9 причин, ведущих к созданию сверхоптимистичных планов, смертельных для компании |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-08-22 13:30 В своей практике я слишком часто наблюдаю, как компании вкладывают огромные средства и время в проекты, которые в итоге не окупаются. Ошибки в планировании являются общемировой практикой. Более 70% новых производств в Северной Америке закрылись в первые 10 лет. Около 80% от всех слияний и поглощений никогда не окупились. Почему же планы компаний оказываются не просто оптимистичными, а сверхоптимистичными? Приятно объяснить все влиянием объективных факторов, возникающих в ходе реализации проекта. Но бомба оптимизма заложена заранее. Ее истоки — в многочисленных ошибках мышления менеджеров, которые, накапливаясь как снежный ком, приводят к катастрофическим просчетам в планировании. Дан Ловалло и Даниэль Канеман показали, что менеджеры создают чрезвычайно оптимистические планы потому что: 1. Переоценивают свои возможности. В глубине души мы уверены, что превосходим большинство людей. Результаты исследования, где принял участие миллион человек, показывают, что 70% людей считают, что они выше среднего по уровню лидерства и только 2% думают что ниже. А 25% опрошенных уверены, что они находятся в топ 1% по своей способности ладить с другими людьми. Подобная самооценка хороша для психического здоровья. Но представление о себе как о харизматичном лидере, способном увлечь за собой сотрудников, вовсе не обязательно разделяется коллективом. 2. Ошибочно определяют причинно-следственную связь между событиями. Склонность преувеличивать свои собственные таланты дополняется тенденцией неправильно оценивать предпосылки событий. Мы в основном принимаем как должное, что позитивные результаты — это следствие наших личных заслуг, а негативные — это влияние внешних факторов. К примеру, количество слияний и поглощений увеличивается в период экономического роста. Экономика растет, компании показывают хорошие результаты, топ-менеджеры приписывают это своим заслугам и начинают совершать неоправданные покупки. 3. Выбирают наиболее понятный, а не наиболее вероятный сценарий развития проекта. Мы не знаем того, что мы не знаем. Если менеджер не понимает, как с помощью big data, имеющейся в компании, проверить статистическую правильность своих гипотез, он не будет этого делать. Ему может быть сложно представить изменение технологий или динамику процентных ставок. Поэтому обычно в качестве предпосылок выбираются наиболее понятные, которые мы можем хоть как-то оценивать. 4. Преувеличивают имеющуюся степень контроля над событиями. «Если нам повезет, то этот план сработает», — такая фраза вряд ли сорвет аплодисменты на инвестиционном комитете. В бизнесе считается неприличным говорить и тем более включать в планирование фактор простой удачи. Поэтому утверждается, что все риски могут быть нивелированы, а результаты — полностью обусловлены планируемыми действиями. 5. Сознательно увеличивают оптимистичность прогнозов. Каждая компания имеет ограниченное количество ресурсов, которое она может выделить на новые проекты. Высокий прогноз по потенциальной прибыли — это весомый аргумент в пользу принятия именно твоего проекта. Пессимистическое мышление вообще не приветствуется в компаниях, поэтому способность критически оценивать проекты снижается. Руководство утверждает эти планы, попадая в ловушки: 6. Тяготения к единому мнению. СЕО рассчитывает, что в ходе групповых обсуждений проект детально прорабатывался с различных сторон. В действительности, слишком часто участникам совещаний намного проще и быстрее прийти к консенсусу и согласится с одним из предложенных заранее решений, чем вырабатывать новое. 7. Ошибки HiPPO (highest paid person’s opinion). Итоговые планы состоят из диаграмм, цифр и моделей. На детальное погружение у СЕО нет времени, но внешний вид материалов убеждает его что они — data driven. Однако, зачастую данные можно трактовать по-разному. И выбор окончательной трактовки, которая легла на стол к генеральному директору, мог произойти только потому, что самый влиятельный участник предварительных совещаний сказал: «я считаю, что это должно быть так». 8. Отсутствия контроля. Люди не склонны исправлять даже очевидные ошибки руководства. Даже в том случае, когда речь идет об их собственной жизни, утверждают Малколм Гладуэлл и Роберт Хелмрейх, анализируя поведение вторых пилотов в ходе авиакатастроф. Не стоит надеяться, что подчиненные предостерегут вас, даже если они будут считать ваши действия полностью неправильными. 9. «Якорения» первыми данными. «Вы счастливы? Вы с кем-нибудь встречаетесь?» Если я задам вам вопросы в такой последовательности, корреляции между ответами не будет. Но если поменять их местами, вы станете привязывать ощущение счастья к факту наличия партнера. Так и бизнес план — в первом приближении всегда оптимистичен. В дальнейшем, после перепроверок, дополнения новыми данными, он пессимизируются. Но в голове у СЕО уже сидит мысль «да, уже слышал, перспективный проект». Как с этим бороться? По сути, только анализ со стороны может снизить шансы того, что компания слепо ринется в катастрофические для нее инвестиции. В таком случае детали проекта игнорируются и не искажают прогноз, благодаря чему можно более ясно увидеть потенциальные угрозы. Особенно важен взгляд снаружи, если речь идет об осуществлении активности, с которой компания никогда ранее не сталкивалась. Правильный вопрос о сроках проекта будет звучать не «за сколько вы закончите этот проект?» а «за сколько заканчивали похожие проекты другие команды?». Ответ обычно отличается в разы. Автор: Николай Молчанов Комментарии: |
|