Google пытается устроить революцию искусственного интеллекта в Китае, но она уже давно произошла без них.
В мае 2017 года сильнейший игрок в древнейшую китайскую игру го проиграл турнир алгоритму AlphaGo, до этого победившего других чемпионов. За три матча человек лишь один раз вплотную подобрался к программе, но всё равно не смог её одолеть. В то же время компания Google, разработавшая алгоритм, использовала турнир для того, чтобы предложить помощь в области искусственного интеллекта крупнейшим интернет-корпорациям Китая.
Однако в Google недооценили местные компании. Уже несколько лет им не просто не нужна помощь — Китай готовится забрать у США звание лидера в изучении и использовании ИИ.
Победа над человечеством
C 23 по 27 мая в китайском городе Учжень (провинция Чжэцзян) проходил фестиваль национальной игры го, а также технологическая конференция, проводимая администрацией киберпространства Китая — регулятором, контролирующим содержание интернета. Вместе со знаменитыми игроками и местными чиновниками на саммите присутствовали и представители Google во главе с председателем совета директоров Alphabet Эриком Шмидтом. Сотрудники компании приехали ради центрального события фестиваля — турнира по го между сильнейшим китайским игроком Кэ Цзе (Ke Jie) и алгоритмом AlphaGo.
За последние два года искусственный интеллект от дочерней компании Google под названием DeepMind уже выигрывал чемпиона Европы по го Фаня Хуэя (Fan Hui) и чемпиона мира из Кореи Ли Седоля (Lee Sedol). При этом Ли Седоль стал единственным, кто смог обыграть алгоритм в одной партии из пяти. Всего AlphaGo стал победителем 60 серий с реальными людьми.
Кэ Цзе проиграл все три матча турнира. После чемпионата он рассказал, что во время партий сам использовал некоторые стратегии искусственного интеллекта, которые видел ранее. По словам Кэ Цзе, алгоритм является «богом игры в го» и оказывает сильное влияние на игроков-людей.
Цзе признался, что причиной поражения в одном из матчей мог стать именно человеческий фактор. В середине игры он понял, что появился шанс победить, после чего чемпион по го не смог справиться с эмоциями.
Я был очень взволнован. Я чувствовал, как бьётся моё сердце. Возможно, из-за своего волнения сделал несколько глупых ходов. Думаю, это наиболее слабая часть людей.
Кэ Цзе, чемпион по игре го
В другом выставочном матче AlphaGo обыграл сразу пятерых профессиональных игроков, выступавших в одной команде. Также прошёл командный матч, в котором у каждого игрока в го был напарник в виде искусственного интеллекта.
Глава Google DeepMind Демис Хассабис (Demis Hassabis) заявил, что по сравнению с играми 2016 года AlphaGo работала на «новой и более мощной архитектуре». Программа практически перестала зависеть от данных игр профессионалов в игре го: алгоритм теперь обучается, играя сам с собой. По мнению издания Wired. в теории это может означать, что теперь технология DeepMind может легко научиться выполнять вообще любую задачу.
Помощь в «эпоху интеллекта»
Выступая на конференции в Китае, Эрик Шмидт объявил о наступлении «эпохи интеллекта». При этом он имел в виду не человеческий интеллект, а искусственный. Шмидт рассказывал о расцвете нейросетей и других технологиях, позволяющих машинам самостоятельно обучаться выполнению самых разных функций.
Во время выступления он упомянул систему машинного обучения от Google под названием TensorFlow, которую можно подстраивать под свои нужды: распознавание лиц и объектов на фотографиях, правильную обработку голосовых команд, перевод с одного языка на другой и многое другое. В ноябре 2015 года Google открыла систему для всех разработчиков. По словам Шмидта, это самое большое технологическое изменение в его жизни.
Шмидт рассказал, что крупнейшие китайские интернет-компании вроде Baidu, Tencent и Alibaba могут получить дополнительное преимущество, если будут использовать технологии искусственного интеллекта от Google.
Все они могут стать лучше, если будут использовать TensorFlow. [...] Они могут применять систему для изучения структуры их бизнеса. Они могут использовать технологию для того, чтобы обслуживать своих клиентов быстрее.
Эрик Шмидт, председатель совета директоров Alphabet
Западные СМИ предположили, что слова Шмидта — не только попытка предвидеть будущее технологий, но и показатель амбиций американской компании. Google ушёл из Китая в 2010 году из цензуры в интернете и хакерских атак. В ответ власти обвинили компанию в нарушении договорённостей перед выходом на рынок, а позже сами заблокировали все её сервисы.
По данным Bloomberg, сейчас Google пытается вернуться в Китай с помощью своих наработок в области искусственного интеллекта. Вместе со Шмидтом в Китай приехали глава Google Brain Джефф Дин (Jeff Dean), Демис Хассабис и специалист по искусственному интеллекту Цзя Ли (Jia Li). Сотрудничая с местными гигантами, американская компания планирует занять новый рынок.
Однако Шмидт не учёл, что «эпоха интеллекта» наступила и за пределами офисов Google. И в особенности — как раз в Китае, где ИИ-технологии активно развиваются уже несколько лет.
Китайская революция
Китайские компании вроде Baidu, Tencent и Alibaba сейчас используют те же технологии в области интеллекта, что и американские Facebook, Microsoft и Amazon. «Легко увязнуть в старых стереотипах: что Китай всё просто копирует, что Китай далеко позади остальных, что Китай просто всё импортирует. Но это уже давно не так», — считает Адам Коутс (Adam Coates), американский ИИ-исследователь, курирующий лабораторию искусственного интеллекта китайского поисковика Baidu.
Компания открыла первую лабораторию изучения глубокого машинного изучения в 2014 году. Сейчас у Baidu несколько отделов, включая офис с 200 сотрудниками в Кремниевой долине. По данным Wired, над проектами поисковика в области искусственного интеллекта сейчас работают почти две тысячи человек.
Главой отдела машинного обучения и ИИ-технологий стал Эндрю Ын (Andrew Ng), считающийся «одним из четырёх самых влиятельных специалистов в области искусственного интеллекта». Он занимался глубоким обучением в Стэнфорде, после чего основал проект Google Brain. Команда Ына ставила эксперименты с нейронными сетями: например, они заставили 16 тысяч компьютеров учиться распознавать изображения котов с помощью показа роликов на YouTube в течение недели.
Baidu использует ИИ для распознавания речи и изображений, работы с картами, системах безопасности и кредитовании. В 2014 году компания объявила, что машинное обучение помогает им показывать пользователям нужную им рекламу на их онлайн-сервисах. При этом Эрик Шмидт предложил им делать то же самое с помощью систем Google в 2017 году.
В январе 2017 года Baidu представила домашнего ассистента Little Fish — конкурента Google Home. По мнению Ына, пользователи лучше усваивают визуальную информацию, поэтому устройство оснащено экраном.
Представьте, что я спрошу у вас, что собой представляет молотоголовая акула. Согласитесь, гораздо проще показать, чем рассказать. То же самое и с заказом еды. Конечно, можно зачитать пользователю все 50 пунктов из меню, чтобы он выбрал, например, 47 — но это неэффективно.
Эндрю Ын, бывший глава отдела искусственного интеллекта Baidu
На рынке технологий искусственного интеллекта Baidu уже давно не в числе «догоняющих». В октябре 2016 года Microsoft представил систему распознавания речи, работающую с помощью нейросетей. В компании заявили, что уровень распознавания английского языка во время тестирования «впервые достиг человеческого». Однако в ответ глава отдела машинного обучения Baidu заметил, что они ещё в 2015 году достигли такого результата с китайским языком.
We had surpassed human-level Chinese recognition in 2015; happy to see Microsoft also get there for English less than a year later.
— Andrew Ng (@AndrewYNg)
«Мы превзошли распознавание китайского языка на человеческом уровне ещё в 2015 году. Приятно видеть, что Microsoft достиг того же в английском меньше, чем через год» В марте 2017 года Ын покинул Baidu. Однако к этому времени компания уже успела переманить другого «ветерана в изучении искусственного интеллекта» — Ци Лу (Qi Lu) из Microsoft.
Свой чемпион
С искусственным интеллектом в Китае работают и другие компании. Tencent (которой принадлежит WeChat) также открыла собственную лабораторию машинного обучения, другие корпорации вкладывают деньги в проекты в Китае и США. По данным Пентагона, за последние шесть лет китайские инвесторы финансировали более 50 американских компаний на сумму 700 миллионов долларов. Над ИИ-технологиями трудятся и небольшие местные стартапы: примеры — «умное» автомобильное зеркало заднего вида с автопилотом от Ticmirror, система компьютерного зрения TuSimple и виртуальный помощник от Layie.
Также в Tencent создали собственный алгоритм FineArt для игры в го, прямого конкурента AlphaGo. Проект начали разрабатывать в марте 2016 года, после победы искусственного интеллекта Google над корейским чемпионом Ли Седолем. В августе система начала обучаться на местных сайтах по игре в го, а уже в начале 2017 года алгоритм выиграл 11 матчей и занял первое место на чемпионате между компьютерными системами. Правда, AlphaGo в турнире не участвовал.
Технология Tencent похожа на разработку компании DeepMind. Оба ИИ используют сразу две компьютерные системы, моделирующие человеческий мозг. Одна часть пытается наперёд предугадать все возможные ходы, которые будут сыграны в партии. В это время вторая часть определяет, какие из решений могут привести нейросеть к победе.
В январе, за пять месяцев до успеха искусственного интеллекта от Google, китайский алгоритм трижды обыграл и Кэ Цзе. После этого он сказал, что у него «всё ещё остался последний шанс победить ИИ». Однако в мае он проиграл AlphaGo и заявил, что больше не будет соперничать с алгоритмами.
Во многом бум искусственного интеллекта связан с тем, что китайское правительство щедро инвестирует в проекты, связанные с ИИ. Провинции и отдельные города тратят огромные деньги на исследования в области робототехники, и часть из них идёт на изучение машинного обучения и искусственного интеллекта. Например, в провинции Шэньжень готовы выделить миллион долларов на поддержку любого ИИ-проекта.
Власти заинтересованы в прорыве в этой области: системы распознавания лиц планируют установить в системы камер наблюдения по всей стране, а алгоритмы могут предсказывать преступления и антиправительственные забастовки. По информации анонимных источников The New York Times, в Китае готовят общенациональную программу, связанную со сферой ИИ, на которую потратят миллиарды долларов.
Гранты достаются не только местным учёным. Зёрен Швертфегер (S?ren Schwertfeger), создававший автономных роботов в Германии, в итоге переехал в Китай и основал собственную лабораторию в Шанхайском университете. По его словам, ему предложили грант в шесть раз больше, чем в Европе или США. Теперь он занимается обучением самоуправляемых устройств, чтобы они могли распознавать и обходить препятствия.
Большое противостояние
Эксперты в области искусственного интеллекта сошлись во мнении, что если Китай и отстаёт от США, то буквально на один шаг. В 2016 году администрация бывшего президента Америки Барака Обамы опубликовала план по исследованию технологий ИИ, в котором указала, что США уступили Китаю по количеству исследований в этой области. По данным iiMedia Research, за 2016 год индустрия изучения искусственного интеллекта в Китае выросла на 43% и продолжает расти.
Влияние страны стало таким большим, что в январе 2017 года пришлось перенести ежегодную встречу Ассоциации по развитию искусственного интеллекта (Association for the Advancement of Artificial Intelligence, AAAI) в Новом Орлеане, которая проходит каждую зиму. Дата конференции совпала с китайским Новым годом, а без переноса не приехали бы китайские исследователи, ставшие важной частью отрасли.
Влияет и то, что большинство китайских исследователей могут изучать международные материалы и доклады об искусственном интеллекте, потому что знают английский язык. А американские учёные в свою очередь не могут прочитать работы, написанные на китайском.
При этом пока Китай всё больше вкладывается в ИИ-разработки на национальном уровне, США наоборот урезает траты. В предполагаемом бюджете Трампа расходы на так называемые «интеллектуальные системы» уменьшатся до 175 миллионов долларов.
Предыдущая администрация была готова к будущему с искусственным интеллектом. Они говорили об увеличении фундаментальных исследований в этой сфере. А теперь вместо увеличения мы значительно пострадали.
Суббарао Камбхампати, президент AAAI
В The New York Times отметили, что сопоставление бюджетов ещё не гарантирует Китаю доминирование на ИИ-рынке. 15 лет назад китайские власти вложили огромные средства в поиске лечения атипичной пневмонии, смертельного заболевания, поразившего страну в 2002 году. Но наибольший вклад в борьбе с эпидемией в итоге внесла небольшая канадская лаборатория в Ванкувере.
Несмотря на успехи китайцев, они до сих пор сталкиваются с недооценкой со стороны США. По словам Эндрю Ына, существует множество примеров, как какая-либо технология была изобретена в Китае одновременно с Америкой или даже раньше, но американские СМИ «пишут только про своих». Именно это приводит к заблуждению, что все идеи быстрее всего воплощаются именно в США.
Однако уровень недооценки от Эрика Шмидта, желающего вернуть Google в Китай, удивил даже американских исследователей. По словам основателя компании Skymind Криса Николсона (Chris Nicholson), Шмидт должен был понимать, что предлагает помощь в изучении ИИ крупным компаниям, которые занимаются сложнейшими разработками в области машинного обучения, а не новичкам.
Google не смог правильно понять Китай в прошлом. Думаю, выступление Шмидта — доказательство того, что компания и дальше продолжит неправильно понимать страну. И так потеряет один из крупнейших рынков на Земле.
Крис Николсон, основатель Skymind
«Это гонка нового поколения, — отметил Джеймс Льюис, старший научный сотрудник Center for Strategic and International Studies. — Разница в том, что Китай воспринимает это как гонку, а США — нет».