Психология искусства |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-06-27 18:50 Олег Александрович Кривцун — доктор философских наук, профессор, академик Российской академии художеств, специалист по теории искусства, психологии творчества, философии культуры. Область научных интересов: Факторы исторической эволюции языка искусства, классические и неклассические формы творчества, психология художественного восприятия, трансформация антропного принципа в истории искусства, теории всеобщего художественно-исторического процесса; статус художника в разных типах обществ; формы влияния искусства на сложение менталитета европейских культур и др. В исследовательских подходах доминирует междисциплинарный анализ искусства на стыке искусствоведения, эстетики, психологии, культурологии. *** ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА — исследовательское направление, изучающее свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие произведений искусства; социально- психологические основы художественного процесса. Сложилось как относительно самостоятельное в конце XIX века. В рамках т.н. социотропной (фундаментальной) и биотропной (прикладной, экспериментальной) психологии искусства с разных сторон изучаются формы участия сознания, эмоций, воли, памяти, воображения, интуиции, врожденных и приобретенных способностей в актах художественного творчества и художественного восприятия. Первые специальные работы по психологии искусства сразу же обнаружили свой междисциплинарный характер. Не все школы и направления психологической науки одинаково близки к разработке проблем психологии искусства. Особое значение для эстетико-психологического анализа имеют, как минимум, три направления: ассоциативная психология, изучающая способы соединения представлений по определенным правилам и проливающая свет на действие механизмов художественного восприятия, принципы организации и взаимодействия образной системы художественного текста. Существенное значение для художественно-эстетических исследований имеет гештальтпсихология — направление, разрабатывающее природу психики человека с позиций теории целостности. Выявление единства действия осознаваемых и безотчетных стимулов, типов личностей и темпераментов напрямую связано с изучением психологического своеобразия фигуры художника. И. наконец, чрезвычайную важность представляют разработки теории бессознательного, проливающей свет на малоизученные процессы художественного творчества и художественного восприятия. В разработку последней весомый вклад внесла психоаналитическая школа. Обращает на себя внимание разная трактовка роли бессознательного в художественном творчестве, представленная в концепциях Фрейда и Юнга. Усилия первого могут быть истолкованы как действия ученого-рационалиста, стремившегося выявить границы и превращенные формы действия подсознательного с тем, чтобы научить человека управлять этим подсознательным, т.е. обуздать его, заставить подсознательное действовать в интересах сознания. Напротив, вся система размышлений Юнга показывает, что в бессознательном тот видит ценнейшую часть внутреннего мира человека. Доверие к бессознательному — это доверие к глубинным основам жизни, которыми наделен каждый человек. Фрейд полагал, что невроз — это помеха полноценной жизни, то, от чего следует избавляться. Счастливый человек, по мысли Фрейда, не фантазирует, невротик — фантазирует всегда, поскольку не вполне способен «легально» реализовать свои желания. Другую позицию занимает Юнг, считая, что в определенной мере невротическое состояние творчески продуктивно, есть удел художника: «относительная неприспособленность есть по-настоящему его преимущество, оно помогает ему держаться в стороне от протоптанного тракта, следовать душевному влечению и обретать то, чего другие были лишены, сами того не подозревая». Большая сила неосознанных внутренних влечений, нереализованных порывов есть обещание и предпосылка творческого акта. Таким образом Юнг настаивает на том, что не следует искоренять бессознательное, оно способно дополнять сознание и плодотворно с ним сотрудничать. На этом выводе Юнга были основаны многие последующие психологические теории искусства, а также сама художественная практика — творчество Пруста, Джойса, Дали, Лоуренс, Вулф, Магритт, которым юнгианские положения послали сильный импульс, помогли сформулировать собственные творческие манифесты. Современные исследования психологии творчества отмечены особым вниманием к таким его механизмом как интенция и мотивация. Большой массив психологических исследований посвящен изучению проблем художественного восприятия. В этой сфере выделяются работы Т.Липпса (<теория вчувствования>), который интерпретировал феномен художественного наслаждения как «объектированное самонаслаждение». Главный эффект воздействия произведения, по его мнению, впрямую зависит от умения преобразовать полученные импульсы в собственное интимное переживание. Основополагающую роль при этом играют индивидуальные воображение и фантазия, способных создавать в вымысле «идеально возможную и полную жизнь». С одной стороны, Липпс стремился выявить необходимый «минимум» зависимости восприятия от объекта, отмечая элементарные влияния, оказываемые пространственными композициями разного типа в архитектуре, изобразительном искусстве, сценографии: мы поднимаемся вместе с высокой линией и падаем вместе с опускающейся вниз, сгибаемся вместе с кругом и чувствуем опору, воспринимая лежащий прямоугольник. И тем не менее, иконографическая сторона произведения искусства не способна, по его мнению, быть определяющим фактором восприятия. Вчувствование — это не познание объекта (произведения искусства), а своеобразный катарсис, дающий ощущение самоценности личностной деятельности. Обращает на себя внимание известная близость теории художественного восприятия Липпса Канту: по мнению обоих художественно-ценное связано не с объектом, а зависит от духовного потенциала субъекта, его способности «разжечь» в самом себе волнение и безграничную чувствительность. Широкую известность за пределами психологии получили также теории художественного восприятия А.Потебни, А.Веселовского, Л.Выготского. Специальный раздел современной психологии искусства — историческая психология — на основе анализа исторической панорамы произведений искусств ставит цель изучения и воссоздания форм психической пластичности человека в истории. (О. А. Кривцун) Лит.: Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.1974; Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.1970; Выготский Л.С. Психология искусства. М.1968; Кривцун О.А. Историческая психология и история искусств. М.1997; Кривцун О.А. Эстетика как психология искусства. М.1996; Фрейд З. Художник и фантазирование.М.1995; Юнг К. , Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М.1996. *** Книги О.А. Кривцуна О.А. Кривцун. «Психология искусства» (2009) В книге рассматриваются как классические проблемы психологии искусства (психология художественного творчества и восприятия, психологические аспекты строения произведения искусства), так и новые, еще только рождающиеся на стыке психологии, искусствознания, культурологии, антропологии. Специальное внимание уделено малоизученным вопросам самоидентификации художника на разных этапах истории, эволюции культуры художественного воображения, сложению «формульности» художественных потребностей в разных типах культур. Анализ фундаментальных основ и современных поисков психологии искусства предопределил жанр книги, которая в своем содержании совмещает учебно-образовательный и исследовательский материал. Книга предназначена для студентов гуманитарных вузов и факультетов, а также для всех, кто интересуется проблемами психологии искусства и художественного творчества. О.А. Кривцун. «Эстетика» (2016) Данное издание — учебник нового поколения, включающий в свое содержание важнейшие накопления эстетики как мировой науки. В учебнике имеется обширная историческая часть, а также предпринят теоретический анализ важнейших классических тем, проблем и понятий эстетической науки. Отдельное внимание уделяется неклассическим теориям художественного творчества и эволюции языка искусства. Рассмотрены новейшие зарубежные эстетические теории и практики искусства, основные персоналии, доминирующие линии эстетического мышления и художественного творчества. Учебник построен с учетом новейшей методологии эстетического знания, включающей опыт междисциплинарных исследований на стыке культурологии, искусствознания, антропологии, социальной психологии, философии. Круг анализируемых проблем и понятий дает представление как о фундаментальных классических основах, так и о новейших поисках эстетической науки. Читать книгу: gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Krivcyn/_Index.php Сайт О.А. Кривцуна: http://o-krivtsun.narod.ru/books.htm (статьи, книги) Материал подготовлен и составлен сообществом Источник: o-krivtsun.narod.ru Комментарии: |
|