Общество им. Н.Ф.Фёдорова. В Музее-читальне им. Н.Ф.Фёдорова регулярно работает научно - философский семинар, где идеи Фёдорова обсуждают физики и биологи, философы и литературоведы, политики и бизнесмены. В 1988 году были проведены в г. Боровске, где в одной и той же школе с интервалом в 30 лет работали Н.Ф.Фёдоров и К.Э.Циолковский, были проведены Первые Всесоюзные Фёдоровские чтения. Традиция Фёдоровских чтений стала регулярной, а в 2003 году был проведён Международный Конгресс в Белграде "Космизм и русская литература. К 100-летию со дня смерти Н. Ф. Фёдорова".

Дело в том, что Фёдоров заложил основы мировоззрения, способного открыть новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной. В отличие от многих попыток построить универсальное планетарное и космическое мировоззрение, опираясь на восточные религии и оккультные представления о мире, Фёдоров всегда был глубоко верующим христианином. Он ясно понимал, что средневековое мировоззрение несостоятельно после Коперниканского переворота, открывшего человеку космическую перспективу. Но главное в учении Христа - весть о грядущем телесном воскрешении, победе над "последним врагом" - смертью он сохранил неколебимо, выдвинув парадоксальную, но отнюдь не противоречащую христианскому мировоззрению мысль о том, что эта победа свершится при участии творческих усилий и труда объединившегося в братскую семью Человечества. Отнюдь не случайно В. С. Соловьёв называл Н.Ф. Федорова "дорогим учителем", признавая его учение "первым движением вперёд человеческого духа по пути Христову"

Начав свой путь, как преподаватель истории и географии в школах России, он с 1869 про 1872 гг. служил в Чертковской библиотеке, а с 1874 по 1898 гг. - в библиотеке Московского публичного и Румянцевского музеев (ныне Российская Государственная библиотека). Занимая скромное место "каталожного смотрителя", он стал истинным genius loci библиотеки. Вокруг Фёдорова собирались писатели и поэты, философы и учёные. Им и его идеями восхищались Лев Николаевич Толстой, Владимир Сергеевич Соловьев, Фёдор Михайлович Достоевский.
Половину своей скромной заработной платы он отдавал студентам, проявлявшим интерес к знанию и желавшим посвятить свою жизнь служению науке, которой Фёдоров отводил рядом с искусством и религией важнейшее место в Общему Делу объединения Человечества, включая и умерших, которые должны в будущем воссоединиться с ныне живущими. К.Э.Циолковский был с ним знаком в юности, вспоминал, что его Фёдоров тоже хотел сделать своим "пансионером", называл Фёдорова "изумительным философом". Мысль Циолковского: "Земля - колыбель человечества, но не вечно же жить в колыбели!" явно вдохновлена идеями Н.Ф. Фёдорова. Именно он впервые заявил о том, что перед восстановленным во всей полноте человечеством лежит путь к освоению всего космического пространства, в котором человек играет важнейшую роль носителя Разума, является той силой, которая противостоит разрушению и тепловой смерти Вселенной, которая неизбежно наступит если человек откажется от своей роли проводника Божественных Энергий в тварный мир.

Идеи Н.Ф.Фёдорова и позже вдохновляли создателей русской космонавтики. Его труды, изданные после смерти мыслителя в 1903 году последователями Фёдорова В. А. Кожевниковым и Н. П. Петерсоном под названием "Философия Общего Дела", внимательно читал С.П.Королёв. Когда 12 октября 1962 года в Космос впервые вышел человек, пресса в Европе откликнулась на это событие статьёй "Два Гагарина", напоминая о том, что Николай Фёдоров был незаконным сыном князя Гагарина (фамилия "Фёдоров" была дана ему по имени крестного отца). Имена Юрия Гагарина и Николая Фёдорова по праву стоят рядом в истории космонавтики.

Но выход человечества в Космос - это лишь одно из следствий Философии Общего Дела. Фёдоров в конце XIX века уже предвидел то, что в конце ХХ стали называть "экологическими глобальными проблемами". Он выдвинул замечательную идею о превращении регулярной армии из орудия смерти и разрушения в орудие противостояния разрушительным стихиям природы - смерчам, ураганам, засухам, наводнениям - которые сегодня приносят каждый год миллиардный ущерб человечеству. Сегодняшняя наука уже в принципе способна дать средства для борьбы с этими стихиями, и главным фактором, от которого зависит решение этих проблем, является разобщённость человечества, дефицит разума и доброй воли.

Не утратили своего значения и идеи Фёдорова в области библиотечного дела. Он первый выдвинул идеи международного книгообмена, использования в библиотеках зале книг из частных коллекций, организации при библиотеках выставочных отделов. Фёдоров писал об огромном значение библиотек и музеев как очагов духовного наследия, центров собирания, исследования и просвещения, нравственного воспитания. Разработанная Н.Ф. Фёдоровым концепция музейно-библиотечного образования стала основой педагогических программ Международного общества "Экополис и культура".

Н.Ф. Фёдорова называют философом памяти, отечествоведения. В его сочинениях немало страниц посвящено истории и культуре, как русской, так и мировой. Он неоднократно высказывался по вопросам изучения и сохранения культурного наследия прошлого, много сделал для развития краеведения в дореволюционной России, выступал за преодоление исторического беспамятства, розни поколений.

С "Философии общего дела" Н.Ф. Фёдорова начинается глубоко своеобразное философское и научное направление общечеловеческого знания: русский космизм, активно-эволюционная, ноосферная мысль, представленная в ХХ веке именами таких крупных ученых и философов, как Н.А. Наумов, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский и другие. Обращая внимание на факт направления эволюции к порождению разума, сознания, космисты выдвигают идею активной эволюции, то есть необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство, берет, так сказать, штурвал эволюции в свои руки. Человек для эволюционных мыслителей - существо еще промежуточное находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь по существу идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении материи духом, об одухотворении мира и человека. Космическая экспансия - одна из частей этой грандиозной программы. Космисты сумели соединить заботу о большом целом - Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности - конкретного человека. Недаром такое важное место здесь занимают вопросы, связанные с преодолением болезни и смерти и достижением бессмертия. Это как раз тот круг задач, которые уже как практические и осуществимые ставит прогностическая научная мысль перед ХХI веком. Гуманизм - одна из ярких черт плеяды мыслителей и ученых-космистов, но это гуманизм не прекраснодушный и мечтательный - он основан на глубоком знании, вытекает из целей и задач самой природной, космической эволюции.

Общепланетарное мировоззрение, выдвинутое Н.Ф. Федоровым и русскими философами-космистами, ныне по праву называют "мировоззрением третьего тысячелетия". Мысль о человеке как существе сознательно-творческом, как агенте эволюции, ответственном за все живое на планете, идея земли как "общего дома" важна в современную эпоху, когда как никогда остро перед человечеством встают вопросы об отношении к природе, ее ресурсам, к самому несовершенному смертному естеству человека, рождающему зло индивидуальное и социальное. Философы-космисты предложили свой творческий вариант экологии, позволяющий эффективно решать глобальные проблемы современности. Выдвинутая в этом течении идея плодотворного диалога наций и культур, каждая из которых вносит свой вклад в "строительство ноосферы" - действенное средство воспитания в духе межнационального согласия, противостояния шовинизму, соперничеству "национальных эгоизмов". Идея преемственности, памяти, связи с духовным наследием прошлого, получившая новое этическое обоснование в философии Н.Ф. Фёдорова, актуальна и в наши дни. Важны размышления мыслителей-космистов о необходимости нравственной ориентации всех сфер человеческого знания и творчества, о космизации науки, о примирении и союзе веры и знания в общем деле сохранения и умножения жизни на Земле.

Н. Ф. Федоров и трансгуманизм

Фёдоров может с полным правом считаться предтечей и пророком ноосферного мировоззрения, основы которого заложены в трудах В.И.Вернадского и П.Тейяра де Шардена. Возникшее в конце ХХ века движение "трансгуманизма" также имеет полное право считать Фёдорова своим предтечей. Современные "нанотехнологии" - это фактически, не что иное, как реализация идей о "собирании из атомов" макроскопических тел, вплоть до тела человека. Хотя о реальной возможности сборки даже отдельной клетки сегодня говорит ещё рано - хотя вирус уже можно собрать из набора нуклеотидов - это направление не остановится в своём развитии. Стоит напомнить, что в то время, когда жил Фёдоров, даже крупные учёные сомневались в реальном существовании атомов, чтобы оценить глубину и ясность его ума.

Трансгуманизм – это рациональное, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки мировоззрение, которое признает возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение и смерть и значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека. В сфере интересов трансгуманизма вопросы радикального продления жизни с помощью искусственных органов, выращивания органов, клеточной терапии и других возможных научных методов; вопросы усиления интеллекта как с помощью современных лекарственных средств, так и с помощью компьютерных методик. Поднимаются также вопросы расширения сферы существования человека: выход в ближний и дальний космос, освоение океана и межзвездного пространства и необходимая для этого модификация тела человека. Изучаются в трансгуманизме вопросы построения идеального общества, вопросы технологического прогнозирования и пр. Уже из этого краткого перечисления видно, что тематически и в мировоззренческом плане космизм и трансгуманизм имеют много общего.

Развившись в последние десятилетия, прежде всего, в США и Западной Европе, трансгуманизм становится все более популярным и в России. Прогнозы трансгуманистов звучат и на государственном уровне. Например, в США, Европарламенте, в Великобритании и недавно в России.

Термин «трансгуманизм» был впервые введён в 1957 г. основателем ЮНЕСКО, крупным английским биологом Джулианом Хаксли.

В своей современной форме трансгуманизм как мировоззрение, аппелирующее к достижениям науки и техники, был, в основном, сформулирован в лекциях и публикациях FM-2030 (он же Ф. М. Есфандиари, Fereidoun M. Esfandiary). Вклад в его развитие в 60-80-ые гг. ХХ века внесли Р. Эттинджер, М. Мински, Э. Дрекслер и многие другие. На их идеи опираются основные научные направления, с которыми трансгуманисты связывают свои надежды: иммортализм, искусственный интеллект, нанотехнологии.

В качестве своих идейных предшественников современные западные трансгуманисты рассматривают, в основном, мыслителей 1920-1950-ых гг.: биолога Дж. Б. С. Холдейна, физика Дж. Д. Бернала, палеонтолога Тейяр де Шардена и др.

Сейчас, когда трансгуманизм активно начал распространяться в России, взгляд в прошлое российской мысли позволяет утверждать, что многие из идей, относимых сегодня к трансгуманистическим, впервые возникли или получили своё развитие в России.

Так, несомненным предшественником современного трансгуманизма является философия русского космизма (Н. Ф. Фёдоров, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, А. П. Сухово-Кобылин, В. Ф. Купревич и др.). Как продолжение русского космизма следует рассматривать возникшее в 1920-ые годы ХХ века литературное движение биокосмистов-имморталистов (А. Святогор (А. Ф. Агиенко), А. Б. Ярославский).

В 1930-1940-ые гг. движение биокосмистов-имморталистов было разгромлено. Однако идеи, восходящие к их взглядам, обрели новую жизнь, в частности, в учении о ноосфере, сформулированном Э. Леруа и Тейяр де Шарденом под влиянием лекций, прочитанных В. Вернадским в 1920-ые годы в Сорбонне.

Несмотря на различие во взглядах многих космистов, основной стержень их философии – вера в необходимость улучшения положения человека, в реализацию его потенциала. И для того, кто знаком как с русским космизмом, так и с современным трансгуманизмом, преемственность между ними несомненна. Уже у Фёдорова мы находим положения о необходимости направленной дальнейшей эволюции человека, борьбе со старением и смертью, обживании новых сред обитания, освоении космоса, проектах планетарных масштабов – обо всём том, что составляет сущность взглядов трансгуманистов.

Как пример напомним, что К. Э. Циолковский ратовал за радикальное продление жизни: «Жизнь не имеет определенного размера и может быть удлинена до тысячи лет». И как современное эхо – слова (совершенно трансгуманистические по сути) одного из ведущих геронтологов России, профессора В. Н. Анисимова: «Представляется вполне обоснованным надеяться, что эффективная терапия старения может быть реализована уже во второй четверти XXI века, а в его второй половине – появление методов, фактически дающих человеку «вечную молодость»

Трансгуманизм соотносится с последними веяниями технологического прогнозирования (technology foresight), теоретическая база трансгуманизма стремительно развивается. Уже сейчас понятен и исследуется феномен NBIC-конвергенции, приводящий к ускоряющейся модификации человека, что, в свою очередь, ведет, как считают трансгуманисты, к созданию нового, пост-человечества. В связи с этим многие идеи К. Э. Циолковского наполняются новым содержанием.

"Философия общего дела" нашла отклик в творчестве многих писателей, поэтов, художников ХХ века, таких как В. Брюсов и В. Маяковский, Н. Клюев и В. Хлебников, М. Горький и М. Пришвин, А. Платонов и Б. Пастернак, В. Чекрыгин и П. Филонов. Их творчество затронула глубина этических требований Фёдорова, своеобразие его эстетики, идеи регуляции природы, преодоления смерти, долга перед прошедшими поколениями. Не случайно писал о мыслителе А.Л. Волынский: "Фёдоров - единственное, необъяснимое и ни с чем не сравнимое явление в умственной жизни человечества. ... Рождением и жизнью Фёдорова оправдано тысячелетнее существование России. Теперь ни у кого на земном шаре не повернется язык упрекнуть нас, что мы не бросили векам и мысли плодовитой, ни гением начатого труда…".

на основе материалов:

" О преемственности идей космизма и трансгуманизма"  В.В.Удалова, источник: научные чтения памяти К. Э. Циолковского:  Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"

по материалам "Википедии"

на основе статьи Б.Г.Режабек, А.А.Кузьминов "Трансгуманизм: Федоров"


Источник: www.marsiada.ru

Комментарии: