ДЕСЯТЬ МИФОВ О ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2017-08-04 08:56

Психология

ДЕСЯТЬ МИФОВ О ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

Я часто слышал замечательную фразу: «если что-то может быть понято не так, то оно будет понято не так». Данный текст является попыткой свести воедино наиболее типичные ошибки восприятия гештальт-подхода, почерпнутые из собственного опыта и бесед с другими участниками обучающихся программ.

Миф первый. О чувствах. Почувствовал чувство – вырази его.

Итак, первое: гештальт учит нас тому, что надо выражать чувства. Да, конечно, на группе или в индивидуальной терапии, тренера и терапевты часто повторяют, «Что ты сейчас чувствуешь?», «Вырази это, скажи об этом». В результате возникает ощущение, что чувства, это некая самодостаточная ценность в гештальте и выражение ее должно сильно изменить мир к лучшему. На самом деле, выражение чувств является не целью само по себе, а призвано:

1) улучшить ощущение собственных чувств клиента (если с этим проблемы);

2) улучшить коммуникацию при недостаточном предъявлении себя (только при недостаточном);

3) осознать потребность, стоящую за чувством.

Третье, по сути, самое важное, поскольку бесконечные «я злюсь на тебя», хоть и являются шагом вперед по сравнению с «что-то у меня голова разболелась», но, по сути, столь же мало продвигают, если закономерный вопрос: «А чего хочешь?» вызывает растерянную реакцию «Чувства предъявить…». Зачем? Так учили…

Миф второй. О потребностях. Ощутил потребность – удовлетвори ее.

Так и рождается молва о том, что гештальт-терапевты сводят человеческое к животному, а сами – эдакие социопатичные типы – чего им захотелось, то и сделали. Не так все было, не так. Конечно зажатый ретрофлексией и интроектами невротик, дорвавшись до терапии, воспримет все именно так, но…. И это но, весьма существенно, гештальт-подход призывает осознавать потребности, а не удовлетворять их. Осознали – хорошо. А вот теперь выберите, удовлетворять или подождать, а если удовлетворять, то как.

Миф третий. Снова о потребностях. Если я чего-то хочу, то это что-то, чего мне не хватает.

Действительно, мы выросли в стране дефицита, нехватки. И по инерции продолжаем, испытывая желание идентифицировать его как потребность в получении чего-то. И стремимся получать: больше любви, больше денег, больше успеха, больше внимания. В результате – ожирение, отвращение и обесценивание. Изредка вспоминают про потребность избавиться от чего-то. Я этого не хочу, мне это мешает, я хочу сделать, чтобы этого не было. В результате – спокойно, но как-то скучно. Так вот, на всякий случай, попробуйте еще третий вариант: кому-то что-то дать, поделиться, создать, просто так, потому что вам этого хочется. Вдруг понравится?

Миф четвертый. О спонтанности.

Собственно, это развитие мифов под номером 1 и 2. Да здравствует спонтанность! Будем живыми и непосредственными как дети! Так учил Перлз! Даешь энурез, как высшее проявление спонтанности и аутентичности! Ура!!! Знакомо? Угу. Хотите сделать из затюканного, страдающего невротика свободного, раскованного психопата, от которого будут страдать окружающие, а как следствие потом опять начнет страдать и он сам? Вперед. Научите его выражать окружающим все те чувства, которые он испытывает и совершать все те действия, которые захочется. Получилось? Ура! Еще одна компрометация гештальт-подхода вышла в мир. Нет, не зря все-таки психоаналитики предупреждают своих клиентов о том, что пока терапия не закончена, им не следует предпринимать никаких серьезных решений в бизнесе и личной жизни.

Спонтанность, на самом деле, это когда всему этому находится еще и оптимальная форма в этом мире, в данной ситуации и в данный момент времени. В том числе может оказаться, что в данный момент времени и в данной ситуации самым оптимальным и самым спонтанным будет потерпеть и дождаться более подходящего момента (только не долго, конечно). Истинная спонтанность всегда произвольна, чем и отличается от непроизвольной импульсивности.

Миф пятый. О самодостаточности. Я хочу стать самодостаточным человеком, чтоб ни от кого, ни от чего не зависеть, скажите, как мне этого достичь?

Этот запрос в том или ином виде преследует, наверное, всех психологов и психотерапевтов. Некоторые даже пытаются этому научить. Как этого достичь? Да, никак. Невозможно это, живой человек не может быть абсолютно независимым, он и существует-то не сам по себе, а в поле/среде, которое его окружает и задача его научиться осознавать это и использовать опять же осознанно. Этому и учит гештальт, но часто без толку.

Миф шестой. О принятии. Меня должны принимать таким, какой я есть. Должен быть кто-то, кто это сделает.

Люди с радостью натыкаются на тезис о парадоксальном принципе изменений в гештальт-терапии, то есть, что изменения возникают тогда, когда я принимаю то, что во мне есть, таким, каково оно есть. Да, принимаю, но не ГОРЖУСЬ этим. Согласитесь, что между принятием того, что это есть и что это так и гордостью за это или восхищением – две большие разницы. И уж не говоря о том, что принятие качеств, совсем не ведет за собой принятие действий, в которых эти качества выражаются. Таким образом, знаменитое Роджерсовско-христианское: «всякий человек хорош», нуждается в дополнении: «но вести себя может, как последняя скотина». Принятие в гештальте означает лишь признание реальности этого и существования этого в данный момент, но никак не принятие того, что это и будет дальше существовать в таком же виде.

«Да, я принимаю, что ты сейчас такой, а теперь будь любезен делать это по-другому или вали отсюда» - таково истинное принятие в гештальт-терапии.

Миф седьмой. О понимании. Я должен понимать другого и/или меня должны понимать.

Счастье – это когда тебя понимают. Все люди стремятся к этому счастью, а начинающие терапевты стремятся осчастливить этим своих будущих клиентов. Люди! Понимание – это процесс образования гештальта. То есть, это выделение некоей фигуры из фона и донесение ее в качестве послания другому. Никто, кроме клиента, этот процесс осуществить не в силах. И терапевт лишь может поддерживать клиента в делании этого. Конечно, из всякого правила есть и исключения. Опытный или хорошо чувствующий терапевт в состоянии проделать этот процесс внутри себя быстрее клиента и догадаться, каким может быть этот путь и чем он, по идее, должен закончиться. Только вот хорошо ли это для клиента? Поможет ли это ему научиться быть понятным и стать понятым?

Миф восьмой. О самораскрытии. В психотерапии приходится раскрываться, а это так сложно, так страшно и так болезненно. Я так этого боюсь.

Правильно боитесь. Потому как в психотерапии не надо раскрываться, надо предъявляться. И это две большие разницы. Метафора раскрытия предполагает создание бреши в границе, через которую окружающий мир в виде терапевта и/или других участников группы получает возможность беспрепятственного проникновения во внутренний мир человека. Ощутили ужас? Ага. А как тогда быть? А очень просто. Взяли ту часть своего внутреннего мира, сделали с нее слепок, образ, описание и вынесли наружу, во вне, за пределы своей границы, и предъявили окружающим. Вот, посмотрите, у меня там так, что вам это напоминает, какие у вас идеи, как вам это? И если начинают слишком активно там ковыряться, лапать, обесценивать, критиковать, то тут же им по рукам: «Я вас не об этом просил».

Миф девятый. О ценностях. Ценности? Так это ж интроект!

Да, именно такое я и услышал на одной из обучающих групп гештальт-терапии. Короче, увидишь Будду – убей его! Нет, конечно бывает и так, что тот набор «ценностей», которым обладает человек, на самом деле ему не принадлежат и воспринимается им, как нечто объективно важное для всех людей на свете. Так и говорят: «Но ведь это важно, это надо, так принято, у всех так». Но ценности – это совершенно другое. Это мое, индивидуальное, это то, что я люблю, то чего я выбрал придерживаться, то ради чего я готов сражаться и умереть, потому что без этого я уже буду не я. В некоторых школах гештальт-терапии этому уделяют мало внимания. С легкой руки Перлза «характер», как нечто стабильное, постоянное, устойчивое стало синонимом патологического. Однако он-то имел в виду совсем другое – привычки, стереотипы, прежде всего, действительно навязанные извне. А вот до того опыта, который человек приобретает в жизни сам и научается его ценить, у него просто руки не дошли. Слава богу, там еще Исидор Фромм был.

Итак, не стоит забывать, что функция self существует в трех режимах: ид, эго и персона. Без персоны (опыта, ценностей, представлений о себе и о мире), человек становится психически нестабильным, он просто не знает, на основании чего ему делать выбор, что предпочесть в сложной ситуации, наконец, ему не доступны долговременные проекты и отношения. Цикл контакта завершается не полным контактом (final contact), а постконтактом, на котором собственно и выясняется, что я сделал, как я это сделал, как мне это, кто я после этого и стоит ли так поступать в дальнейшем.

Миф десятый. О прерываниях цикла контакта. Прерывания цикла контакта – это зло и с ними надо бороться.

Идеальный, хорошо пролеченный человек лишен прерываний цикла контакта. Демонстрировать прерывания цикла контакта в обществе гештальтистов неприлично. Вот.

Мда. И как не стараются, как не пишут о том, что прерывания цикла контакта – это совсем не плохо, это просто фазы цикла контакта такие – все без толку. Итак, еще раз, на самом деле, сначала человек находится в нейтральной точке – суть слиянии, потом выходит из него, потом происходит интроекция части среды, получение энергии и/или информации, которая обрабатывается (пережевывается) и принимается за константу, потом человек проецирует, т.е. высказывает некоторые предположения о мире, в контексте имеющейся у него потребности, потом осуществляет выбор и, при необходимости, ретрофлексирует (делая себе то, что не может получить в данный момент из среды), либо подавляет те свои намерения или желания, которые окажутся неуместными в данном контексте. В конце он может некоторое время постоять перед вступлением в контакт в эготизме, ощутив свою власть над тем, осуществлять свою потребность или нет, вступать в контакт или нет, получив, наконец, ощущение произвольности столь необходимое для подлинной спонтанности. После чего снова войти уже в слияние контакта с объектом. Избыток энергии он по ходу дела может рассеивать с помощью дифлексии.

Итак, совет начинающим гештальтистам: если вам с презрением или укором говорят: «Ты сейчас проецируешь (интроецируешь, ретрофлексируешь, дифлексируешь, находишься в слиянии и т.д.)». Повернитесь и ответьте: «Да, я знаю. И что?».

Автор: Смирнов Алексей.

Комментарии: