О выступлении Ричарда Дэвидсона 21 июля 2017 г. (начало) |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-07-23 05:37 О выступлении Ричарда Дэвидсона 21 июля 2017 г. (начало) см. окончание https://vk.com/wall369631409_660 21 июля в Москве прочитал лекцию известный американский психолог Ричард Дэвидсон (https://en.wikipedia.org/wiki/Richard_Davidson), профессор Висконсинского университета в Мадисоне, крупный специалист в области нормальной и клинической психофизиологии эмоций, а также в области механизмов медитативных практик. Содержанием доклада «Well-being is a skill» («Благополучие – это тренируемый навык») стали его психофизиологические исследования эффективности медитативных практик как средства повышения благополучия жизни. Доклад фокусировался вокруг четырех основных тем: 1) нейропластичность; 2) эпигенетика; 3) двусторонняя связь между системой «мозг-психика» и телом; 4) доброта как врожденный инстинкт. Каждую из тем д-р Дэвидсон раскрыл через собственные эмпирические исследования механизмов работы медитативных практик. Интересно было услышать, что, рассказывая о пластичности мозга как предпосылке действенности медитативных практик, он упомянул работы Евгения Николаевича Соколова (http://www.psy.msu.ru/people/sokolov.html), в свое время очень много сделавшего в области механизмов нейропластичности. Только что на русском языке вышла его книга Дэвидсон, Бегли (2017), в которой можно развернуто ознакомиться с основными идеями, прозвучавшими в докладе. Также на сайте Центра здоровья ума при Висконсинском университете в Мадисоне, которым руководит д-р Дэвидсон, можно найти список публикаций его группы в ведущих рецензируемых журналах, многие из которых упоминались в докладе – см. https://centerhealthyminds.org/science/publications Несколько моих достаточно произвольных ассоциаций по поводу доклада д-ра Дэвидсона: 1. Фактически мы наблюдаем следующее. Культурно-исторически на Востоке сложилась особая система саморегуляции своей психики, которую в общем можно назвать медитативной психотехникой. Эта система изначально возникла и долгое время развивалась как элемент религиозных практик, но в рамках глобально-цивилизационно идущего сейчас процесса секуляризации эта психотехника была эффективно секуляризована и перенесена на западную культурную почву, где стала все более и более активно использоваться как хорошо работающий инструмент психотерапии, неврологии, психиатрии, стресс-менеджемента и в других смежных с этими областях. 2. Удивительной особенностью этой секуляризации явилось то, что сам глава буддистов Далай-лама XIV, по сути, и возглавил этот процесс секуляризации – не только этой частной психотехники, но и более широкого круга техник и идей (в том числе этических), культурно-исторически возникших в рамках буддизма как религии. Вот цитата из его интервью 2017 г.: Корреспондент: «Едва ли не чаще, чем о вероучении, вы говорите об образовании — причем в общепринятой, не религиозной его трактовке. Нет ли здесь конфликта интересов?» Далай-лама XIV: «Ни малейшего. В буддийской культуре первостепенную роль играет знание. В основе буддийской религии лежит буддийская философия. Буддизму присущ по-настоящему научный подход. Вот уже 30 лет я веду глубокий диалог с западными учеными. На наших встречах мы обсуждаем вопросы работы с умом и эмоциями. Мы не говорим о будущих жизнях и тому подобных вещах, мы стремимся сделать людей счастливее. Я бы хотел, чтобы буддийские храмы и монастыри из мест поклонения, куда люди приходят время от времени, чтобы помолиться у статуи Будды или прочитать мантры, превратились в центры образования» (https://lenta.ru/articles/2017/01/11/prosvetlenie_ili_smert/). Такая идущая сверху установка способствует быстрой и эффективной «перекачке» самых трудных и сложных аспектов медитативной практики, разработанных вековыми трудами восточных учителей, в обыденную жизнь все более и более широких масс жителей Запада («Я рассматриваю западный мир как часть остального мира. Где бы мы ни жили — в России, Китае, на Востоке, на Западе, в Африке или Европе, — все мы одинаковые люди» - там же). 3. Еще более удивительной особенностью этого отрыва от религиозных корней и пересаживания медитативных практик с восточной на западную культурную почву явилось то, что западная «мейнстримная» когнитивная наука о сознании (и черпающая из нее практическая психология), полностью материалистичная и жестко скептическая (в этом контексте представленная аналитической философией, нейрофилософией сознания и когнитивной нейронаукой) не просто толерантно отнеслась к этим практикам, но и, как может показаться, сейчас просто начинает поднимать эти практики на свой флаг. Вот что совсем недавно написал ведущий западный исследователь-когнитивист в области науки о сознании, аналитический философ и нейрофилософ Томас Метцингер, последовательный атеист и материалист: «Медитация культивирует психические условия возможности рационального мышления. К ним относятся внутренняя способность воздерживаться от действий; мягкая, но точная оптимизация контроля над побуждениями и постепенное осознание автоматических механизмов идентификации на уровне мышления. Мышление не касается приятных чувств. Речь идет о максимально возможном соответствии между знанием и мнением; о том, чтобы обладать только такими убеждениями, которые основаны на фактах, и о том, что познание не подчинено эмоциональным потребностям» (Метцингер, 2017, с. 344-345) и даже вот так (после обзора научных публикаций по повышению психической автономии при медитировании): «Эти факты являются основным аргументом в пользу введения систематической, но светской техники медитации во все школьные и институтские программы: речь идет о повышении уровня цивилизованности» (там же, с. 403) и ниже опять «…чрезвычайно важным и насущным политическим вопросом является введение систематических курсов медитации во всех школах и высших учебных заведениях» (там же, с. 404). Мне кажется, что это мнение одного из ведущих идеологов современной когнитивной науки (вероятно, даже самого влиятельного из всех европейских) очень важно и должно обязательно учитываться при естественно возникающих сомнениях в научности использования медитации – техники, изначально имевшей глубокие мистико-религиозных корни. 4. Это категоричное, но, похоже, несколько преждевременное мнение Томаса Метцингера необходимо сразу же дополнить чрезвычайно важным предупреждением о том, что безопасность медитации как психотехники до сих пор очень плохо изучена, и из-за этого столь массированно вводить ее в широкую социальную практику явно рано. Недавно вышла статья, показавшая наличие определенных побочных эффектов при буддисткой медитации, в моем фейсбуке была небольшая полезная дискуссия на этот счет – см. https://www.facebook.com/andrey.kiselnikov.psy/posts/451994098486178. В квадрате это верно для тех случаев, когда начинающий медитировать имеет психопатологическую склонность к развитию психического заболевания, но не догадывается об этом, или даже уже имеет подтвержденное психическое заболевание (весьма вероятно, хотя и требует научного подтверждения, что некоторые или даже многие люди разрушили свои жизни, не учтя этого фактора и спровоцировав манифестацию / ухудшение заболевания). Здесь надо проявлять особенную осторожность, руководствуясь принципом «не навреди», и потребуются еще годы и годы качественных (контролируемых рандомизированных двойных слепых мультицентровых) исследований на больших выборках больных, чтобы мы ответственно смогли говорить – превышает ли для этой конкретной техники медитации для этой конкретной группы соматических, неврологических или психических больных польза вред – или не превышает. Вчера на аналогичный вопрос д-р Дэвидсон ответил, что при наличии такого рода серьезных психических проблем медитацией можно заниматься только в том случае, если учитель медитации одновременно является и профессиональным психиатром / клиническим психологом, и только в этом случае. Хотя, с учетом вышеприведенных рассуждений, и в этом случае нужна предельная осторожность, ибо такого рода врач / психолог во время обучения в вузе не мог приобрести необходимые знания в этой области, т.к. соответствующие научные исследования еще не проведены. 5. Все эти замечания кажутся мне важными, но не главными, не смысловыми, а скорее техническими. Главным мне кажется совсем не тот когнитивно-полезный момент, который подчеркивал Метцингер при своем анализе плюсов медитации как психотехники (Метцингер очень старается сблизить идеи духовности и тренируемой медитацией интеллектуальной [т.е. когнитивной] честности и даже хочет понимать духовность как интеллектуальную честность), а момент, связанный с тренингом эмпатии и сострадания во время медитации (хотя здесь не надо забывать об условности противопоставления когнитивных и эмоциональных процессов). Не все техники медитации специально направлены на это, но сама медитация, в общем, как тип психотехники, дает, по видимому, эффективный инструмент для психологической «прокачки» этой части нашей общечеловеческой природы. Здесь – другая линия рассуждений о медитации и ее мозговых механизмах. Для анализа этой линии надо понимать, что процессы секуляризации религий, в т.ч. буддизма, коснулись и его этической стороны, а эта сторона в максимальной степени была связана с его внутренне-мистическим, глубинно-мотивирующим ядром. Исторически в западной цивилизации мы наблюдали, как аналогичная секуляризация христианского духовно-этического ядра привела к возникновению идеологии светского гуманизма, основанного на рациональном, скептическом и научном отношении к этическим ценностям и исключающего какие-либо сверхъестественные объяснения (см. также близкое современное понятие и практическое движение, по сути, светский гуманизм в действии – «эффективный альтруизм» https://en.wikipedia.org/wiki/Effective_altruism). И вот что сегодня говорит Далай-лама XIV: «Я думаю, было бы полезно сделать изучение буддийской психологии и некоторых разделов буддийской философии частью светского образования, поскольку их можно рассматривать и в отрыве от религиозного контекста. Мы уже ведем работу над созданием подобной учебной программы. А в следующем году будет готова предварительная программа преподавания всеобщей или светской этики» (https://lenta.ru/articles/2017/01/11/prosvetlenie_ili_smert/). Таким образом, верным внешним контекстом для понимания тренинга той этико-духовной способности сострадания, эмпатии и необусловленной любви, который происходит в определенных типах медитации, будет это современное понимание этики как всеобщей и светской. Всеобщесть и светскость этики автоматически перекидывает мост к современной эволюционной нейроэтике (зарождающейся сегодня важнейшей дисциплине будущего, о которой я ранее рассуждал https://vk.com/wall369631409_580), и бесконфликтно позволяет рассматривать сострадание, эмпатию и необусловленную любовь в эволюционно-научном ключе. Однако, в конце вчерашней лекции я отдельно спросил д-ра Дэвидсона, совместим ли его подход с эволюционным подходом, особенно к возникновению любви и эмпатии («innate basic goodness», в его терминах). Он ответил, что полностью совместим, на что я уточнил «даже с подходом Деннета?» – на что он (примерно) ответил – «не настолько» и достаточно отрицательно характеризовал Деннета :) (здесь я имел в виду последнюю радикально-эволюционистскую работу Деннета «From Bacteria to Bach and Back: The Evolution of Minds»; подход Деннета даже называют из-за его радикального эволюционизма «дарвинизацией», например, о его книге «Freedom Evolves» говорили, что он попытался «дарвинизировать» свободную волю). В этом тонком нюансе («не настолько»), как мне кажется, есть большой смысл, имеющий отношение к некоторым непреодолимым философско-идеологическим противоречиям как внутри человечества, так и внутри научного сообщества как коллективного органа разумного самоосознавания человечества. Он заключается в том, что, при всей секуляризации в глазах ученых духовно-этического ядра как западных, так и восточных религий, она вышла на плато (или рост ее замедлился), далеко не дойдя до 100%. Метцингер (2017, с. 408), ссылаясь на свежую работу Bourget, Chalmers (2014), пишет: «недавний репрезентативный опрос с сильным уклоном в пользу аналитической или англоцентричной философии изучил позиции 1972-х профессиональных философов – все они были постоянными преподавателями на 99 ведущих философских факультетах. Опрос показал, что 72.8% считают себя атеистами». Похожие результаты дают опросы ученых и в других областях – «блокпакет» не менее чем в 25-30% стабильно остается за агностиками и идеалистами. В аспекте этики / любви эта очень существенная часть научного сообщества, вероятно, или продолжает связывать этику / любовь с некоторым трансцендентным духовным источником (идеалисты), или считает, что этот вопрос непознаваем (агностики), т.е. не отвергает, как атеисты, идею о связи этики/любви с трансцендентным духовным источником, хотя и не принимает ее. Ради справедливости надо отметить, что, вероятно, одна из причин выхода секуляризации научного сообщества на плато (или замедления ее роста) – существенная врожденно-генетическая детерминация религиозности как личностной характеристики (Koenig et al., 2005). В свете всего этого неудивительным выглядит факт возникновения понятия о «секулярной спиритуальности» (https://en.wikipedia.org/wiki/Secular_spirituality), которую, однако, нельзя свести к светскому гуманизму. Ее можно понимать очень по-разному, ее научное изучение только начинается, но, судя по всему, то внутреннее духовно-этическое ядро, которое остается в медитативных техниках буддизма после их эффективной внешней секуляризации, очень близко к этому понятию. Очень примерно и субъективно, объем понятия еще совсем не устоялся – в этическом аспекте секулярная спиритуальность продолжает считать, что высшая природы человека коренится в некоторых «вершинных» (или «особых», или предельных – «ultimate») аспектах этики и любви, возможно, вообще непознаваемых, или научно непознаваемых, но классический религиозный подход к пониманию этих аспектов отвергается как когнитивно несостоятельный и не прошедший научной проверки. Возвращаясь к тому, как ученые-буддисты могут относиться к идеям Деннета – секулярно-спиритуалистическое понимание природы человека, его любви и этики автоматически мягко сдвигает (или хотя бы «трогает») мировоззренческую рамку от жесткого материализма (светского гуманизма, в этической проекции) в направлении к агностицизму (агностическому гуманизму) и интуитивно ставит таких ученых в резкую оппозицию к самым жестким и редукционистcким вариантам решения проблемы мозг-психика, представленным в работах Деннета и супругов Черчлендов («элиминативный материализм»). Таким образом, вероятно, верно говорить о том, что внутренний, ядерно-мотивирующий, глубинно-духовный аспект медитативной практики, который ориентирует субъекта медитации на «прокачку» как мотивации, так и техники и практики эмпатии, сострадания и универсальной необусловленной любви ко всем живым страдающим существам, точнее всего описывается термином «секулярная спиритуальность» и изучение механизмов (мягче – коррелятов) этого феномена является интересной перспективной задачей психологии и когнитивной нейронауки. Можно еще раз подчеркнуть, что этот аспект явно отличается (хотя и сильно пересекается, конечно) с более «когнитивно-тренировочным» аспектом «гимнастики для ума», «гигиены ума», «интеллектуальной честности Метцингера» и т.д. и представляет собой некую предельную, «ultimate» мотивацию и причину для употребления всех этих техник, которая, тем не менее, поддается научно-секулярному изучению методами психофизиологии (см. примеры изучения влияния медитации сострадания на мозг в книге д-ра Дэвидсона и его публикациях). 6. В итоге, если мы изучаем, как «прокачка» мотивации и техники эмпатии, сострадания и необусловленной любви организована на мозговом уровне функционирования, то получаемые при этом объективные данные могут существенно помочь как прогрессу в области эволюционной нейроэтики как фундаментальной науки, так и развитию релевантной практики. Так, вчера д-ру Дэвидсону задали вопрос о том, насколько медитация (медитация сострадания) может помочь психопатам (точнее, людям с антисоциальным личностным расстройством по DSM), имеющим близкую к нулевой врожденную эмпатическую способность. По мнению Отто Кернберга, самого авторитетного современного психотерапевта, которое он высказывал в одной из своих лекций, современная наука, в т.ч. психиатрия и психотерапия, пока ничем не может помочь таким пациентам, даже если они диагностированы в детстве (в т.ч. из-за того, что это личностное расстройство имеет очень существенный генетический компонент). Д-р Дэвидсон ответил, что пока таких данных нет, но надежда есть, надо проводить исследования – возможно, что буддистские техники «раскачки» функциональной системы эмпатии в мозге этих людей окажутся настолько сильны, что смогут ее «расшевелить» и потом закрепить уже более высокий уровень ее активности. Это можно сравнить с мнением еще одного ведущего эксперта в области психологии эмоций (вероятно, вообще самого авторитетного ученого в этой области), тоже активно взаимодействующего с буддизмом – Пола Экмана, которое он изложил в своей недавней книге «Психология сострадания» (Экман, 2016, с. 28): «… предпосылка для непосредственного сострадания – осознание того, что человек страдает, – есть у всех людей, за исключением имеющих определенные неврологические или психические расстройства». Источник: vk.com Комментарии: |
|