ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2017-07-06 07:15

Психология

  Автор: Баулина М.Е., Институт психологии, социологии и социальных отношений ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»,

В условиях развития инклюзивного образования ежегодно увеличивается включение детей с расстройствами аутистического спектра в образовательный процесс. Однако для получения полноценного образования и понимания предметов данного контингента школьников необходима адаптация методик обучения, учебников и контрольных заданий. Понимание особенностей организации зрительного восприятия у детей с РАС позволит облегчить решение этой проблемы.

Целью данного исследования было выявление и описание особенностей зрительного восприятия у старших школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС). Исследование было проведено на 26 подростках 15-16 лет с РАС, обучающихся по общеобразовательной программе и не имеющих выраженной интеллектуальной недостаточности, в сравнении со сверстниками, имеющими нормативное развитие.

?Методики исследования? включали в себя:

?1) нейропсихологические пробы для оценки зрительного гнозиса из диагностического альбома Е.Д. Хомской (простые предметные изображения, зачёркнутые, наложенные, недорисованные изображения и «химеры»);

?2) методики для изучения состояния пространственного гнозиса (копирование фигуры Рея-Тейлор, кубики Кооса в модификации Д. Векслера);

?3) методики для оценки лицевого гнозиса в модификации Е.Д. Хомской и Н.Я. Батовой (субтесты «Классификация» и «Ранжирование»).

?Результаты исследования? показали, что зрительное восприятие школьников с РАС развивается по типу искажения, а не дефицитарности психической функции. В частности, отмечаются нарушения зрительного восприятия, которые не связаны с задержкой в когнитивном развитии и проявляются в сниженной способности к синтезу частей зрительного изображения в целостные образы объектов при сохранной способности к распознаванию контурных изображений объектов.

Также школьникам с РАС сложнее выделять контурные изображения от посторонних элементов фона, и не всегда такие школьники отмечают противоречия в визуальных образах — «химерах». При копировании фигуры Рея-Тейлор наиболее часто использовалась фрагментарная стратегия (73,3%) ответов, в то время как в контрольной группе преобладала дедуктивная (целостная) стратегия. При различении различных эмоциональных состояний на фотографиях школьники с РАС испытывали значительные трудности при оценке слабо выраженных оттенков эмоциональных состояний. Испытуемые опирались преимущественно на изображение нижней части лица, что затрудняло целостное восприятие общего эмоционального выражения.

Таким образом, в качестве ?основных особенностей зрительного восприятия школьников с РАС? можно выделить следующие:

?1. склонность к фрагментарному восприятию зрительной информации;

?2. нарушение пространственных синтезов, проявляющихся в конструктивной деятельности;

?3. трудности дифференцирования слабо выраженных положительных и отрицательных эмоций в сочетании с оценкой преимущественно нижней части лица человека.

Полученные результаты могут быть использованы для составления рекомендаций преподавателям по адаптации наглядного иллюстративного материала в процессе обучения.

Комментарии: