Между нами тает лед: как музыка внедряется в сознание |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-06-10 17:30 Атакуя информационное пространство, очереднои? раскрученныи? музыкальныи? хит оставляет своих агентов везде: в эфирах радиостанции?, новостных лентах, проезжающих мимо машинах, интернет-мемах, рекламе и даже повседневном общении. Мы тихо ненавидим себя, когда вдруг начинаем напевать очередную популярную мелодию. Американскии? неи?роученыи? Патрик МакНамара перекладывает ответственность за это на процесс эволюции. T&P перевели его статью, опубликованную на Aeon. Патрик МакНамара Cтаршии? доцент кафедры неврологии и психиатрии Школы медицины Бостонского университета и профессор Университета Нортсентрал. Автор нескольких книг по онеи?рологии (науке о снах и сновидениях), психологии и неврологии религии. Основатель и директор Института биокультурного изучения религии. Я плавно передвигаюсь между рядами местного супермаркета в поисках блюда из риса, которое станет моим быстрым ужином, прежде чем я снова поеду куда-нибудь через весь город. Наконец я нахожу нужныи? ряд, окидываю взглядом огромное количество вариантов, протягиваю руку, чтобы выхватить случаи?ную коробку, как — бум! Этот проклятыи? джингл из рекламы Rice-A-Roni 60-х без спросу вторгается в мое сознание — прямо как мама, которая напевала мне его в детстве. Я сдаюсь, бросаю коробку Rice-A-Roni в тележку и направляюсь к отделу напитков, в высшеи? степени раздраженныи? своим поведением. Внезапно я замечаю, что двигаюсь в такт с мьюзаком*, который льется из динамиков в супермаркете. Раздражаясь еще больше от осознания того, что фоновая музыка влияет на движения моего тела, я оказываюсь напротив стенда с газированнои? водои?, и ужасные рекламные джинглы «I’d Like to Buy the World a Coke» и «Wanta Fanta? Don’t You Wanta» проносятся через поток моих мыслеи?. Полностью деморализованныи?, я автоматически кладу колу в свою тележку и, разбитыи? в пух и прах, следую к кассе в надежде на то, что там звон в моих ушах наконец-то прекратится — или хотя бы немного утихнет. Позже, сидя в своеи? лаборатории в отделении неврологии Бостонского университета, я задаю себе вопрос: когда и как я стал так легко поддаваться манипуляциям? Успокаиваю себя тем, что, даже несмотря на то, что подобное иногда прорывается сквозь мои? защитныи? экран, обычно я все же невосприимчив к бесконечному потоку мусора, ежедневно атакующему мои уши через динамики супермаркетов, радио, телевидение и
Я залезаю в компьютер, чтобы послушать музыку во время работы. Cнова пытаюсь подбодрить себя тем, что слушаю именно свою музыку, а не Pandora деи?ствительно знает меня, чем постоянно тычут в нос их хвастливые рекламщики. С каждым моим лаи?ком или дизлаи?ком их Music Genome Project* становится умнее и продолжает подгонять подборки песен под мои? индивидуальныи? вкус. В тех же целях компания Apple использует Genius. Рекламные джинглы деи?ствительно работают, потому что музыка — сильная штука. Заметьте: мелодиям, которые атаковали меня в супермаркете, десятки лет, но они все так же влияют на мои мысли и поведение. Судя по всему, избежать нам этого уже не удастся. Рекламодатели в курсе, что музыка — краи?не эффективное средство, способное внедрять в сознание потребителеи? сообщения, которые могут не только надолго поселиться в сознании, но и формировать их поведение в течение десятилетий. Мы способны постоянно фильтровать свои мысли, звуки или изображения, воспоминания, мнения и идеи других людеи?, но с музыкои? все работает иначе. Если одно из таких внешних сообщении? подкрепить навязчивои? мелодиеи? или упаковать в качественно спродюсированную композицию, мы не только пустим его внутрь, но и запомним наизусть, а можем дои?ти и до того, что будем постоянно прокручивать в голове — вплоть до поиска чего-нибудь похожего. Качественная мелодия или песня — мощныи? способ колонизации человеческого сознания, своего рода вторжения в мысли людеи?. Большинство может противостоять попыткам манипулировать нами со страниц газет, блогов, во время публичных выступлений и так далее, но мы становимся беспомощными, если сообщение приходит в форме песни или джингла. Музыка, как и религия, является прекрасным примером того, что Ричард Докинз называет мемами — «информационными репликаторами», которые используют наш разум для создания собственных копии?, не обращая внимания на возможные последствия. © James Ball Так почему же музыка имеет такую силу? Каким образом она получает привилегированныи? доступ к нашему сознанию? Один из факторов — память. Мелодии, а особенно джинглы, внедряются в наш мозг, потому что мы легко их запоминаем — их обработка происходит преимущественно в зонах мозга, отвечающих за эмоции — лимбическои? системе и орбитофронтальнои? коре. Помимо этого, когда мы слышим музыку (особенно если эта музыка нам нравится), мы активируем систему поощрения мозга — те же самые центры, благодаря которым люди получают удовольствие от хорошеи? еды или секса. Называясь «мезолимбическим и нигростриарным путями дофаминергическои? системы», эта система поощрения не только включается и начинает работать, когда мы слушаем свои любимые мелодии на концерте, но также усиливает связи между поощрением и областями головного мозга более высокого уровня — теми, что располагаются в префронтальных и височных участках коры и отвечают за наше мышление. Говоря простым языком, музыка одновременно активирует как первичные центры получения удовольствия, так и высокоуровневые мыслительные процессы: во время прослушивания музыки мы погружаемся в состояние краи?не приятнои? задумчивости — или, если хотите, интенсивно поощряемои? рефлексии. Одновременная активация центров удовольствия и их связь с
Возможно, это произошло как раз из-за того, что музыка имеет прямои? доступ к эмоциональным зонам мозга и способна выражать настроение и эмоции столь же ясно и четко, как язык способен выразить мысль. Неи?роученыи? Анируд Патель отмечает, что у музыки есть некоторое сходство с языком: и там, и там — своеобразныи? синтаксис: набор правил, по которому сложные конструкции формируются из базовых элементов (слов и предложении? в языке или нот, аккордов и музыкальных знаков в музыке). Эти комбинации базовых элементов производят когнитивные или звуковые структуры со строгои? иерархиеи? — мы называем их предложениями или мелодиями. Патель предполагает, что музыка и язык используют одни и те же ресурсы головного мозга, и именно это позволяет им генерировать сложные предложения и песни. Считается, что общие ресурсы такои? большои? мощности расположены в зоне Брока, которая является чем-то вроде синтаксического центра мозга: она принимает поступающую информацию, разбивает ее на составные части и создает из них упорядоченную последовательность. Неи?ровизуальные исследования показывают, что зона Брока активируется в процессе прослушивания музыки или речи других людеи?. Это позволяет нам судить о том, что язык и музыка делят между собои? эту часть мозга. Единственная разница между ними в том, что язык специализируется на выражении мысли, а музыка — на выражении эмоции. Ученые-эволюционисты отмечают, что развитие языка не только привело к улучшению коммуникации между людьми, но и сделало коммуникативные процессы нестабильными, поскольку люди получили возможность выражаться завуалированно и обманывать. В результате мы были вынуждены искать более надежные способы передачи информации, исключающие ложь и прочие возможности для фальсификации сообщения — и здесь решением проблемы стала музыка. Эволюционныи? подход как раз и является ключом к пониманию того, почему музыка имеет над нами так много власти. Мы позволяем песне проникать в сознание, поскольку доверие к неи? заложено в нас: мозг считает, что сообщение, которое она несет, невозможно подделать. Для племенных культур песня всегда была главным средством хранения и передачи истории и мифологии, их культурным золотом, помогала переживать жизненные кризисы — от периода полового созревания до всего разнообразия проблем, возникающих по мере взросления. Так и сегодня: что для ребенка, что для взрослого любая песня потенциально содержит бесценную информацию о том, где проходит черта между эволюционнои? смертью и репродуктивным бессмертием. Источник: theoryandpractice.ru Комментарии: |
|