Кое-что из нейрологопедии

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Миелинизация – покрытие жиропротеиновой оболочкой (миелином) нервных путей. Чем чаще нервный путь используется, тем больше миелина добавляется. Чем толще миелиновая оболочка, тем быстрее нервный импульс или сигнал проходит по нервному пути. Т.е. это не автоматический процесс, мы сами миелинизируем нервные пути. Движения, в сочетании с ощущениями необходимы для построения прочных нервных путей и связей. Для этого проводим массаж и сенсорную интеграцию.

Кстати, под воздействием ритма сердца и дыхания матери у эмбриона к 5 месяцам внутриутробного развития развиваются и миелинизируются нервные сети вестибулярного аппарата. Работа матери за компьютером, с электроприборами, неоновое освещение, алкоголь, курение в этот период влияют на формирование ритмической модели ребенка. Младенцы, родившиеся без чувства внутреннего ритма, не успокаиваются при ритмичном покачивании, «ворковании» или сосании соски. От этого они еще больше раздражаются.

Правое полушарие – более интуитивное, оно особенно восприимчиво к зрительным образам, «схватывает» целое и фокусируется на больших картинах, а не на деталях. Левое – доминирует, когда ребенок читает, пишет и говорит. Оно специализируется в аналитическом и последовательном мышлении и пошаговом логическом рассуждении. Также анализирует звуки и значения слов (например, позволяет соотносить фонему – звук речи – с буквой). Это полушарие обеспечивает способность воспринимать научные знания, философские понятия. Связь между полушариями обеспечивается мозолистым телом. Эта часть миелинизируется к 18 годам. Для межполушарной связи наиболее эффективны тренировки с биологически обратной связью.

Левое полушарие не речевое, а просто более быстрое. Оно перерабатывает короткие согласные звуки, а более длинные гласные звуки воспринимаются правым полушарием.

Каждое переключение сигнала нервной клетки занимает 1 мс. Ребенок воспринимает звук, который проходит от внутреннего уха до таламуса за 7,3 мс. Малейшая задержка в прохождении этого сигнала приводит к тому, что ребенок не понимает речь. Это мы наблюдаем у детей с алалией и аутизмом.

П. Таллал предположила, что искусственное замедление речи поможет детям с нарушениями научиться лучше различать похожие звуки и понимать услышанное.

Например, звук «Д» звучит около 40мс. Человек не способен произнести его медленнее в 2 раза, поэтому была придумана компьютерная программа, которая тренирует скорость слухового восприятия. Для преодоления проблемы недостаточной скорости передачи речеслуховой информации мы рекомендуем пройти курс высокочастотной терапии.

Одним из проявлений нарушения работы базальных ганглиев является заикание. Шведский ученый Пер Альм предложил теорию заикания, связанную с патологией базальных ганглиев, и экспериментально доказал свои предположения. Действительно, черепно-мозговые травмы или инсульты с поражением базальных ганглиев у взрослых приводят к возникновению заикания. Если сравнить нашу двигательную нервную систему с автомобилем, то базальные ганглии – это «тормоза». Когда тормоза исправны, мы можем в любой момент произвольно прекратить или возобновить движение.

Еще одна функция базальных ганглиев заключается в том, чтобы мы могли научиться спокойно сидеть и, например, слушать. Многие родители и педагоги не понимают, что для этого требуется сложный мозговой механизм. И этот механизм должен созреть. Если он не совершенен, то ребенку приходится постоянно двигаться для того, чтобы сконцентрироваться на том, что ему говорят. Именно поэтому ребенка с СДВГ бесполезно заставлять спокойно сидеть. Его мозг тратит на удержание этого состояния все свои ресурсы. СДВГ – это, прежде всего, трудность удержания равновесия. Поэтому мы развиваем вестибулярную систему для интеграции всех систем мозга и управления поведением.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5—15 минут, затем 3—7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5—15 минут. Они имеют как бы «мерцающее» сознание. Могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При дефицитарной работе вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Родители и учителя требуют, чтобы они «сели прямо и не отвлекались». Но эти два требования вступают в противоречие. Если голова и тело неподвижны, у гиперактивных детей снижается уровень активности мозга. В настоящее время установлено, что двигательная стимуляция мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата приводит к развитию функции сознания, самоконтроля и саморегуляции у детей с СДВГ.

Когда ребенок появляется на свет, он получает удовольствие только от полезных для его здоровья и развития вещей. Ребенку нравится есть, двигаться, узнавать новое. Это происходит при условии, если ребенок здоров. Организм хочет снова и снова испытывать состояние удовольствия, что и заставляет ребенка многократно повторять действия, в ответ на которые вырабатывается дофамин. Так и формируются навыки. При «перестимулировании» одного сенсорного канала, например, зрительного с помощью ТВ, ребенок утрачивает способность воспринимать информацию через другие сенсорные каналы и привыкает быть пассивным в процессе познания. И тогда, в школьном возрасте, появляются проблемы с письмом и чтением, ведь как мозгу ребенка, который запрограммирован на переработку очень быстро сменяющихся визуальных образов и звуков, сконцентрироваться на «медленном» образе учителя и его одиноком голосе? Требуется научить мозжечок и базальные ганглии с помощью вестибулярной, проприоцептивной, тактильной и зрительной функций правильно реагировать на изменения окружающей среды. Поэтому для устранения проблем в обучении показана мозжечковая стимуляция.

Зона Брока (моторный центр) и Вернике (сенсорный центр) созревают у детей не раньше 3-4 лет. Поэтому тренировку мелкой моторики целесообразно проводить начиная именно с этого возраста. Выполняя новые действия (шнуровка, мозаика) ребенку приходится задействовать моторное планирование. Исследователи доказали, что у детей с речевыми нарушениями, дислексией и аутизмом, как правило, есть выраженный дефицит моторного планирования. Поэтому не стоит начинать исправлять речь, например, с артикуляционной гимнастики, т.к. выполнение непривычных и сложных, будем говорить прямо, упражнений требует как раз моторного планирования. Легче всего таким детям будут удаваться те задания, моторное планирование которых относится к сфере общей и крупной моторики. Вот почему специалисты всегда включают тренировки вестибулярной функции именно в начальный курс коррекционных мероприятий.

Человеческое ухо способно воспринимать звуки частотой от 20 до 20000 Гц. Волосковые клетки, которые отвечают за восприятие звуков высокой частоты, наиболее ранимы. Если ребенок не слышит звуки выше 1500 Гц, то понимание речи снижается на 70%!

Частотные характеристики фонем.

Высокие: Более низкие:

Ф – 7000-12000 Гц М – 100-400 Гц

С – 4200-8600 Гц Л – 200-500 Гц

Ш – 1200-6300 Гц Х – 400-1200 Гц

Альфред Томатис уделял большое внимание микрогимнастике мышц среднего уха, поскольку от напряжения мышц зависит работа мозга, т.к. стимулируется глубинная чувствительность. Детям с сенсорными нарушениями трудно слушать, у них отсутствует гармония между высокими и низкими частотами. После прохождения курса занятий по методу Томатиса ребенок избавляется от дисфункции и выравнивает свое слуховое внимание. Для этого мы рекомендуем терапию высокими частотами.

Звук при этом передается двумя путями:

- путем костной проводимости, вызванной вибрацией в верхней части черепа;

- путем воздушной проводимости, при которой звуковые колебания передаются через наружное ухо.

Центральное нарушение слухоречевого декодирования (CentralAuditoryProcessingDisorder, APD). Ребенок хорошо слышит, но не всегда может понять, что ему сказали. Т.е. его мозг не может разделить услышанные звуки на шум и речь и интерпретировать речевую информацию как языковые знаки.

Американские ученые выделяют несколько типов проявлений APD:

1. Трудности в переработке слухоречевой информации. (Пример.У Миши явные трудности с восприятием речи. Он очень напрягается, когда учитель объясняет задание в шумном классе. Мише нравится математика, но он не любит читать).

2. Трудности в восприятии просодии. (Света читает вслух абсолютно монотонно, безо всякой интонации. Еще она обычно не понимает шуток, над которыми смеются все дети).

3. Трудности в интеграции. (Петя не может выполнять одновременно больше одной задачи.Ему трудно слушать учителя, записывать и смотреть на доску).

4. Трудности в организации по времени. (У Риты всегда беспорядок на столе. Она не может спланировать свою деятельность. Никогда ничего не делает вовремя, по расписанию).

5. Ассоциативные аудиторные функции. (Если Иван слышит длинную фразу, он не понимает ее смысла. Все инструкции приходится упрощать).

Для коррекции описанных нарушений подходят комплексные занятия, направленные на тренировку постуральной функции и декодирование речеслуховой информации.

Общение способствует развитию речи, тогда как пассивное восприятие мозг не обучает. Американские исследователи доказали, что дети в возрасте от 7 мес. до 1,5 лет, которые регулярно смотрят тв, знают меньше слов, чем их ровесники. Речь – это двигательный акт. Почувствуйте разницу между «говорить» и «разговаривать»: во втором случае ребенок тоже является участником процесса.

Появление речи.

Первый этап общения – это всегда жесты, но при наличии следующих условий появляется и речь:

- желание ребенка общаться со взрослыми;

-желание взрослых общаться с ребенком;

- ситуации, когда взрослый доброжелательно реагирует на инициативы ребенка, но иногда не понимает или делает вид, что не понимает, что именно ребенок просит.

При этом нельзя игнорировать детские просьбы, иначе малыш перестанет подавать сигналы (в детских домах большинство детей имеют задержки речевого развития именно поэтому).

В общении с ребенком, который не говорит, важна очередность действий, такой своеобразный диалог: стучим ложкой, топаем, бросаем в воду камешки, строим рожицы. Структура этого диалога должна быть усвоена до появления речи!

Комментарии: