Психология искусства

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2017-06-27 18:50

Психология

Олег Александрович Кривцун — доктор философских наук, профессор, академик Российской академии художеств, специалист по теории искусства, психологии творчества, философии культуры. Область научных интересов: Факторы исторической эволюции языка искусства, классические и неклассические формы творчества, психология художественного восприятия, трансформация антропного принципа в истории искусства, теории всеобщего художественно-исторического процесса; статус художника в разных типах обществ; формы влияния искусства на сложение менталитета европейских культур и др. В исследовательских подходах доминирует междисциплинарный анализ искусства на стыке искусствоведения, эстетики, психологии, культурологии.

***

ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА — исследовательское направление, изучающее свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие произведений искусства; социально- психологические основы художественного процесса. Сложилось как относительно самостоятельное в конце XIX века. В рамках т.н. социотропной (фундаментальной) и биотропной (прикладной, экспериментальной) психологии искусства с разных сторон изучаются формы участия сознания, эмоций, воли, памяти, воображения, интуиции, врожденных и приобретенных способностей в актах художественного творчества и художественного восприятия. Первые специальные работы по психологии искусства сразу же обнаружили свой междисциплинарный характер. Не все школы и направления психологической науки одинаково близки к разработке проблем психологии искусства.

Особое значение для эстетико-психологического анализа имеют, как минимум, три направления: ассоциативная психология, изучающая способы соединения представлений по определенным правилам и проливающая свет на действие механизмов художественного восприятия, принципы организации и взаимодействия образной системы художественного текста.

Существенное значение для художественно-эстетических исследований имеет гештальтпсихология — направление, разрабатывающее природу психики человека с позиций теории целостности. Выявление единства действия осознаваемых и безотчетных стимулов, типов личностей и темпераментов напрямую связано с изучением психологического своеобразия фигуры художника. И. наконец, чрезвычайную важность представляют разработки теории бессознательного, проливающей свет на малоизученные процессы художественного творчества и художественного восприятия. В разработку последней весомый вклад внесла психоаналитическая школа. Обращает на себя внимание разная трактовка роли бессознательного в художественном творчестве, представленная в концепциях Фрейда и Юнга. Усилия первого могут быть истолкованы как действия ученого-рационалиста, стремившегося выявить границы и превращенные формы действия подсознательного с тем, чтобы научить человека управлять этим подсознательным, т.е. обуздать его, заставить подсознательное действовать в интересах сознания. Напротив, вся система размышлений Юнга показывает, что в бессознательном тот видит ценнейшую часть внутреннего мира человека. Доверие к бессознательному — это доверие к глубинным основам жизни, которыми наделен каждый человек. Фрейд полагал, что невроз — это помеха полноценной жизни, то, от чего следует избавляться. Счастливый человек, по мысли Фрейда, не фантазирует, невротик — фантазирует всегда, поскольку не вполне способен «легально» реализовать свои желания. Другую позицию занимает Юнг, считая, что в определенной мере невротическое состояние творчески продуктивно, есть удел художника: «относительная неприспособленность есть по-настоящему его преимущество, оно помогает ему держаться в стороне от протоптанного тракта, следовать душевному влечению и обретать то, чего другие были лишены, сами того не подозревая». Большая сила неосознанных внутренних влечений, нереализованных порывов есть обещание и предпосылка творческого акта. Таким образом Юнг настаивает на том, что не следует искоренять бессознательное, оно способно дополнять сознание и плодотворно с ним сотрудничать. На этом выводе Юнга были основаны многие последующие психологические теории искусства, а также сама художественная практика — творчество Пруста, Джойса, Дали, Лоуренс, Вулф, Магритт, которым юнгианские положения послали сильный импульс, помогли сформулировать собственные творческие манифесты. Современные исследования психологии творчества отмечены особым вниманием к таким его механизмом как интенция и мотивация.

Большой массив психологических исследований посвящен изучению проблем художественного восприятия. В этой сфере выделяются работы Т.Липпса (<теория вчувствования>), который интерпретировал феномен художественного наслаждения как «объектированное самонаслаждение». Главный эффект воздействия произведения, по его мнению, впрямую зависит от умения преобразовать полученные импульсы в собственное интимное переживание. Основополагающую роль при этом играют индивидуальные воображение и фантазия, способных создавать в вымысле «идеально возможную и полную жизнь». С одной стороны, Липпс стремился выявить необходимый «минимум» зависимости восприятия от объекта, отмечая элементарные влияния, оказываемые пространственными композициями разного типа в архитектуре, изобразительном искусстве, сценографии: мы поднимаемся вместе с высокой линией и падаем вместе с опускающейся вниз, сгибаемся вместе с кругом и чувствуем опору, воспринимая лежащий прямоугольник. И тем не менее, иконографическая сторона произведения искусства не способна, по его мнению, быть определяющим фактором восприятия. Вчувствование — это не познание объекта (произведения искусства), а своеобразный катарсис, дающий ощущение самоценности личностной деятельности. Обращает на себя внимание известная близость теории художественного восприятия Липпса Канту: по мнению обоих художественно-ценное связано не с объектом, а зависит от духовного потенциала субъекта, его способности «разжечь» в самом себе волнение и безграничную чувствительность. Широкую известность за пределами психологии получили также теории художественного восприятия А.Потебни, А.Веселовского, Л.Выготского.

Специальный раздел современной психологии искусства — историческая психология — на основе анализа исторической панорамы произведений искусств ставит цель изучения и воссоздания форм психической пластичности человека в истории. (О. А. Кривцун)

Лит.: Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.1974; Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.1970; Выготский Л.С. Психология искусства. М.1968; Кривцун О.А. Историческая психология и история искусств. М.1997; Кривцун О.А. Эстетика как психология искусства. М.1996; Фрейд З. Художник и фантазирование.М.1995; Юнг К. , Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М.1996.

***

Книги О.А. Кривцуна

О.А. Кривцун. «Психология искусства» (2009)

В книге рассматриваются как классические проблемы психологии искусства (психология художественного творчества и восприятия, психологические аспекты строения произведения искусства), так и новые, еще только рождающиеся на стыке психологии, искусствознания, культурологии, антропологии. Специальное внимание уделено малоизученным вопросам самоидентификации художника на разных этапах истории, эволюции культуры художественного воображения, сложению «формульности» художественных потребностей в разных типах культур. Анализ фундаментальных основ и современных поисков психологии искусства предопределил жанр книги, которая в своем содержании совмещает учебно-образовательный и исследовательский материал.

Книга предназначена для студентов гуманитарных вузов и факультетов, а также для всех, кто интересуется проблемами психологии искусства и художественного творчества.

О.А. Кривцун. «Эстетика» (2016)

Данное издание — учебник нового поколения, включающий в свое содержание важнейшие накопления эстетики как мировой науки. В учебнике имеется обширная историческая часть, а также предпринят теоретический анализ важнейших классических тем, проблем и понятий эстетической науки. Отдельное внимание уделяется неклассическим теориям художественного творчества и эволюции языка искусства. Рассмотрены новейшие зарубежные эстетические теории и практики искусства, основные персоналии, доминирующие линии эстетического мышления и художественного творчества. Учебник построен с учетом новейшей методологии эстетического знания, включающей опыт междисциплинарных исследований на стыке культурологии, искусствознания, антропологии, социальной психологии, философии. Круг анализируемых проблем и понятий дает представление как о фундаментальных классических основах, так и о новейших поисках эстетической науки.

Читать книгу: gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Krivcyn/_Index.php

Сайт О.А. Кривцуна: http://o-krivtsun.narod.ru/books.htm

(статьи, книги)

Материал подготовлен и составлен сообществом


Источник: o-krivtsun.narod.ru

Комментарии: