СОЗНАНИЕ И НОВАЯ ФИЗИКА

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


В современной научной картине мира отсутствует один очень важный компонент - сознание. Пока ни одна физическая, биологическая или математическая теория не приблизилась к объяснению нашего сознания, являющегося частью Вселенной, а потому любая физическая теория, которая не отводит ему должного места, неспособна дать истинное описание мира.

Насколько полезно нам возникшее в ходе эволюции сознание? Важны ли законы квантовой механики, а может и некие более «тонкие» законы, для деятельности разума? Обладает ли наука достаточной компетентностью для того, чтобы рассматривать вопросы, относящиеся к сознанию человека?

В книге «Новый ум короля», впервые изданной в 1989 году, известный английский ученый, работающий в различных областях математики, общей теории относительности и квантовой теории - Роджер Пенроуз писал, что явление сознания не может быть описано в рамках современной физической теории. Однако позже он заявил, что понимание этого феномена возможно в рамках научного подхода, просто современная наука еще не достигла уровня, необходимого для решения такой задачи.

Сегодня в физической картине мира есть существенное «белое пятно», а именно: отсутствует «мостик» между микроскопическим уровнем квантовой механики и макромиром классической физики. Теория, которая однажды восполнит этот пробел, должна будет в значительной степени помочь понять физические основы феномена сознания. Более того, в этой области физики должно быть заложено н?что, выходящее за рамки только вычислительных действий, поскольку, используя сознание, мы способны выполнять действия, не имеющие ничего общего с вычислительными процессами.

Роджер Пенроуз пишет: «Если мы согласимся с тем, что в нашей способности познавать — а, следовательно, и в нашей сознательной деятельности в целом — есть н?что, выходящее за пределы чисто алгоритмических действий, то следующим шагом мы должны попытаться выяснить, в каких из наших физических действий может проявляться «неалгоритмическое поведение». При этом мы негласно предполагаем, что изучение именно «физического действия» определенного вида поможет нам разгадать тайну происхождения сознания. Таким «неалгоритмическим действиям» нельзя найти место в рамках общепринятых сегодня физических теорий. А значит, мы должны искать соответствующее место, где в научной картине существует серьезный пробел. Это «белое пятно» лежит где-то на границе между «субмикроскопическим» миром, в котором правит квантовая механика, и непосредственно воспринимаемым нами макромиром, подчиняющимся законам классической физики».

Необходима новая теория, которая позволит постичь смысл «реальности». Эта недостающая теория является одновременно и искомым звеном между квантовой механикой и общей теорией относительности Эйнштейна. Для этой единой теории в физике применяется название «квантовая гравитация». Однако, большинство работающих в этой области ученых полагают, что объединение двух величайших теорий двадцатого века не затронет законов квантовой механики, в то время как общая теория относительности должна претерпеть изменения.

Ряд ученых склонны верить, что мы действительно способны приблизиться к научному пониманию сознания, что в этом феномене вообще нет ничего загадочного. Возможно, будущие научные разработки приведут к созданию неких устройств, принцип действия которых не будет иметь ничего общего с компьютерами в их сегодняшнем понимании - устройств, которые окажутся способны вместить в себя реальные разум и сознание. Быть может, в конечном итоге именно такие устройства, а вовсе не те машины, которые мы называем «компьютерами», и превзойдут человека в интеллектуальном отношении.

Проблема понимания свойств сознания очень многогранна. Вполне возможно, что в нашей Вселенной сознание — феномен достаточно редкий. Насколько позволяют судить имеющиеся у науки экспериментальные свидетельства, в глубинах Вселенной, на расстоянии многих световых лет от нас, высокоразвитого или какого-либо иного сознания нет.

Насколько важно сознание для Вселенной в целом? Могла бы Вселенная существовать без населяющих ее сознательных существ? Намеренно ли законы физики задумывались такими, чтобы обеспечить существование сознательной жизни? Является ли наше место во Вселенной, как в пространстве, так и во времени, каким-то особенным? Это вопросы, которые ставит перед нами научная гипотеза, известная как «антропный принцип».

Антропный принцип гласит, что законы природы организованы таким образом, который делает возможным существование жизни и сознания. Вопрос о том, организованы ли эти законы каким-то проектировщиком или появились благодаря случаю, был предметом многих споров, поскольку было обнаружено множество «случайностей» или совпадений, которые делают возможным существование жизни и сознания.

Сознание — это единственное известное нам явление, согласно которому время «течет». На самом деле, «время» в физических процессах не «течет» — вместо этого рассматривается статичное «пространство-время», где фиксируются события, происходящие в нашей Вселенной. Однако мы воспринимаем время текущим, здесь присутствует некая иллюзия, на самом деле, время нашего восприятия не течет линейно в одном направлении.

Как пишет Роджер Пенроуз: «Время для нас «течет» только потому, что мы обладаем сознанием. С точки зрения теории относительности, существует лишь «статическое» четырехмерное пространство - время без какого бы то ни было «течения». Пространство - время просто есть, и время в нем способно «течь» не больше, чем пространство. Течение времени, похоже, необходимо почему-то одному лишь сознанию…

Взяв на вооружение антропный принцип, можно попытаться показать, что зарождение сознания было неизбежно благодаря тому факту, что сознательные существа, то есть «мы», должны были присутствовать, чтобы наблюдать этот мир».

Нельзя исключить, что проблема разума окажется, в конечном счете, связана с проблемой квантового измерения. Возможно, после открытия квантовой теории гравитации появится возможность описать феномен сознания с помощью новой теории.

Комментарии: