Вирджиния Вулф о превосходстве андрогинного ума |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-07-23 21:00 Гениальная Вирджиния Вулф размышляет о нашем сознании, природе мужчины и женщины и о том, почему «андрогинный ум» идеален. …В человеческой душе уживаются два начала, мужское и женское… . Андрогинный ум — тот, что на всё отзывается, всё впитывает, свободно выражает свои чувства; ум насквозь творческий, пламенный и неделимый. Кроме того, что Вирджиния Вулф являлась одной из величайших писательниц и истинно глубоких умов XX века, она также была женщиной исключительной мудрости, имевшей интересный взгляд на такие сложные темы как сознание и творчество, отношение художника с неизвестностью, старение и т.д. Она настолько хорошо понимала природу человека и столь глубоко анализировала его внутренний мир, что за несколько десятилетий до того, как учёные продемонстрировали, почему “психологическая андрогиния” имеет важное значение для творчества, Вулф с лёгкой руки сама сформулировала эту идею в великолепном эссе “Своя комната”. В 1928 году, через год после того, как она разрушила цензуру и устроила революцию в вопросе гендерной идентичности своим романом “Орландо”, Вулф написала: Загадочная штука — человеческий ум… ничего о нём не известно, хотя мы всецело от него зависим. Почему, например, я так же остро чувствую внутренние разрывы и разногласия, как и вполне объяснимые физические нагрузки? Что вообще такое «целостность сознания»?… Ибо мысль, при ее необыкновенной способности сосредоточиваться на чём угодно, очевидно, не имеет единого состояния. Она, например, может отделиться от людей на улице и вообразить себя независимой, как человек на балконе, глядящий на всё сверху. Или, наоборот, может слиться стихийно с мыслями других людей, как бывает в толпе, застывшей в ожидании известия. Задолго до того, как учёные-когнитивисты смогли точно сказать, как наш разум делает это, Вулф заключает: Очевидно, сознание постоянно меняет фокус и показывает мир с разных точек зрения. С тех пор, как мужчины и женщины были чётко разделены, категоризованы и заключены в свои строгие гендерные роли, согласно которым их воспитывали, подкрепляя желаемое поведение одобрением общества, эти различия стали самыми глубокими и стойкими в нашей культуре. Но, по мнению Вирджинии Вулф, полноценная психика должна объединять в себе самые разные черты — как мужские, так и женские: При виде пары, севшей в кэб, я вновь ощутила свою мысль естественным целым, как будто прежде она была разъята на две половинки. Что объясняется очень просто — полам свойственно сотрудничать. В каждом сидит глубокое, пусть интуитивное знание, что союз мужчины и женщины приносит самое полное удовлетворение и счастье. И еще одна догадка мелькнула у меня при виде пары, остановившей кэб: а может, в человеческом сознании тоже есть два пола и им тоже необходимо соединиться для полного удовлетворения и счастья? И я схематично представила себе, как в человеческой душе уживаются два начала, мужское и женское; в мужском сознании тон задает мужчина, а в женском женщина. Нормальное, спокойное состояние приходит, лишь когда эти двое живут в гармонии, духовно сотрудничая. Пусть ты мужчина, все равно женская половина твоего сознания должна иметь голос; так и женщина должна прислушиваться к своему напарнику. Обращаясь для подтверждения своих мыслей к Сэмюэлу Тейлору Кольриджу и вспоминая его знаменитые слова “истинно, великий ум должен быть андрогинным», Вулф добавляет: Не это ли имел в виду Кольридж, когда говорил, что великий ум — всегда андрогин? Только при полном слиянии мужской и женской половин сознание зацветает и раскрывается во всех своих способностях. Видимо, чисто мужское сознание не способно к творческой деятельности, как, впрочем, и чисто женское…. Но не мешало бы остановиться и уточнить понятия мужественно-женского и, наоборот, женственно-мужественного типов сознания на одной или двух книгах. … Разумеется, когда Кольридж говорил, что великий ум — всегда андрогин, он и не думал подчеркивать различия между полами: их неравноправие или неверное толкование в литературе. Такому сознанию вообще несвойственно мыслить различиями. Андрогинный ум — тот, что на все отзывается, все впитывает, свободно выражает свои чувства; ум насквозь творческий, пламенный и неделимый. Собственно, таким был шекспировский ум — андрогинным, мужественно-женственным по складу, хотя трудно сказать, что именно думал Шекспир о женщинах. И если действительно свобода от вражды полов — один из признаков зрелого сознания, то выходит, мы сейчас как никогда далеки от состояния зрелости…. Нет века более ожесточенно себялюбивого, более яростно сосредоточенного на своем мужском или женском достоинстве, чем наш…. Вывод, который делает Вулф в 1928 году, звучит вполне актуально и современно. Хотела дописать “для России”, подразумевая наш непробиваемый традиционализм, но подумала и решила — нет, для всего мира. В доказательство тому — тотальная техногенность нашего общества, интеллектуальная однополярность, поощряющая аналитику, свойственную мужскому уму, и игнорирующая любого рода иррациональные и интуитивные прозрения, характерные для женской природы. Недаром технический директор Google Реймонд Курцвейл в своём футурологическом прогнозе предполагает, что к 2045 году Земля станет заполнена нанороботами, а сама превратится в один большой компьютер. Будет ли место в таком мире душе, юнговской аниме, и свободному творчеству? Лично я сомневаюсь. Но дождаться 2045 года, чтобы увидеть всё воочию, конечно, стоит. Источник: monocler.ru Комментарии: |
|