Интеллектуалы нередко совершают глупости |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-07-23 10:00 Интеллектуалы нередко совершают глупости. Но если не IQ, что тогда называть «умом»? Может быть, скепсис? Психологи выяснили, что полезнее для жизни — интеллект или критическое мышление. Скепсис превзошел интеллект в пользе для жизни Психологи из Калифорнийского государственного университета пришли к выводу, что критическое мышление определяет качество жизни в большей мере, чем интеллект. Несмотря на значимость, концепция интеллекта остается противоречивой. Бытовое представление ассоциирует это понятие с «умом» как качеством, определяющим общую продуктивность человека. Однако тесты IQ рассчитаны на оценку отдельных параметров, например способности к выявлению закономерностей числового ряда и беглости речи, поэтому, как и другие психометрические методики, они нередко неточны. Кроме того, некорректная трактовка таких критериев открывает широкие возможности для спекуляций, включая поддержку расизма. Любопытно при этом, что люди, которых имплицитное (иррациональное) знание относит к «умным», часто совершают «глупые» поступки. Коэффициент их интеллекта обычно высок. Значительно реже с умом связывается критическое мышление. Скорее, оно определяется негативно — через цинизм или пессимизм. По мнению авторов новой работы, скепсис, однако, в большей мере положителен, поскольку отражает гибкость познания. Чтобы проверить, как интеллект и критическое мышление влияют на качество жизни, они обследовали 244 человека в возрасте 19–28 лет. На первом этапе участники прошли батарею тестов INSBAT. Она позволила измерить фактор g (общий интеллект): текучий и кристаллизованный интеллект, визуальную обработку, кратковременную и долговременную память, способности к анализу числовых закономерностей. Более высокий общий балл соответствовал высокому IQ. Критическое мышление тестировали методикой Дайаны Халперн (HCTA) по пяти аспектам: вербальный; анализ аргументов; тестирование гипотез; вероятности и неопределенность; решение дилемм. Примером задания служила следующая ситуация: в газете написали, что дети, которые посещали дошкольные учреждения, в первом классе читали лучше ровесников. Участники должны были привести краткие доводы против или в пользу того, чтобы готовить ребенка к школе таким образом. Оптимальным ответом было бы допустить, что подобный опыт, вероятно, приносит пользу, но тенденцию может объяснять и то, что семьи, изначально способствующие развитию своих детей, склонны отдавать их в детский сад. Затем полученные данные сравнили с итогами опроса на предмет неприятных событий, которые произошли с добровольцами в течение жизни — от финансовых и межличностных до вопросов здоровья. Гипотеза подтвердилась: высокий уровень критического мышления предсказывал уменьшение негативного опыта — причем даже лучше, чем высокий интеллект, хотя он тоже положительно коррелировал с параметром. Интересно, что критическое мышление и интеллект ассоциировались между собой слабо. Это указывает на то, что конструкты в той или иной степени автономны, и ни один из них не определяет значение другого. Таким образом, авторы пришли к выводу, что скепсис более характерен для «умного» поведения. Статья опубликована в журнале Thinking Skills and Creativity. Комментарии: |
|