ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-07-06 07:15 Автор: Баулина М.Е., Институт психологии, социологии и социальных отношений ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», В условиях развития инклюзивного образования ежегодно увеличивается включение детей с расстройствами аутистического спектра в образовательный процесс. Однако для получения полноценного образования и понимания предметов данного контингента школьников необходима адаптация методик обучения, учебников и контрольных заданий. Понимание особенностей организации зрительного восприятия у детей с РАС позволит облегчить решение этой проблемы. Целью данного исследования было выявление и описание особенностей зрительного восприятия у старших школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС). Исследование было проведено на 26 подростках 15-16 лет с РАС, обучающихся по общеобразовательной программе и не имеющих выраженной интеллектуальной недостаточности, в сравнении со сверстниками, имеющими нормативное развитие. ?Методики исследования? включали в себя: ?1) нейропсихологические пробы для оценки зрительного гнозиса из диагностического альбома Е.Д. Хомской (простые предметные изображения, зачёркнутые, наложенные, недорисованные изображения и «химеры»); ?2) методики для изучения состояния пространственного гнозиса (копирование фигуры Рея-Тейлор, кубики Кооса в модификации Д. Векслера); ?3) методики для оценки лицевого гнозиса в модификации Е.Д. Хомской и Н.Я. Батовой (субтесты «Классификация» и «Ранжирование»). ?Результаты исследования? показали, что зрительное восприятие школьников с РАС развивается по типу искажения, а не дефицитарности психической функции. В частности, отмечаются нарушения зрительного восприятия, которые не связаны с задержкой в когнитивном развитии и проявляются в сниженной способности к синтезу частей зрительного изображения в целостные образы объектов при сохранной способности к распознаванию контурных изображений объектов. Также школьникам с РАС сложнее выделять контурные изображения от посторонних элементов фона, и не всегда такие школьники отмечают противоречия в визуальных образах — «химерах». При копировании фигуры Рея-Тейлор наиболее часто использовалась фрагментарная стратегия (73,3%) ответов, в то время как в контрольной группе преобладала дедуктивная (целостная) стратегия. При различении различных эмоциональных состояний на фотографиях школьники с РАС испытывали значительные трудности при оценке слабо выраженных оттенков эмоциональных состояний. Испытуемые опирались преимущественно на изображение нижней части лица, что затрудняло целостное восприятие общего эмоционального выражения. Таким образом, в качестве ?основных особенностей зрительного восприятия школьников с РАС? можно выделить следующие: ?1. склонность к фрагментарному восприятию зрительной информации; ?2. нарушение пространственных синтезов, проявляющихся в конструктивной деятельности; ?3. трудности дифференцирования слабо выраженных положительных и отрицательных эмоций в сочетании с оценкой преимущественно нижней части лица человека. Полученные результаты могут быть использованы для составления рекомендаций преподавателям по адаптации наглядного иллюстративного материала в процессе обучения. Комментарии: |
|