Музыка: влияние на когнитивные и соматические функции

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Музыка - особый вид искусства, являющийся также одним из мощных средств воздействия на когнитивные и соматические функции организма. Ещё в Древней Греции музыка тесно связывалась с медициной ввиду терапевтического эффекта, который музыка оказывала. Аристотель утверждал, что музыка способна снять с человека тяжелые психологические переживания через достижение катарсиса. Известный персидский учёный и врач Авиценна считал музыку "нелекарственным" способом лечения, наряду с диетой, запахами и смехом.

По прошествии длительного времени к изучению влияния музыки на человека вернулись. Так, в XIX веке учёный И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сердечных сокращений, ритм и глубина дыхания, причём как у животных, так и у человека. Известный хирург-академик Борис Петровский утверждал, что, согласно его наблюдениям, грамотно подобранная музыка способствует более гармоничной работе организма.

В 1998 году в журнале Psychology of Music вышла заметка профессора Шеффилдского университета (Великобритания) Katie Overy об "интеллектуальных выгод" от занятий музыкой, а именно:

1)Повышение уровня читательских и речевых навыков

2)Улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач

3)Улучшение вербальных и счётно-арифметичеких способностей

4)Улучшение концентрации внимания, памяти и моторной координации

В работе Maria Spychiger (Фрайбургский университет, Швейцария) был выявлен ряд положений относительно музыкального эффекта "переноса обучения".*

*Перенос обучения(Transfer of learning) - усовершенствование одной когнитивной способности или моторного навыка за счёт предшествующего изучения или практики в другой области.(Катание на велосипеде облегчает освоение катания на коньках ввиду схожести принципа удержания равновесия) https://www.alleydog.com/glossary/definition.php?term..

Spychiger указала на то, что данный эффект, наблюдаемый между музыкой и другими учебными предметами, вызывается схожестью между умственными и эмоциональными действиями. Кроме того, положительные эмоции, вызываемые музыкой, увеличивают у слушателей мотивацию, стимулируя когнитивный процесс. По её наблюдениям дети, занимающиеся музыкой, отличаются от сверстников большей развитостью процессов восприятия, памятью, речевыми, орфографическими и вычислительными навыками. Кроме того, такие дети более дисциплинированы и эмоциональны. В мыслительных процессах отличаются высокой скоростью мышления и полифоничностью (обработкой большого объема информации).

Как заметили И.М. Трахтенберг и С.М. Рашман, при решении когнитивных задач изменяется состояние эмоционального фона и самого интеллектуального процесса. Они обнаружили также, что положительные эмоции увеличивают работоспособность на 20-40%. Сам И.М. Трахтенберг использовал музыку для влияния на эмоциональное состояние обучающихся, что приводило к устранению напряжения и негативных эмоций.

Н.В.Шутова использовала музыкальное воздействие на обучающегося как психологическое средство оптимизации его труда. Ею было доказано, что положительные эмоции, вызванные музыкой, увеличивают мотивацию, активизируют деятельность преподавателей и обучающихся, стимулируют познавательный процесс.

В своей работе Л.Н. Трегубова отмечает, что использование функциональной музыки* на школьном уроке способствует повышению сосредоточенности.

*«Функциональная музыка - применение музыки в профилактике, лечении, повышении эффективности трудовой, учебной деятельности, пр., опирающееся на эмпирические наблюдения физиологов о воздействии музыки на различные системы организма. Сам термин Ф. м. связан с предложенным В.М. Бехтеревым пониманием ее лечебного регулирующего влияния. В результате клинических наблюдений и специальных исследований установлено, что способность музыки непосредственно воздействовать на эмоциональный мир человека — изменять его настроение, снижать

тревогу и напряженность — делает музыку важным средством профилактики, лечения (в комплексе с другими средствами) заболеваний.» Определение словаря Клинической психологии.

Примечателен эксперимент венгерского педагога и композитора Золтана Кодая по созданию школ с расширенным преподаванием музыки (1951). Результатом его эксперимента стал рост успеваемости в сравнении со школами стандартного образца. Тот же эксперимент затем повторили в Швейцарии(1988-1991), с тем же результатом.

Американские исследователи Leng X. и Shaw G. L. в своей работе утверждали, что мозг человека с рождения восприимчив к музыке, которая является как бы предъязыком. Пользу музыкального обучения с раннего детства и даже с грудного возраста они видели в развитии некоторых высших когнитивных функций.

Однако существуют исследования, опровергающие пользу прослушивания музыки, по крайней мере, во время учебного процесса (вопреки утверждениям Л.Н. Трегубовой). Например, в исследовании Smith C. A. и Morris L.(1974) изучалось влияние предпочитаемой музыки на познавательные процессы студентов, а также на концентрацию внимания. Выяснилось, что любимая музыка отвлекает от самой работы, так как эта музыка и её слова могут вызвать определенные эмоции, тем самым понижая концентрацию внимания студента. Влияние музыки может быть связано и с типами личностей.

Фурнхам и Брэдли провели ряд исследований, чтобы изучить влияние релаксирующей и агрессивной музыки на интровертов и экстравертов. Выяснилось, что громкая музыка и фоновой шум создают позитивную обстановку для работы экстравертов, но для интровертов работа в такой обстановке не приемлема и невозможна: интроверты поддавались влиянию музыки больше чем экстраверты и их результаты были намного ниже чем у противоположенного типа.

Дальнейшее изучение влияния прослушивания музыки на человека перешло в изучение музыки как способа удовлетворения потребностей. Например, венгерский исследователь А. Лозончи выделяет следующие потребности, которые удовлетворяются в музыке: это потребность в отдыхе, потребность в самовыражении, в творчестве, потребности в поддержке, помощи, в уходе из напряженной социальной ситуации, эстетическая потребность, потребность в поддержании социальных связей. Оказалось, что уровень этих потребностей изменяется после прослушивания музыки, и эти элементы зависят от возраста, рода занятий (квалифицированные и неквалифицированные рабочие), уровня интеллекта (у учащихся). Исследование влияния музыки на сферу потребностей человека привело к изучению музыки как средства снижения тревожности, так как сама тревожность является следствием фрустрации, неудовлетворения потребностей. Исследователи сошлись в то, что тревожность как черту личности музыка не изменяет, в отличие от состояния тревожности. Воздействие разнохарактерной музыки (радостной — печальной, успокаивающей — возбуждающей), по крайней мере одноразовое, не уменьшает тревожность как черту личности, но изменяет состояние. Обнаружилось, например, что радостная музыка не снижает и не увеличивает состояния тревоги, но печальная музыка значительно снижает тревожность. Поэтому для снижения состояния тревоги рекомендуется использовать печальную музыку. Эта способность музыки изменять состояние тревожности позволяет использовать ее в решении практических задач психотерапии и обучения.

Что касается тревожности как черты характера, то в работе X. Стентона указывается, что, несмотря на нечувствительность этой характеристики к воздействию музыки, исходный уровень общей тревожности личности влияет на эффективность деятельности, которую сопровождает музыка. Испытуемые с высокой тревожностью достигали более высоких результатов при наличии музыки, чем эмоционально стабильные испытуемые. В 1975 г. X. Стентон подтвердил этот результат в другой экспериментальной ситуации (задание — выучить отрывок из 1500 слов за 10 минут).

Что же касается жанров, то тут всё же есть закономерности, связанные, как представляется, с высотой звука. Так в исследованиях влияния

музыки на когнитивные функции и работоспособность возрастных групп было выявлено следующее(предпочтения учитывались, но ниже они не указаны):

Группа 7-8 лет:

1)Повышение когнитивных функций у мальчиков: рок, хаус, незначительно- классика; у девочек: классика.

2)Снижение когнитивных функций вызвали духовные песнопения

Группа 14-16 лет:

1)Тот же эффект что и в возрастной группе 7-8 лет.

2)Для мальчиков прослушивание классики/духовных песнопений, и для девочек прослушивание рока и хауса - ведёт к снижению когнитивных функций и увеличению невротизма.

Группа 17-20 лет(отдельное исследование, другой автор):

1)Самую высокую эффективность в поддержании работоспособности показала классическая музыка, затем шла поп-музыка, тяжёлый рок и рэп.

Частота прослушивания и особенности культуры так же оказали влияние. Так, в исследовании, проведённом в КНМУ имени С.Д.Асфендиярова, определяли IQ по Айзенку во время прослушивания музыки, что выявило:

1)Люди, которые не слушали классику, при выполнении теста показали сравнительно высокий результат, затем шёл тяжёлый рок и народная музыка.

2)Категория "меломанов" показала, что при периодическом прослушивании классики или тяжелого рока эффективность прохождения теста была примерно одинакова и сравнима с эффектом, вызванным классикой в пункте 1. Чуть ниже были результаты для народной музыки

3)Студенты, слушающие часто народную музыку, в этой категории показали наивысшие результаты за всё исследование. Затем шёл тяжёлый рок и классика.

Высокий уровень IQ студентов при прослушивании народной музыки объяснялся тем, что восприятие музыки человеком с детства обеспечивается обоими полушариями, каждое из которых регулирует различные функции, цельное впечатление от музыки обеспечивается интеграцией специализированных когнитивных и эмоциональных процессов, протекающих в обоих полушариях. И на формирование этих процессов в большей степени оказывает влияние народные обычаи, традиции, в том числе и музыкальные.

Выводов из вышесказанного можно сделать несколько:

1) Освоение музыкальных инструментов прямо и положительно влияет на когнитивные функции, буквально делая человека более интеллектуально развитым. Особенно полезно для детского возраста.

2)Прослушивание музыки влияет в основном на эмоциональный и соматический компонент организма. Тем самым музыка выступает как стимулятор или ингибитор некоторых психофизиологических процессов.

3)Эффект изменения когнитивных функций от прослушивания музыки разных жанров проявился только в виде изменения активности ритмов мозга. Т.е. в эффекте Моцарта можно заменить имя на другого композитора. Главное- громкость, высота и продолжительность действия музыки.

4)Жанр музыки влияет на оказываемый эффект. Частота прослушивания и тоже, и даже развитие в рамках своей культуры оказывает влияние. Меломаны в основном выигрывают.

А в конце представлена музыка, которая, согласно исследованиям учёных Северо-Западного университета, вызывала у людей после 30-секундного прослушивания субъективное ощущение собственного могущества.(Которое вызывалось, как правило, обилием низкочастотных звуков) Приятного прослушивания

Про "эффект Моцарта"

https://vk.com/spb_cpb?w=wall-62262331_6790

Список литературы

И.М. Догель «О влиянии музыки на кровообращение» (1880);

Overy, K. (1998). Discussion Note: Can music really "improve" the mind? Psychology of Music, 26:97-99.;

Трахтенберг И.М. Гигиена умственного труда студентов / Трахтенберг И.М., Рашман С.М. - Киев: Здоров'я, 1973. - 171 с.: ил.;

Шутова Н.В. Интегрированное психическое развитие

проблемных детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воздействия/ Шутова Н.В.- Нижний Новгород, 2009;

Полякова В. Б. О возможности применения музыки для стимуляции умственной работоспособности //Физиологические характеристики умственного и творческого труда. – 1969. – С. 103-104. ;

Мясищев В. Н., Готсдинер А. Л. Влияние музыки на человека по данным электроэнцефалографических и психологических

показателей //Вопросы психологии. – 1975. – Т. 1. – С. 54-68. ;

Трегубова Л. Н. Использование функциональной музыки в учебном процессе //Вопросы внушающего воздействия в педагогике.–Пермь: Пермское книжное издательство. – 1972. – С. 150-163 ;

С. 89-99; Завьялов В.Ю. Музыкальная релаксационная терапия. Практическое руководство. Новосибирск, 1995 ;

Leng X., Shaw G. L. Toward a neural theory of higher brain function using music as a window. – World Scientific Publishing Company, 1991;

Леер Е.И. Психофизиологические характеристики восприятия музыки разных направлений детьми и подростками/ Москва, 2017;

Вебер Э. Музыка делает школу М.: Эксмо, 1999 г .;

Якушева С.Д., Якушева О.В. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2011.;

Жаббарова А.А., Буранкулова А.С., Байжанова Н.С. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 2-3.;

Нуржан А.Н., Жолдыбай А.Б. Влияние музыки на когнитивные функции// Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» 2016 ;

Losonczi A. Social characteristics of the reception of music. Budapest, 1966. 26 p.;

Stanton H. E. Music and test anxiety: Further evidence for an interaction. — Brit. J. of Educat. Psychol., 1975, v. 45 (1), p. 80—82.;

Dennis Y. Hsu, Li Huang, Loran F. Nordgren. The Music of Power Perceptual and Behavioral Consequences of Powerful Music. - Northwestern University, August 5, 2014


Источник: www.alleydog.com

Комментарии: