Музыка: влияние на когнитивные и соматические функции |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-07-14 17:44 Музыка - особый вид искусства, являющийся также одним из мощных средств воздействия на когнитивные и соматические функции организма. Ещё в Древней Греции музыка тесно связывалась с медициной ввиду терапевтического эффекта, который музыка оказывала. Аристотель утверждал, что музыка способна снять с человека тяжелые психологические переживания через достижение катарсиса. Известный персидский учёный и врач Авиценна считал музыку "нелекарственным" способом лечения, наряду с диетой, запахами и смехом. По прошествии длительного времени к изучению влияния музыки на человека вернулись. Так, в XIX веке учёный И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сердечных сокращений, ритм и глубина дыхания, причём как у животных, так и у человека. Известный хирург-академик Борис Петровский утверждал, что, согласно его наблюдениям, грамотно подобранная музыка способствует более гармоничной работе организма. В 1998 году в журнале Psychology of Music вышла заметка профессора Шеффилдского университета (Великобритания) Katie Overy об "интеллектуальных выгод" от занятий музыкой, а именно: 1)Повышение уровня читательских и речевых навыков 2)Улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач 3)Улучшение вербальных и счётно-арифметичеких способностей 4)Улучшение концентрации внимания, памяти и моторной координации В работе Maria Spychiger (Фрайбургский университет, Швейцария) был выявлен ряд положений относительно музыкального эффекта "переноса обучения".* *Перенос обучения(Transfer of learning) - усовершенствование одной когнитивной способности или моторного навыка за счёт предшествующего изучения или практики в другой области.(Катание на велосипеде облегчает освоение катания на коньках ввиду схожести принципа удержания равновесия) https://www.alleydog.com/glossary/definition.php?term.. Spychiger указала на то, что данный эффект, наблюдаемый между музыкой и другими учебными предметами, вызывается схожестью между умственными и эмоциональными действиями. Кроме того, положительные эмоции, вызываемые музыкой, увеличивают у слушателей мотивацию, стимулируя когнитивный процесс. По её наблюдениям дети, занимающиеся музыкой, отличаются от сверстников большей развитостью процессов восприятия, памятью, речевыми, орфографическими и вычислительными навыками. Кроме того, такие дети более дисциплинированы и эмоциональны. В мыслительных процессах отличаются высокой скоростью мышления и полифоничностью (обработкой большого объема информации). Как заметили И.М. Трахтенберг и С.М. Рашман, при решении когнитивных задач изменяется состояние эмоционального фона и самого интеллектуального процесса. Они обнаружили также, что положительные эмоции увеличивают работоспособность на 20-40%. Сам И.М. Трахтенберг использовал музыку для влияния на эмоциональное состояние обучающихся, что приводило к устранению напряжения и негативных эмоций. Н.В.Шутова использовала музыкальное воздействие на обучающегося как психологическое средство оптимизации его труда. Ею было доказано, что положительные эмоции, вызванные музыкой, увеличивают мотивацию, активизируют деятельность преподавателей и обучающихся, стимулируют познавательный процесс. В своей работе Л.Н. Трегубова отмечает, что использование функциональной музыки* на школьном уроке способствует повышению сосредоточенности. *«Функциональная музыка - применение музыки в профилактике, лечении, повышении эффективности трудовой, учебной деятельности, пр., опирающееся на эмпирические наблюдения физиологов о воздействии музыки на различные системы организма. Сам термин Ф. м. связан с предложенным В.М. Бехтеревым пониманием ее лечебного регулирующего влияния. В результате клинических наблюдений и специальных исследований установлено, что способность музыки непосредственно воздействовать на эмоциональный мир человека — изменять его настроение, снижать тревогу и напряженность — делает музыку важным средством профилактики, лечения (в комплексе с другими средствами) заболеваний.» Определение словаря Клинической психологии. Примечателен эксперимент венгерского педагога и композитора Золтана Кодая по созданию школ с расширенным преподаванием музыки (1951). Результатом его эксперимента стал рост успеваемости в сравнении со школами стандартного образца. Тот же эксперимент затем повторили в Швейцарии(1988-1991), с тем же результатом. Американские исследователи Leng X. и Shaw G. L. в своей работе утверждали, что мозг человека с рождения восприимчив к музыке, которая является как бы предъязыком. Пользу музыкального обучения с раннего детства и даже с грудного возраста они видели в развитии некоторых высших когнитивных функций. Однако существуют исследования, опровергающие пользу прослушивания музыки, по крайней мере, во время учебного процесса (вопреки утверждениям Л.Н. Трегубовой). Например, в исследовании Smith C. A. и Morris L.(1974) изучалось влияние предпочитаемой музыки на познавательные процессы студентов, а также на концентрацию внимания. Выяснилось, что любимая музыка отвлекает от самой работы, так как эта музыка и её слова могут вызвать определенные эмоции, тем самым понижая концентрацию внимания студента. Влияние музыки может быть связано и с типами личностей. Фурнхам и Брэдли провели ряд исследований, чтобы изучить влияние релаксирующей и агрессивной музыки на интровертов и экстравертов. Выяснилось, что громкая музыка и фоновой шум создают позитивную обстановку для работы экстравертов, но для интровертов работа в такой обстановке не приемлема и невозможна: интроверты поддавались влиянию музыки больше чем экстраверты и их результаты были намного ниже чем у противоположенного типа. Дальнейшее изучение влияния прослушивания музыки на человека перешло в изучение музыки как способа удовлетворения потребностей. Например, венгерский исследователь А. Лозончи выделяет следующие потребности, которые удовлетворяются в музыке: это потребность в отдыхе, потребность в самовыражении, в творчестве, потребности в поддержке, помощи, в уходе из напряженной социальной ситуации, эстетическая потребность, потребность в поддержании социальных связей. Оказалось, что уровень этих потребностей изменяется после прослушивания музыки, и эти элементы зависят от возраста, рода занятий (квалифицированные и неквалифицированные рабочие), уровня интеллекта (у учащихся). Исследование влияния музыки на сферу потребностей человека привело к изучению музыки как средства снижения тревожности, так как сама тревожность является следствием фрустрации, неудовлетворения потребностей. Исследователи сошлись в то, что тревожность как черту личности музыка не изменяет, в отличие от состояния тревожности. Воздействие разнохарактерной музыки (радостной — печальной, успокаивающей — возбуждающей), по крайней мере одноразовое, не уменьшает тревожность как черту личности, но изменяет состояние. Обнаружилось, например, что радостная музыка не снижает и не увеличивает состояния тревоги, но печальная музыка значительно снижает тревожность. Поэтому для снижения состояния тревоги рекомендуется использовать печальную музыку. Эта способность музыки изменять состояние тревожности позволяет использовать ее в решении практических задач психотерапии и обучения. Что касается тревожности как черты характера, то в работе X. Стентона указывается, что, несмотря на нечувствительность этой характеристики к воздействию музыки, исходный уровень общей тревожности личности влияет на эффективность деятельности, которую сопровождает музыка. Испытуемые с высокой тревожностью достигали более высоких результатов при наличии музыки, чем эмоционально стабильные испытуемые. В 1975 г. X. Стентон подтвердил этот результат в другой экспериментальной ситуации (задание — выучить отрывок из 1500 слов за 10 минут). Что же касается жанров, то тут всё же есть закономерности, связанные, как представляется, с высотой звука. Так в исследованиях влияния музыки на когнитивные функции и работоспособность возрастных групп было выявлено следующее(предпочтения учитывались, но ниже они не указаны): Группа 7-8 лет: 1)Повышение когнитивных функций у мальчиков: рок, хаус, незначительно- классика; у девочек: классика. 2)Снижение когнитивных функций вызвали духовные песнопения Группа 14-16 лет: 1)Тот же эффект что и в возрастной группе 7-8 лет. 2)Для мальчиков прослушивание классики/духовных песнопений, и для девочек прослушивание рока и хауса - ведёт к снижению когнитивных функций и увеличению невротизма. Группа 17-20 лет(отдельное исследование, другой автор): 1)Самую высокую эффективность в поддержании работоспособности показала классическая музыка, затем шла поп-музыка, тяжёлый рок и рэп. Частота прослушивания и особенности культуры так же оказали влияние. Так, в исследовании, проведённом в КНМУ имени С.Д.Асфендиярова, определяли IQ по Айзенку во время прослушивания музыки, что выявило: 1)Люди, которые не слушали классику, при выполнении теста показали сравнительно высокий результат, затем шёл тяжёлый рок и народная музыка. 2)Категория "меломанов" показала, что при периодическом прослушивании классики или тяжелого рока эффективность прохождения теста была примерно одинакова и сравнима с эффектом, вызванным классикой в пункте 1. Чуть ниже были результаты для народной музыки 3)Студенты, слушающие часто народную музыку, в этой категории показали наивысшие результаты за всё исследование. Затем шёл тяжёлый рок и классика. Высокий уровень IQ студентов при прослушивании народной музыки объяснялся тем, что восприятие музыки человеком с детства обеспечивается обоими полушариями, каждое из которых регулирует различные функции, цельное впечатление от музыки обеспечивается интеграцией специализированных когнитивных и эмоциональных процессов, протекающих в обоих полушариях. И на формирование этих процессов в большей степени оказывает влияние народные обычаи, традиции, в том числе и музыкальные. Выводов из вышесказанного можно сделать несколько: 1) Освоение музыкальных инструментов прямо и положительно влияет на когнитивные функции, буквально делая человека более интеллектуально развитым. Особенно полезно для детского возраста. 2)Прослушивание музыки влияет в основном на эмоциональный и соматический компонент организма. Тем самым музыка выступает как стимулятор или ингибитор некоторых психофизиологических процессов. 3)Эффект изменения когнитивных функций от прослушивания музыки разных жанров проявился только в виде изменения активности ритмов мозга. Т.е. в эффекте Моцарта можно заменить имя на другого композитора. Главное- громкость, высота и продолжительность действия музыки. 4)Жанр музыки влияет на оказываемый эффект. Частота прослушивания и тоже, и даже развитие в рамках своей культуры оказывает влияние. Меломаны в основном выигрывают. А в конце представлена музыка, которая, согласно исследованиям учёных Северо-Западного университета, вызывала у людей после 30-секундного прослушивания субъективное ощущение собственного могущества.(Которое вызывалось, как правило, обилием низкочастотных звуков) Приятного прослушивания Про "эффект Моцарта" https://vk.com/spb_cpb?w=wall-62262331_6790 Список литературы И.М. Догель «О влиянии музыки на кровообращение» (1880); Overy, K. (1998). Discussion Note: Can music really "improve" the mind? Psychology of Music, 26:97-99.; Трахтенберг И.М. Гигиена умственного труда студентов / Трахтенберг И.М., Рашман С.М. - Киев: Здоров'я, 1973. - 171 с.: ил.; Шутова Н.В. Интегрированное психическое развитие проблемных детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воздействия/ Шутова Н.В.- Нижний Новгород, 2009; Полякова В. Б. О возможности применения музыки для стимуляции умственной работоспособности //Физиологические характеристики умственного и творческого труда. – 1969. – С. 103-104. ; Мясищев В. Н., Готсдинер А. Л. Влияние музыки на человека по данным электроэнцефалографических и психологических показателей //Вопросы психологии. – 1975. – Т. 1. – С. 54-68. ; Трегубова Л. Н. Использование функциональной музыки в учебном процессе //Вопросы внушающего воздействия в педагогике.–Пермь: Пермское книжное издательство. – 1972. – С. 150-163 ; С. 89-99; Завьялов В.Ю. Музыкальная релаксационная терапия. Практическое руководство. Новосибирск, 1995 ; Leng X., Shaw G. L. Toward a neural theory of higher brain function using music as a window. – World Scientific Publishing Company, 1991; Леер Е.И. Психофизиологические характеристики восприятия музыки разных направлений детьми и подростками/ Москва, 2017; Вебер Э. Музыка делает школу М.: Эксмо, 1999 г .; Якушева С.Д., Якушева О.В. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2011.; Жаббарова А.А., Буранкулова А.С., Байжанова Н.С. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 2-3.; Нуржан А.Н., Жолдыбай А.Б. Влияние музыки на когнитивные функции// Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» 2016 ; Losonczi A. Social characteristics of the reception of music. Budapest, 1966. 26 p.; Stanton H. E. Music and test anxiety: Further evidence for an interaction. — Brit. J. of Educat. Psychol., 1975, v. 45 (1), p. 80—82.; Dennis Y. Hsu, Li Huang, Loran F. Nordgren. The Music of Power Perceptual and Behavioral Consequences of Powerful Music. - Northwestern University, August 5, 2014 Источник: www.alleydog.com Комментарии: |
|