35 аспектов критического мышления |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-08-03 09:10 35 аспектов критического мышления 1. Мыслить независимо Критическое мышление — это автономное мышление. Многие из наших верований приобретаются нами в раннем возрасте, когда мы особенно склонны к иррациональному их формированию (потому что мы хотим верить, потому что мы получаем за веру вознаграждение). Мыслящие критически используют критические навыки и понимание для обнаружения и искоренения верований, с которыми они (мыслящие рационально), не могут согласиться. Мыслящие критически не принимают бездумно верования других; они, скорее, самостоятельно анализируют проблему, отклоняют необоснованные авторитеты и признают рационально оправданные. 2. Проявление и совершенствование понимания эгоцентричности или социоцентричности Если эгоцентричность и социоцентричность — болезни, то самосознание — лекарство. Нашу веру в собственную правоту легче поддержать, потому что мы подавляем ошибки в своем мышлении. Мы автоматически скрываем нашу эгоцентричность от нас самих. Мы не в состоянии заметить, когда наше поведение начинает противоречить нашему представлению о себе. Решение состоит в том, чтобы размышлять над своими верованиями и поведением; делать предположения недвусмысленными, критически анализировать их, и, когда они ложны, переставать их делать; оценивать как себя, так и других с одинаковых позиций; рассматривать каждый релевантный факт, и делать умозаключения, согласуя их с очевидностью; а также слушать внимательно и непредубежденно тех, с кем мы не согласны. Мы сможем изменить эгоцентричные тенденции, когда увидим их такими, какими они есть: иррациональные и необоснованные. 3. Осуществление справедливости Чтобы мыслить по поводу проблем критически, мы должны рассмотреть достоинства и недостатки противоположных точек зрения; мысленно поместить самих себя на место других, чтобы искренне их понять и преодолеть нашу эгоцентричность, отождествить правду с нашим непосредственным восприятием, давней мыслью или верованием. 4. Исследование мыслей, основанных на чувствах, и чувств, основанных на мыслях Мыслящие критически осознают, что их чувства — это ответ (но не единственно возможный, или обязательно наиболее разумный, ответ) на ситуацию. Они знают, что их чувства были бы другими, если бы у них было иное понимание или интерпретация этой ситуации. Часто мы испытываем грусть или чувство угнетенности, потому что интерпретируем актуальную для нас ситуацию в чрезмерно негативном, пессимистическом свете. Мы можем допустить упущение, не рассмотрев положительные аспекты ситуации. 5. Проявление и совершенствование интеллектуального смирения и приостановки суждения Мыслящие критически признают существование пределов своего знания. Они понимают, что их собственный эгоцентризм может привести к самообману; они чувствительны к предубеждению, предрассудкам и ограниченности собственных взглядов. Мыслящие критически отличают то, что они знают, от того, чего они не знают. Они не боятся сказать «я не знаю», когда они действительно не уверены. 6. Проявление и совершенствование интеллектуальной храбрости Мысля независимо и широко, человек должен знать о неизбежности осмысления и поддержания непопулярных идей, верований, точек зрения. Подобная храбрость является результатом признания, что идеи, считающиеся опасными или абсурдными, иногда рационально оправданы (полностью или частично), и что умозаключения или верования, внушенные нам, часто являются ложными и неоправданными. 7. Проявление и совершенствование честных намерений или честности Мыслящие критически признают необходимость быть правдивыми по отношению к собственным мыслям, быть последовательными в интеллектуальных образцах, которые они применяют, держать себя в рамках тех же строгих стандартов очевидности и доказательства, которые они применяют к другим, использовать то, что они отстаивают для других, и честно допускать противоречия и несостыковки в собственных мыслях и действиях. Они признают наиболее обоснованным то, что было оправдано их собственной мыслью и проанализированным опытом. 8. Проявление и совершенствование интеллектуальной настойчивости Мыслить критически не так легко. Это требует времени и усилий. Обучение чему-нибудь важному всегда требует времени и усилий. Мыслящие критически стремятся достигнуть интеллектуального понимания и истин, несмотря на трудности, препятствия и временное расстройство планов. Они признают необходимость долгой борьбы с путаницей и нерешенными вопросами для достижения более глубокого осмысления и понимания. Они осознают, что добиться существенных перемен можно лишь благодаря терпению и упорству. 9. Проявление и совершенствование уверенности в рассудке Мыслящий рационально признает силу рассудка, ценность поддержания мышления в соответствии рациональным стандартам. Фактически, весь прогресс, достигнутый в естественной науке и гуманитарном знании, свидетельствует об этой силе, и, таким образом, о разумной обоснованности обладания уверенности в рассудке. 10. Уточнение обобщений и уход от упрощений Мы, естественно, упрощаем наш опыт и проблемы, с которыми сталкиваемся, чтобы сделать их более легкими для восприятия. Каждый из нас делает это. Однако мыслящий некритически часто делает это слишком сильно (гиперупрощение), что приводит к искажению содержания проблем и собственного опыта. Мыслящие критически стараются выделить упрощенные модели и решения, но не посредством упущений или искажением. Выделение различий между полезными упрощениями и вводящими в заблуждение гиперупрощениями важно для критического мышления. 11. Сравнение аналогичных ситуаций: Переход понимания в новый контекст Сила идеи ограничена нашей способностью видеть её применение. Способность критически мыслящих внимательно использовать идеи увеличивает их умение воспринимать идеи критически. Каждое новое применение идеи обогащает понимание как самой примененной идеи, так и ситуации, к которой эта идея относилась. 12. Проявление и совершенствование широты взглядов: Конструирование или поиск верований, аргументов, теорий Мир не дан нам разрезанным на части, с чёткими ярлыками на них. Всегда существует множество способов, которыми мы можем «делить» и, исходя из выбранного способа «деления», исследовать мир. То, как мы это делаем, очень существенно для нашего мышления и поведения. Справедливые критически мыслящие учатся признавать, что их собственный взгляд на вещи и взгляды других могут быть ошибочными. 13. Прояснение проблем, умозаключений или верований Чем более полно, ясно и точно сформулированы проблема или утверждение, тем более легка и плодотворна дискуссия по поводу решения этой проблемы или проверки истинности этого утверждения. 14. Прояснение и анализ значений слов или фраз Критическое, независимое мышление требует ясности мысли. Мыслящий ясно разбирается в понятиях и знает, какое основание требуется для оправдания применение слова или фразы в конкретной ситуации. 15. Проявление и совершенствование критериев для оценки: Прояснение ценностей и стандартов Мыслящие критически понимают, что выражение явного предпочтения не заменяет оценку чего-либо. Они учитывают различные точки зрения, когда пытаются что-либо оценивать. 16. Оценка достоверности источников информации Мыслящие критически признают важность использования надежных источников информации при формулировании заключения. 17. Глубинное исследование: Актуализация и познание краеугольных или смыслообразующих проблем Мыслящие критически способны прослеживать глубинную сущность проблемы, охватывая релевантные аспекты в расширенном процессе мысли или обсуждения. Они не ограничены общепринятыми способами действия. Они подвергают оценке как цели, так и то, как их достигнуть. 18. Анализ или оценка аргументов, интерпретаций, верований или теории Мыслящие критически скорее будут использовать аналитические инструменты, чтобы осмыслить линию рассуждения и определить ее относительные достоинства и недостатки, чем небрежно примут или не согласятся с рассуждением, основанном на их предвзятом мнении о том, что есть истина. 19. Генерирование или оценивание решений При разрешении проблем мыслящие критически используют все доступные им средства, чтобы найти лучшее возможное решение. Мыслящие справедливо принимают во внимание интересы каждого, если они (интересы) воздействуют на саму проблему или на выдвижение ее решений. Они больше стремятся обнаружить лучшее решение, чем собственно добиться поставленной цели. Они подходят к решению проблем реалистично. 20. Анализ или оценка и действий (тактик) Критическое мышление подразумевает больше, чем просто анализ определенных случаев рассуждения; оно подразумевает также анализ поведения (или тактики) и рассмотрение того, что поведение (или тактика) предполагает. 21. Критическое чтение: Прояснение или разбор текстов Мыслящие критически читают со здоровым скептицизмом. Но они не подвергают что-либо сомнению или отрицанию до тех пор, пока не разберутся в этом. Они сначала выясняют, а потом уже судят. 22. Критическое слушание: Искусство молчаливого диалога Мыслящие критически понимают, что слушать можно либо пассивно и некритически, либо активно и критически. Они знают, что неправильно истолковать слова другого легко, а интегрировать чужие мысли в наше собственное сознание бывает трудно. Мы должны научиться слушать активно и критически. Мы должны признать, что слушание является искусством, включающим умения, которые мы можем развить только со временем и только благодаря практике. 23. Осуществление междисциплинарных связей Несмотря на то, что, в некоторых отношениях, бывает удобно разделять знание на дисциплины, такое деление не абсолютно. Мыслящие критически не позволяют нескольким произвольным различиям между академическими дисциплинами слишком сильно влиять на их мышление. При рассмотрении проблем, превосходящих сферу компетентности отдельно взятых дисциплин, мыслящие критически берут для анализа релевантные понятия, идеи и способы восприятия мира из многих дисциплин. Они используют знания из одной дисциплины для понимания других дисциплин. Связь между дисциплинами существует всегда (язык и логика; история, география, психология, антропология, физиология; политика, география, естественные науки, экология; математика, естественные науки, экономика). 24. Освоение навыков сократической дискуссии: Прояснение или определение верований, теории или взглядов Мыслящие критически ничего из себя не представляют, если они не способны задавать вопросы. Их способность подвергать сомнению и копать глубоко, доходить до сути вещей, усматривать содержание за формой и внешним проявлением, располагается в самом сердце критической мысли. И, как сомневающиеся, они обладают большим арсеналом вопросов и, соответственно, доступных способов эти вопросы задавать. 25. Диалогическое рассуждение: Сравнение взглядов, интерпретаций или теорий Диалогичным является то мышление, которое подразумевает диалог или расширенный обмен между различными точками зрения, познавательными сферами или структурами. 26. Диалектическое рассуждение: Оценка взглядов, интерпретаций или теорий Диалектическое мышление имеет отношение к диалогическому мышлению, осуществляемому с целью проверить достоинства и недостатки противоположных точек зрения. Как только мы начинаем обнаруживать идеи, мы сразу находим, что некоторые из них конфликтуют или противоречат друг другу. Конструируя целостное представление, мы должны выяснить, какие из конфликтующих идей мы временно примем, а какие мы временно отклоним; другими словами, что в этих взглядах можно назвать сильным, а что — слабым, или, как эти взгляды могут быть согласованы. 27. Сравнивание и разграничение идеалов и реальной практики Самосовершенствование и совершенствование в социальном плане являются значимыми ценностями в рамках критического мышления. Поэтому, мысля критически, приходится прелагать усилия, чтобы смотреть на себя и на других с правильной позиции. А это, в свою очередь, требует признания существования расхождений между фактами и идеалами. 28. Верное размышление о мышлении: Использование критического словаря Обязательная составляющая критического мышления — способность размышлять о мышлении, осуществлять (как это иногда называют) «метапознание». Одно из возможных определений критического мышления может звучать так: искусство размышления о вашем мышлении во время того, как вы думаете, как сделать ваше мышление лучше (более ясным, более точным, более справедливым). 29. Выделение значимых сходств и различий Мыслящие критически стремятся анализировать похожие вещи согласно принципу подобия, а непохожие вещи согласно принципу дифференцированности. Вещи, кажущиеся похожими, часто являются глубоко различными по своей природе. С другой стороны, вещи, кажущиеся различными, часто, в сущности, ничем не отличаются. Лишь доведя навыки наблюдения и рассуждения до мастерства, мы будем способны четко видеть значимые сходства и различия. 30. Проверка или оценивание предположений Мы способны лучше оценить любое рассуждение или поведение, когда все элементы этого рассуждения или поведения выявлены. Мы основываем как наше рассуждение, так и наше поведение на верованиях, которые являются для нас само собой разумеющимися. Мы часто даже не осознаем эти мыслительные конструкции. Только осознав их, мы сможем их оценить. Мыслящие критически склонны к страстному поиску правды; они склонны принимать лишь наиболее обоснованные утверждения. 31. Различение релевантных и нерелевантных фактов Мыслить критически значит уметь отличать уместные в данной ситуации факты от неуместных. Мыслящие критически сосредотачивают свое внимание на релевантных фактах, и не позволяют нерелевантным соображениям повлиять генерирование заключительного вывода. 32. Генерирование правдоподобных выводов, предсказаний или интерпретаций Критическое мышление подразумевает способность прийти к здравым выводам, основанным на наблюдении и анализе информации. Мыслящие критически отличают то, что они наблюдают, от тех выводов, к которым они приходят. Они смотрят вглубь фактов, чтобы понять, что эти факты подразумевают. Они знают, что подразумевают те понятия, которыми они пользуются. Также, мыслящие критически отличают те случаи, где они могут только предполагать, от случаев, где они могут смело делать выводы. 33. Оценивание свидетельств и предполагаемых фактов Мыслящие критически могут рассмотреть свое рассуждение как состоящее из обособленных частей, чтобы исследовать и оценить выделенные в нем компоненты. Мыслящие критически знают, на каких основаниях они базируют свои выводы. 34. Признание противоречий Последовательность можно назвать фундаментальным идеалом для мыслящих критически. Они стремятся избавиться от противоречий в своих верованиях, и опасаются противоречий в верованиях других. Являясь справедливо мыслящими, они стремятся судить о вещи адекватно. Проблема двойных стандартов (направлены на достижение корыстных целей) — одна из наиболее часто встречающихся в человеческой жизни. Дети, в некотором смысле, подозревают о важности принципа последовательности («Почему я не могу делать того же, что и они?»). Мыслящие критически способны точно определять, когда аргументы или взгляды противоречат друг другу, отличая при этом противоречивые конструкции от потенциально совместимых верований; при данном анализе особое внимание уделяется конфликтующим взглядам. 35. Анализ посылок и следствий Мыслящие критически способны рассматривать утверждения, узнавать их значения (например, если X истинен, то Y тоже должен быть истинен) и развивать более полное, целостное понимание их смысла. Они понимают, что, чтобы принять утверждение, необходимо также принять и его следствия. Они способны подробно исследовать (explore) как посылки, так и вытекающие из них следствия. Рассматривая верования, которые имеют отношение к действиям (поступкам) или линии поведения, мыслящие крит Комментарии: |
|