Люди X: как получить суперспособности от удара головой

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2017-06-11 01:00

Головной мозг

Гениями рождаются, а не становятся. Если у вас нет слуха, то сколько бы вы не трудились, великим музыкантом вам не стать. Но из этого правила есть исключения, и касаются они людей, перенесших тяжелые травмы головы. Науке известно примерно два десятка случаев, когда травма открывала в обычных людях сверхспособности.

Синдром саванта

Таких «пришибленных» гениев, отличающихся выдающимися способностями в одной или нескольких областях знаний, в медицине называют савантами (от французского слова savant - «ученый»). Обычно такие способности присутствуют у человека с рождения, правда, расплачиваться за них чаще всего приходится отклонениями в развитии. Самый известный в мире савант Ким Пик — аутист с феноменальной памятью, послуживший прообразом для культового фильма «Человек дождя». Аутизм среди савантов явление практически повсеместное. Но это касается лишь генетически обусловленных савантов, то есть получивших способности с рождения.

Однако бывают и люди с приобретенным синдромом саванта — это и есть те, о ком мы говорим, люди, пережившие тяжелые черепно-мозговые травмы или заболевания, затрагивающие головной мозг. Что именно служит причиной появления сверхспособностей, наука пока до конца не разобралась. Одна из версий — вызванное травмой развитие синестезии. Синестезия — это увеличение перекрестных связей между различными участками мозга, выполняющими разные функции. Нечто подобное происходит при усиленных занятиях медитацией или приеме психоделиков.

Чаще всего способности савантов проявляются в таких сферах, как музыка, изобразительное искусство, арифметические вычисления, календарные расчеты, картография, построение сложных трехмерных моделей.

Саванты-полиглоты

Внезапное знание новых иностранных языков — один из самых распространенных феноменов после травм головы. Только за последние пять лет медицина зафиксировала как минимум три таких случая. В 2012 году мир облетела история молодого австралийца Бена Макмэхона, неделю пролежавшего в коме после автокатастрофы, а после очнувшегося и заговорившего по-китайски. В школе парень действительно изучал этот язык, но никогда не мог свободно выражаться на нем. После аварии же английский напрочь выпал у него из головы, и общаться с близкими ему приходилось через китаянку-медсестру. Родители Бена уже думали, что им самим теперь придется учить китайский, чтобы разговаривать с сыном, но через несколько дней английский вернулся к нему.

Похожая история произошла в 2014 году в Великобритании с парикмахером Рори Кертисом. И вновь к феноменальной способности привела автомобильная авария. После сильнейшего сотрясения мозга Рори внезапно заговорил на французском, причем с идеальным произношением. Но это были не все изменения — британец был уверен, что он вовсе не Рори Кертис, а актер Мэттью МакКонахи. Потребовалось несколько дней, чтобы пострадавший вспомнил свою реальную личность, однако знание французского осталось при нем даже после выздоровления.

Самый последний случай был зафиксирован всего полгода назад в США, когда футбольный вратарь Руби Нсеймону был госпитализирован с сотрясением мозга прямо во время матча, получив оглушительный удар мячом по голове. В больнице Руби пришел в себя и заговорил на чистом испанском, при этом полностью забыв родной язык. Чтобы изучить этот феномен в больницу пригласили лучших специалистов в США, но через два дня, к их приезду Руби уже не знал ни одного слова по-испански — язык ушел из его головы так же внезапно, как и пришел.

Мир как формула

В 2014 году мир покорила история бывшего торговца мебелью из штата Вашингтон Джейсона Пэджетта, выпустившего книгу «Удар гениальностью», в которой мужчина рассказывает о его неожиданно открывшемся математическом гении. В 2002 году Пэджетт был жестоко избит на выходе из бара, но, оправившись от травм, он понял, что это происшествие дало ему гораздо больше — он начал по-другому видеть мир. Привычные предметы и явления он с легкостью представлял в виде сложных математических формул, и наоборот, любые уравнения и формулы из геометрии при первом же взгляде на них обретали для него реальные очертания.

По признанию Джейсона, такое математическое видение мира поразило его своей красотой. Он поступил в колледж и занялся изучением теории чисел, хотя всю свою предыдущую жизнь был далек от наук и даже чтения, посвящал же себя в основном тусовкам и алкоголю.

Чтобы понять природу этого феномена, ученые Университета Майами во Флориде просканировали мозг Джейсона и выявили невероятную активность в левом «логическом» полушарии его мозга. При этом математические формулы вызывали в мозгу Пэджетта такую же активность, как реальные объекты.

По мнению исследователей, обусловлены новые способности мужчины могут быть реакцией нейронов на травму головы. Когда некоторые нейроны в мозгу погибают, они выделяют молекулы сигнальных веществ, которые усиливают активность нейронов окружающих областей. Возможно, именно поэтому полученная Пэджеттом травма привела к тому, что другие нейроны взяли на себя несвойственные им функции.

Саванты в искусстве

Ныне Джон Саркин — один из самых известных американских художников, хотя до 30 лет он не имел ничего общего с искусством и работал мануальным терапевтом. Невероятный талант к рисованию открылся в нем после того, как во время игры в гольф у него произошло кровоизлияние в мозг. Джона срочно госпитализировали и провели операцию, в результате которой небольшую часть мозговой ткани пришлось удалить. После этого Саркин начал видеть сюрреалистичные сны, и однажды, проснувшись, он точно зарисовал то, что видел во сне. Сейчас картины Саркина выставляются в лучших галереях мира, а киностудия Тома Круза намерена экранизировать удивительную историю художника.

Еще более загадочной выглядит история итальянского художника Франко Маньяни, который в 60-х годах пережил странное заболевание, похожее на лихорадку, после которого начал видеть сны о своем родном городе Понтито, в котором он не был уже более 30 лет. Франко досканально помнил устройство города времен своего детства и по памяти воспроизводил пейзажи города с невероятной степенью точности. Каким-то образом заболевание открыло ему дверь к давно забытым детским воспоминаниям.

НАСТИН СЕРГЕЙ


Источник: www.eg.ru

Комментарии: