Исследование: становятся ли люди умнее с течением времени |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-06-24 15:15 Писатель и блогер Филип Перри о том, как изменяется человеческий интеллект и от чего это зависит. Понаблюдайте, как ведут себя покупатели, стоящие в длинной очереди в супермаркете, или водители, застрявшие в пробке, и вы очень быстро разочаруетесь в человечестве и его коллективном IQ. Даже во многих песнях — как популярных, так и экспериментальных — можно услышать фразу «только глупые люди размножаются» или «только глупых людей становится больше». По-видимому, это можно отнести ко многим из нас. И всё же сегодня мы гораздо лучше используем технологии. Никогда раньше мы не были более продуктивны, образованы и технологически подкованы, чем сейчас. В старшей школе у меня был учитель, который рассказывал, что в то время, когда Эйнштейн работал над теорией относительности, лишь немногие люди были достаточно умны, чтобы понять её смысл. Но всего спустя одно поколение каждый учащийся изучал теорию относительности в старшей школе и отлично её понимал — по крайней мере, настолько, чтобы сдать экзамен. Итак, наши мнения о том, становится ли человечество с течением лет умнее или нет, постоянно расходятся. Разумеется, решение этой проблемы с позиции только личного опыта будет недальновидным и ограниченным. Поэтому обратимся к научным исследованиям, чтобы понять, что же на самом деле происходит. Во-первых, сам термин «интеллект» имеет дискуссионный характер. Например, гарвардский психолог Говард Гарднер выдвигает теорию множественного интеллекта, которая уже в течение многих лет служит основой в сфере образования. Гарднер рассматривает следующие типы интеллекта: вербальный, логико-математический, визуально-пространственный, телесно-кинетический, музыкальный, межличностный (понимание и взаимодействие с другими людьми), внутриличностный (понимание собственных мыслей, чувств, убеждений), натуралистический (нахождение общего языка с природой) и экзистенциальный (понимание более глубоких жизненных вопросов). Долгое время словарный запас служил неким мерилом для интеллектуальных способностей человека. Исследование показало, что он сильно коррелирует с IQ. При этом, согласно исследованию 2006 года, словарный запас среднестатистического американца стремительно сокращается с момента его пикового значения в 1940-х годах. Однако по этому вопросу ведутся споры, так как результаты тестов на проверку словарного запаса различаются в разных культурах. Если посмотреть на IQ как на важнейший интеллектуальный критерий, то можно увидеть, что во всем мире он растет с течением времени. Но это ещё ни о чем не говорит. В действительности наблюдается интересная тенденция. Показатели IQ увеличиваются в развивающихся странах, в то время как в развитых, наоборот, могут падать. В 2015 году в ходе исследования, проводившегося в Королевском колледже Лондона и опубликованного в журнале Intelligence, психологи стремились выяснить состояние мирового IQ. Они работали над исследованием более шести десятилетий. В общей сложности они собрали IQ-показатели 200 тысяч людей из 48 разных стран. Исследователи обнаружили, что с 1950 года общий показатель IQ вырос на 20 пунктов. В Индии и Китае наблюдался наибольший рост. Да и в целом в развивающихся странах был замечен рост благодаря улучшению образовательной системы и системы здравоохранения. Этот феномен известен как эффект Флинна, названный в честь ученого-политолога Джеймса Флинна. В 1982 году он предсказывал, что улучшение условий для жизни увеличит коллективный показатель человеческого IQ. Ряд исследований подтверждают эффект Флинна. Согласно исследованию Королевского колледжа Лондона, быстрый рост IQ наблюдается в развивающихся странах, в то время как в США и других развитых странах темпы роста, наоборот, замедляются. Так что в один прекрасный день многие развивающиеся страны смогут догнать развитые. Кроме того, человеческий мозг продолжает развиваться в сторону более абстрактного мышления. Флинн ссылается на исследование, которое посвящено изучению мышления русских крестьян. Исследователи задали им вопрос: «Белые медведи обитают там, где всегда лежит снег. Территория Новой Земли всегда покрыта снегом. Какого цвета там медведи?» Большинство сельчан ответили, что, поскольку они никогда не были в тех краях, они об этом не знают или что видели только черных медведей. Другой пример. Если бы вы спросили кого-нибудь в 19 веке, что объединяет кролика и собаку, то вряд ли они бы сказали об их принадлежности к группе млекопитающих или теплокровных. Вместо этого они могли сказать: «Эти животные оба пушистые» или «Их обоих используют люди». В этом примере люди больше полагаются на свой опыт в реальном мире, чем на абстрактные, логические или «научные» рассуждения. По словам Флинна, такое изменение наших способностей иллюстрирует не что иное, как «освобождение человеческого ума». Флинн писал: «Научное мировоззрение со всей его терминологией, таксономией, отделением логики и гипотез от конкретных объектов начало проникать в умы людей в постиндустриальном обществе. Оно подготовило почву для массового образования на университетском уровне и появления интеллектуальных работников, без которых наша нынешняя цивилизация была бы немыслима». Достигнем ли мы когда-нибудь некого максимума в плане интеллектуальных способностей человека? Повлияют ли изменения окружающей среды на наш мозг или ментальный ландшафт? А что насчет монументальных изменений, которые могут быть вызваны второй промышленной революцией, приближающейся волной роботизации и искусственного интеллекта? Пока неизвестно. И напоследок хочется сказать о пожилых людях, которые обычно жалуются на то, что у молодежи отсутствует здравый смысл. Когда что-то дается от рождения или приобретается с течением жизни, что-то другое в результате часто теряется. Возможно, по мере того, как наше мышление становится более абстрактным, мы склонны терять практические аспекты наших способностей. Несмотря на это, пока каждое новое поколение становится всё более непохожим на предыдущее. Усовершенствованные способности новых людей помогают им менять мир невообразимо для нас — изощренно и восхитительно. Комментарии: |
|