Нейропластичность на грани фантастики: обучение грамоте меняет мозг человека |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-06-18 15:00 Чтение — настолько недавнее культурное изобретение, что особой зоны в мозгу, которая бы за него отвечала, не существует. Ученые обнаружили, что обучение чтению во взрослом возрасте перестраивает эволюционно древние участки мозга, прежде отвечавшие за различные навыки. Когда человек учится читать, в его мозгу происходит нечто вроде процесса ресайклинга: зоны, ответственные за распознание сложных объектов типа лиц становятся задействованными в переводе букв в речь. Некоторые районы нашей визуальной системы таким образом превращаются в интерфейсы между визуальной и языковой системами. Таковы результаты масштабного исследования, проведенного в Индии с участием полностью неграмотных женщин, которые полгода учились читать и писать. «Прежде мы полагали, что эти изменения ограничиваются внешним слоем, корой головного мозга, которая быстро адаптируется к новым вызовам», — говорит руководитель проекта Фальк Хютиг из Института психолингвистики Макса Планка. Ученые из Института Макса Планка совместно с индийскими исследователями из Центра биомедицинских исследований и Центрального университета Хайдарабада изучили, какие изменения происходят в мозгу взрослого человека, который учится читать и писать. Выяснилось, что процесс обучения приводит к реорганизации сложных мозговых структур в таламусе и стволовой области мозга. То есть, относительно молодой феномен трансформирует зоны мозга, которые в эволюционном смысле являются очень древними. «Мы увидели, что верхнее двухолмие, часть стволовой области мозга, и задний бугорок таламуса адаптируют время своей активности к активности зрительной коры, — говорит Михаэль Шкайде, один из авторов работы, опубликованной в журнале Science Advances. — Эти глубинные структуре в таламусе и стволовой области мозга помогают зрительной коре фильтровать важную информацию». Интересно, что чем лучше синхронизированы сигналы в этих двух зонах, тем лучше способности к чтению. Опытный читатель более эффективно осуществляет навигацию по тексту. Исследование проводилось в Индии, где доля неграмотных составляет порядка 39%. Нищета ограничивает доступ к образованию, в особенности для женщин. В исследовании участвовали женщины старше 30 лет. В начале эксперимента большинство из них не могли расшифровать ни одного написанного слова на их родном языке хинди. Участницы достигли уровня, сравнимого с уровнем первоклассника, спустя полгода обучения грамоте. «Новый язык выучить довольно сложно, а вот научиться читать проще. Мозг взрослого человека оказался удивительно гибким». Удивительные успехи участниц эксперимента не только дают надежду взрослым неграмотным людям, но и проливают свет на возможные причин расстройств чтения типа дислексии. Ранее считалось, что одна из возможных причин дислексии связана с нарушением функционирования таламуса. «Поскольку мы обнаружили, что всего несколько месяцев обучения грамоте коренным образом меняют таламус, эту теорию теперь можно подвергнуть критике», — комментирует Шкайде. Вероятно, у людей с дислексией наблюдается другая активность в таламусе по причине того, что их визуальная система менее натренирована, чем у опытных читателей. Это означает, что эти нарушения могут считаться коренной причиной возникновения дислексии только в том случае, если проявляются до начала учебы в школе. Комментарии: |
|