ЦИФРОВАЯ ПРОДАЖА РОДИНЫ |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-07-31 20:04 ЦИФРОВАЯ ПРОДАЖА РОДИНЫ 28.07.2017 Девятнадцатого июля, на заседании Совета по стратегическому развитию при Президенте направление «Цифровая экономика» было включено в перечень основных направлений стратегического развития РФ до 2018 года и на период до 2025 года, а правительственный проект программы «Цифровая экономика» одобрен «в основном».Цель программы состоит в том, чтобы «создать экосистему цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровом виде будут являться ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности». По заявлению главы Минкомсвязи Никифорова, «главная идея программы «Цифровая экономика», или экономики данных, состоит в том, чтобы создать в России определенный набор условий для запуска и ускорения цифровизации привычного жизненного и экономического уклада». Параллельно с продвижением программы «Цифровой экономики» на высшем государственном уровне, Герман Греф, участник упомянутого заседания, глава Сбербанка, член международного совета J.P. Morgan Chase, продолжает свою информационную активность форсайт-евангелиста, неся в мир проповедь о том, что в ближайшем будущем нас ждет «цифровой рай» и как всем нам нужно приблизить этот момент. Так, например, 21 июля в Калининграде на лекции в БФУ им.Канта он прямо заявил: «Все мы будем абсолютно прозрачны для цифрового мира. Практически ничего не удастся скрыть. Далеко не все готовы смириться с таким положением дел, но это ключевой тренд на ближайшие годы». Греф уже не первый год «подготавливает» нас к этому. И не просто подготавливает, но всячески приближает это «неизбежное» будущее. Там же в Калининграде он анонсировал запуск проекта «Безналичный Калининград», аналогичный тому, что уже реализуется в Татарстане. Основной целью проекта является перевод всего населения на безналичные расчеты. Но, как и в Татарстане, это не просто переход на безналичные расчеты. В выдаваемой всем, в рамках проекта, карте совмещены банковская дебетовая карта, СНИЛС, ОМС, проездной, данные паспорта и т.д. Теперь ваша жизнь (что вы купили, маршрут вашего передвижения, состояние вашего здоровья и т.д.), действительно, не является секретом для Сбербанка. Действительно, наступает то самое «прозрачное» будущее, о котором говорил Греф — при самом активном и непосредственном участии последнего. * * * Все вроде бы неплохо. Всех «бесплатно» переводят на безналичные расчеты. Нашу жизнь делают «удобнее», а экономику «эффективнее». Ну а всеобщая информационная прозрачность — это неизбежная расплата за «счастливое» цифровое будущее, с которой уже ничего не поделаешь. «Цифровизация экономики», «развитие», «прогресс», «XXI век» — все красивые слова. Но действительно ли все так «прекрасно», с одной стороны, и «неизбежно», с другой? Действительно ли это так выгодно населению и государству (властям)? Что скрывается за вывеской «цифровой экономики»? Главный стержневой узел «цифровой экономики» — как её сегодня реализуют — это даже не безналичные расчеты сами по себе, не повсеместный доступ к интернету, не интернет-вещей, не дополненная (виртуальная) реальность и т.п. Нет. Главное — big data (большие данные), огромные объемы данных о реальных людях и их действиях, которые создает «цифровая экономика», и технологии их обработки. Собственно, глава Минкомсвязи и называет «цифровую экономику» — «экономикой данных». Именно здесь и таится главная опасность. «Строители» цифрового будущего представляют big data неизбежностью, неотъемлемой частью «цифровой экономики». Хотя, на самом деле, использование интернета, безналичных расчетов и всего того, что действительно сокращает издержки, упрощает нашу жизнь, вовсе не связано с big data! Телефонный разговор сокращает расходы, ускоряет рабочий процесс, но вот его хранение и анализ экономическому росту, в целом, никак не помогает. Использование интернета и обработка данных о всех ваших действиях в интернете — это две большие разницы. Безналичные расчеты и анализ ваших личных безналичных платежей — это не одно и тоже. Между IT-технологиями и тотальной обработкой информации о ваших действиях нельзя ставить знак равенства, но его почему-то упорно ставят, и мало кто замечает эту подмену. Важно понять: big data — это крайне опасная вещь, которая в потенциале несёт небывалые угрозы как государству (политическому строю), так и населению страны. И это не «страх» перед новой технологией как таковой — это трезвая оценка возможностей этой технологии. Ядерные технологии можно использовать в разных целях — так и здесь. О неизбежности использования новых технологий, в общем и целом, можно говорить, т.к. они зачастую дают ощутимые экономические выгоды, а значит этот процесс всегда будет естественно развиваться. Но говорить о неизбежности применения всех (или каких-то конкретных) новых технологий, о неизбежности сбора и обработки данных о всем населении никак нельзя. Здесь все зависит от властей — какое будущее решат построить, такое оно и будет. * * * Итак, есть ли экономические выгоды для государства от «цифровой экономики»? Да — снижение транзакционных издержек. Хорошо. Но может ли «цифровая экономика» стать каким-то новым локомотивом роста в XXI веке? Нет. «Цифровая экономика» — лишь часть реальной экономики, отдельные бизнес-процессы, ушедшие в IT-сферу. Хлеб, как и раньше, нужно выращивать, даже если есть возможность его заказа в интернете. Человек существует в материальном мире и его материальные потребности от всеобщего «перехода на цифру» никуда не денутся. «Цифровая экономика» может улучшить отдельные сферы и отрасли экономики, а некоторые даже преобразовать. Но никакого фундаментального решения экономических вопросов она, в принципе, дать не может. С выгодами понятно, а что с угрозами? «Цифровая экономика», как было сказано, создает колоссальные массивы информации о всем населении, о его действиях. Те самые big data. Кто будет контролировать эти данные, тот будет иметь влияние на все население, а, значит, и все государство. Будут ли эти данные контролировать только и исключительно российское государство, в лице государственных банков, профильных министерств и специальных служб? Очень сомнительно. К этой информации обязательно захотят получить доступ «западные партнеры». А имея неограниченные финансовые и технологические возможности они получат этот доступ — можно не сомневаться. Собственно, уже сегодня они обладают большей частью подобных данных — ваши смартфоны и планшеты работают на iOS или Android, на персональном компьютере у вас установлена Windows, а карта вашего банка — это Visa или MasterСard. И это не говоря уже про «железо»: платежная и сетевая инфраструктура, сами хранилища данных — очень многое made in USA или design in USA. И с этим ничего не поделаешь в ближайшие годы. Но почему-то перевести всю страну на «цифру» с обязательной обработкой big data в эти годы кому-то очень нужно. Что это — глупость или сознательное вредительство? Никто не предлагает отказаться от высоких технологий! Но зачем производить «оцифровку» всего населения (т.е. применить лишь одну конкретную технологию) с гарантией передачи этой информации странам НАТО — не очень понятно. Таким образом, ради неясных выгод, государство само создает условия для серьезного влияния на себя. Можно больше сказать: любые выгоды государства от использования big data (в текущем, во всеобъемлющем и незащищенном виде) никак несоизмеримы с рисками от потенциальной утечки полученной информации к другим государствам. * * * Что касается населения, то тут все проще. Да, выгоды населения от использования IT-технологий есть. Но вот искусственное создание и безальтернативное внедрение «цифровой экономики» с использованием big data (во всеохватывающем виде) открывает реальные перспективы для построения самой изощренной диктатуры, для материализации самых невероятных антиутопий — Оруэллу такое даже и не снилось. Можно провести простую аналогию. Если по всей стране государство начало строительство баз отдыха и пансионатов на сотни тысяч человеко-мест с 3-х метровыми заборами и специальными выступами вокруг окон, на которые легко могут быть установлены решетки, то населению стоит задуматься, а не будет ли данный инфраструктурный проект в сфере туризма использован каким-то иным образом. Если все население в принудительном порядке и «бесплатно» переводят на «цифру», не оставляя при этом альтернатив (или что ещё хуже — искусственно делая их невыгодными), то это реальный повод задуматься о том, как эта новая «цифровая» реальность будут использоваться государством. Сегодня может быть все хорошо, а что будет завтра? Нам скажут, что это какая-то конспирология, что на самом деле все будет как и раньше. Не очень понятно на чем основан такой оптимизм. Посмотрите на Китай. Там уже идут социальные эксперименты с использованием big data над миллионами китайцев, которые в дальнейшем могут быть распространены на все население страны. Приведем отрывок из недавней статьи китаеведа Ковачича: «Всевидящее око XXI века пришло в Китай. И имя ему – система социального кредита. <...> Госсовет КНР в 2014 году опубликовал новый документ – «Программу создания системы социального кредита (2014-2020)» <...> Из программы следует, что к 2020 году не только каждая компания, но и каждый житель материкового Китая будет отслеживаться и оцениваться этой системой в режиме реального времени. Рейтинг доверия физлиц будет привязан к внутреннему паспорту. Рейтинги будут публиковаться в централизованной базе данных в интернете в свободном доступе. Обладатели высокого рейтинга будут пользоваться различными социальными и экономическими льготами. А тем, у кого рейтинг будет плохой, придется страдать – на них обрушится вся мощь административных санкций и ограничений. Главная задача, и это прямым текстом указывается в «Программе Госсовета», чтобы «оправдавшие доверие пользовались всеми благами, а утратившие доверие не могли сделать ни шагу <…> Система уже работает в пилотном режиме примерно в тридцати городах Китая. Передовиком в этом деле стал город Жунчэн в провинции Шаньдун. Всем жителям города (670 тысяч человек) дается стартовый рейтинг 1000 баллов. Далее в зависимости от их поведения рейтинг либо растет, либо падает. Разрозненная информация о жизни и деятельности гражданина поступает из муниципальных, коммерческих, правоохранительных, судебных органов в единый информационный центр, где обрабатывается с помощью технологии big data, и рейтинг гражданина, соответственно, либо повышается, либо снижается. В Жунчэне единый информационный центр анализирует, ни много ни мало, 160 тысяч различных параметров из 142 учреждений. Активно приветствуется и система доносов. Гражданину, сообщившему куда следует о всяких нехороших делах своего соседа, полагается как минимум пять баллов. Какого-либо единого документа, где было бы четко прописано, что делать можно, а что нельзя и что за это будет, система не предполагает. Известно лишь, что если твой рейтинг больше 1050 баллов, то ты образцовый гражданин и маркируешься тремя буквами А. С тысячей баллов можно рассчитывать на АА. С девятьюстами – на B. Если рейтинг упал ниже 849 – ты уже подозрительный носитель рейтинга C, тебя выгонят со службы в государственных и муниципальных структурах. А тем, у кого 599 баллов и ниже, несдобровать. Их записывают в черный список с припиской D, они становятся изгоями общества, их не берут почти ни на какую работу (даже в такси с черной меткой D работать нельзя), не дают кредиты, не продают билеты на скоростные поезда и самолеты, не дают в аренду автомобиль и велосипед без залога. Соседи от тебя шарахаются как от огня, ведь не дай бог кто-то увидит, как ты общаешься с человеком D, на тебя сразу донесут, и твой рейтинг тоже стремительно пойдет вниз.» [«Большой брат 2.0. Как Китай строит цифровую диктатуру» // carnegie.ru/commentary/71546]. Короче говоря, это не какие-то фантазии, это уже реальность. Big data открывают возможности для анализа и оценки всех ваших действий, делает вашу жизнь полностью «прозрачной» перед государством. А переход на безналичные расчеты и прочая «оцифровка» экономики делает возможным отключение вас от экономической системы, от потребления экономических благ. В итоге создаются все условия для настоящего «электронного концлагеря». * * * Что же делать? Во-первых, все должны понять то, что «цифровая экономика», IT-технологии могут быть реализованы без применения big data во всеобъемлющем, всеохватывающем виде. Использование высоких технологий не означает и не требует с необходимостью «оцифровки» всех действий населения и дальнейшего использования полученной информации. Во-вторых, необходимо добиться, как минимум, трёх концептуальных ограничений на законодательном уровне, которые жизненно необходимы для сохранения свободы и безопасности. Первое. Вопрос альтернативы. Необходимо сохранить все не-цифровые альтернативы в нашей жизни — от наличных денег до почтовых отправлений. Второе. Вопрос сбора, хранения и обработки данных. Необходимо создать такие условия, при которых данные, при наличии технической возможности, передавались человеком сознательно и исключительно на добровольной основе. Это должно быть сложнее, чем формальная галочка, означающая согласие на обработку «персональных данных». Далее, очень важно запретить создание единого реестра данных — одной базы данных, в которой собиралась бы вся информация о человеке. Все данные не должны храниться и обрабатываться в одном месте, одними структурами, одними людьми. Ещё можно обосновать выгоды от применения big data в какой-то одной сфере жизни, в одной области и, соответственно, можно понять желание собрать обезличенную информацию в этих сферах (например, информацию об автомобильном движении, о потреблении отдельных видов товаров и услуг). Но для сбора данных о всех действиях человека нет никакой практической необходимости (разве что для повторения коммунистического эксперимента над обществом и установления диктатуры). В реальной жизни Минздраву не важен маршрут вашего передвижения, как и Минтрансу ваша медицинская карта. Кроме того необходимо позаботиться о том, чтобы все собираемые данные были бы надежно защищены, а их утечка предусматривала бы строгое наказание виновных. Третье. Вопрос использования данных. Использование результатов анализа данных должны быть ограничены — сам анализ допустим, но не допустимо использование результатов этого анализа в отношениях между государством и конкретным гражданином. Поясним: можно анализировать административные правонарушения населения, но нельзя на основании этого анализа осуществлять какие-либо санкции, меры наказания или поощрения в отношении конкретного лица. Big data не должны стать основанием для репрессивных (и любых других) действий государственной машины. * * * Да, мы вступаем в новую реальность. Но эта реальность не является чем-то неизбежным и неподвластным людям, как нам об этом заявляют. Есть все основания полагать, что за такими заявлениями кроется желание построить свою собственную версию будущего (с тотальной информационной прозрачностью перед государством). Просто те, кто это желает, пытается выдать свою модель будущего как нечто неизбежное — нам предлагают опустить руки и принять всё как естественное и неумолимое развитие событий. Нам рассказывают о неизбежности «цифрового рая», а на самом деле все движется к «электронному концлагерю», причем с коммунистическим душком. Источник: katyusha.org Комментарии: |
|