«Игры разума с Татьяной Черниговской» |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-07-30 21:03 «Игры разума с Татьяной Черниговской» Серия из 8 авторских фильмов из цикла «Встреча на вершине» (фильмы о передовых междисциплинарных исследованиях о мозге, сознании и мышлении человека) «Наука и искусство, расставшись у основания, встретятся на вершине», – написал в XIX веке французский прозаик Гюстав Флобер. Революционные научные открытия порой не вмещаются в обыденные представления о реальности, и только взгляд на них через призму смежных видов науки, искусства или культуры позволят нам их осознать. Фильм обобщает те знания о работе мозга, сознании и мышлении человека, которыми располагают на сегодня ученые. А также рассказывает о современных, передовых междисциплинарных исследованиях науки в этих областях. Ведущая проекта – российский нейролингвист, доктор филологии и биологии, профессор СПбГУ Татьяна Владимировна Черниговская – попыталась ответить на самые интересные и порой парадоксальные вопросы. Принимают участие приверженцы разные типов подхода к мышлению, крупнейшие ученые мира, в том числе лауреаты Нобелевской премии, которые делятся со зрителями своими мыслями и гипотезами о том, как устроен наш мозг и наше мышление. «Игры разума с Татьяной Черниговской» Фильм 5-й. Надежда на число. Цифровая революция XX век – век цифр и математики. Строгие законы, описывая многообразие природы, выстраивают теорию языка муравьев и пчел, управляют движениями роботов, помогают глубже понять механизмы эволюции в природе. Математические методы позволяют выявить систему в сложном органическом мире. Но насколько человек эволюционно привязан к числу? Есть ли у него врожденное чувство числа? Почему роботы все больше и больше становятся похожими на своих биологических собратьев? Что ждет человека в новом цифровом будущем, где любое изображение, мелодию, даже генетический код можно записать числами? Смогут ли роботы быть интеллектуально равны человеку, научатся ли они чувствовать? Принимают участие: доктор биологических наук, профессор, заведующая лабораторией поведенческой экологии сообществ Института систематики и экологии животных СО РАН Жанна Резникова; научный сотрудник Калифорнийского университета Гарнет Герц; профессор философии Университета Иоганна Гутенберга Томас Метцингер; доктор химических наук, директор Музея-архива Д. И. Менделеева Игорь Дмитриев; заведующий лабораторией нейроинтеллекта и нейроморфных систем НИЦ «Курчатовский Институт» Михаил Бурцев. Фильм 6-й. Загадочный двойник. Занимательная генетика. Генетика наблюдает за порядком и хаосом, который происходит в живой природе. Генетика находится на грани создания новых существ, превращая рачка в уксусную муху, один вид в другой, творит химер, подрывая основы человеческой индивидуальности. Есть ли химеры среди людей? Накопив мутации, человеческий организм может содержать несколько отличных геномов в разных тканях. Так человек становится изменчив даже внутри себя. История знает и примеры полного генетического соответствия разных людей, тогда они находят своих двойников. Участники: профессор, заведующий отделением анестезиологии и реаниматологии клиники Университета Южной Калифорнии Владимир Зельман; доктор биологических наук, заведующий отделом генофондов экспериментальных животных Института цитологии и генетики СО РАН Михаил Мошкин; биолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, профессор Массачусетского технологического института Сусуми Тонегава; доктор филологических наук, профессор СПбГУ Ирина Головачева. Фильм 7-й. Чувство несправедливости Рациональны ли наши эмоции? Или же это две противоположности: разум и чувства. Как выяснилось, если привести человека в ярость, он может добиться больших финансовых результатов, нежели спокойный уравновешенный человек. Такая неотъемлемая часть человека, как его эмоциональная жизнь, в рамках науки перестает быть помехой для рациональных решений. Этим занимается новая наука нейроэкономика, которая изучает совместную работу разума и эмоций. Современные методы сканирования мозга могут предсказать выбор человека, спрогнозировать его поведение, измерить боль потери. Существует ряд методов, которые позволяют скорректировать поведение. Участники: дважды почетный профессор философии, экономики и культурологи, один из крупнейший американских экономистов Дейдра Макклоски; кандидат экономических наук, доктор социологических наук, старший научный сотрудник Высшей школы экономики Антон Олейник. Фильм 8-й. Эффект Пруста Слова Иосифа Бродского «память о былом, безмолвном, но по-прежнему живущем» описывают глубину феномена памяти, которая позволяет человеку ощущать себя личностью. Чувство времени неотделимо от памяти. Создавая обсерватории мозга, карты внутреннего мира и «камеры безвременья» ученые пытаются раскрыть тайны разума и чувств человека. Как человек научился измерять время? Является ли оно лишь концептом нашего мозга? Или время существует и без наблюдателя. Участники: биолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, профессор Массачусетского технологического института Сусуми Тонегава; профессор философии Калифорнийского университета (Беркли), американский философ Джон Роджерс Серль; художник Ольга Маджар; нейробиолог, профессор, член-корреспондент РАН и РАМН, руководитель отдела нейронаук НИЦ «Курчатовский институт» Константин Анохин; доктор психологических наук, академик Владимир Петрович. 1 серия Революционные научные открытия порой не вмещаются в обыденные представления о реальности, и только взгляд на них через призму искусства и культуры позволят нам их осознать. А волшебным ключиком, который откроет разговор, станут невероятные находки в Денисовой пещере на Алтае, где был открыт новый, ранее неизвестный, подвид или вид человека. Достижения современной науки меняет наше представление о себе и о мире. Доктор филологических и биологических наук Татьяна Черниговская расскажет о тайнах, связанных с находкой денисовского человека. 2 серия Утверждая принципы аналитической школы, художник Павел Филонов с почти фанатичной настойчивостью проводил мысль о необходимости внедрения искусства в микромир, в структуру вещей, в саму «лабораторию природы», подобно тому как проникает в нее мысль ученого. Он говорил: «Упорно и точно рисуй каждый атом…». Мог ли предположить голландский художник Пит Мондриан, что копии его картин будут создаваться из живых бактерий? Что такое нанотехнологии; как наночастицы могут в прямом смысле слова изменить нашу жизнь; в чём тайна различия между живой и неживой материей; можно ли свести все аспекты жизни человека, включая сознание и эмоции, к химии? Фильм о новых научных открытиях и загадках. 3 серия Какова природа человека? Какая система координат связывает человека с животным. Натуралисты со времен античности пытались найти место человека по отношению к другим видам, вписывая в иерархически строго упорядоченную «лестницу существ» наряду с ангелами, лемурами и драконами. Человек всегда стремился все упорядочить, привести к общему знаменателю. Его пугает хаос и необъяснимое. Если невозможно описать и объяснить явление, он дробит его до более маленьких простых уравнений причин и следствий. На этом строится вся его наука, научное познание окружающего мира. Желание внести ясность в любое явление всегда сопровождало человека. Таким образом, он классифицирует растения, описывает животный мир, исследует строение тел, всюду внося координаты и закономерности. У человека с животным очень много сходных поведенческих черт, но в чем же ключевое отличие, почему животный мир может быть добрым к людям и в чем состоит «неживотный» остаток в человеке? 4 серия Где проходит граница между физическими миром и психическим? Психика оказывается замкнутой в биологическом теле, но так ли это? Нейробиологические исследования расширяют представления о физической границе нашего тела, описывают семантическую территорию вокруг него, в которое включено все, что нас окружает в непосредственной близости, будь то ручка, книга, аккордеон. Наши нейроны в теменной области реагируют на эти объекты как на некое продолжение тел. Так мы управляемся с автомобилем, лыжами или авторучкой, как с продолжениями нас самих. Книги «Чеширская улыбка кота Шредингера. Язык и сознание» Книга представляет собой серию исследований автора, начавшихся с сенсорной физиологии и постепенно перешедших в область нейронаук, лингвистики, психологии, искусственного интеллекта, семиотики и философии — теперь всё это называется когнитивными исследованиями и представляет собой пример конвергентного и трансдисциплинарого развития науки. Исходная гипотеза совпадает с названием одного из разделов книги — язык как интерфейс между мозгом, сознанием и миром, и это отражает позицию автора и его взгляд на эволюцию и природу вербального языка и других высших функций, их фило- и онтогенез, на генетические и кросс-культурные аспекты развития сознания и языка и их мозговых коррелятов, на возможности межвидовой коммуникации и моделирования человеческих когнитивных процессов. Книга рассчитана на интеллектуального читателя, интересующегося природой человека и его местом в мире. «Нейро- и психолингвистика» Нейролингвистика — междисциплинарная область знаний, занимающаяся изучением психических процессов и их мозговых механизмов, лежащих в основе речевой и мыслительной деятельности. Важность нейролингвистики осознается всеми гуманитарными специалистами в разных странах мира как в практическом аспекте — для нужд обучения речи и языку, коррекции речевых нарушений у детей и взрослых и т.д., так и в фундаментальном — для разработки проблем самой лингвистики и психологии, так как методы нейролингвистики позволяют верифицировать теоретические постулаты, разрабатываемые этими науками. Источник: www.youtube.com Комментарии: |
|