Прекратите предъявлять детям неадекватные требования |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-05-19 21:34 Физиолог, психолог и доктор биологических наук Марьяна Безруких рассказывает, почему проблемы с чтением у детей — это не их проблемы, а наши проблемы, и как порой нужно 30 лет доказывать неэффективность какой-либо методики. Марьяна Безруких советский и российский учёный-физиолог, психолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования — По итогам контрольных работ, проведённых во вторых классах 30 тысяч школ, выяснилось, что почти все дети хорошо ответили на тестовые задания. Однако 70% из них не смогли выполнить более творческое задание: составить предложения из слов, которые им предложили. Ваше мнение: в чём корень этой проблемы? — Неумение составить предложение — показатель несформированности навыка письма и письменной речи. Фактически — плохое владение родным языком. Это неудивительно: исследования нашего института показывают, что к началу обучения в школе от 40 до 60% детей имеют несформированную речь — бедный (очень бедный) словарный запас, неумение грамматически правильно строить предложение, неумение задавать вопросы и отвечать на них. Пересказывая события, мультфильмы, сказки, дети используют не развернутые предложения, а отдельные слова и междометия. Разумеется, в стандарте выделены задачи развития и устной и письменной речи, но то, как это реализуется, даёт тот результат, который мы имеем. — Можно ли эти проблемы объяснить особенностями целого поколения? Неспособностью этих детей сосредоточиться? Дефицитом родительского внимания? Постоянной погруженности в гаджеты? — Это точно не проблема поколения, то есть не проблема детей. Это проблема образования. Той системы, которая плохо учитывает возрастные особенности формирования сложнейших базовых навыков — письма и чтения. Форсирование темпа обучения, недостаточный учёт индивидуальных особенностей развития детей. Сегодня в связи с инклюзией ситуация становится ещё сложнее, общая интенсификация учебного процесса становится препятствием для эффективного формирования навыков письма и чтения. О чём говорить, если детей не учат читать «про себя», их учат, от них требуют артикулированное чтение вслух, а потом они как-то должны научиться читать «про себя», но артикуляция и проговаривание сохраняются, что тормозит рост скорости чтения. А объём при этом растёт. Что касается погруженности в гаджеты, то это не причина несформированности навыка письма и чтения. Это скорее фактор отвлечения внимания, но мы могли бы использовать интерес к гаджетам. Больше того, я убеждена, что нужно срочно разработать технологию обучения письму с использованием клавиатуры. Промедление здесь недопустимо. Мы должны быть готовы к тому, что не будет необходимости писать ручкой. — А как же мнение о том, что письмо ручкой развивает мозг? — Уверяю вас, что письмо с использованием клавиатуры — ещё более сложная задача для мозга, которое способствует развитию всех функций не менее, чем письмо ручкой. — Насколько серьёзно эти ученики разных возрастов отличаются от своих сверстников двадцать лет назад? Иногда родителям и учителям говорят, что различия настолько серьезны, что это уже, мол, «потерянное поколение». Что об этом говорят научные исследования? — В нашем институте в течение 60 лет ведутся исследования функционального развития, состояния здоровья, режима, нагрузки детей разного возраста. Мы изучаем функциональное развитие мозга и познавательной деятельности, особенности интеллектуального развития и трудности в обучении, адаптацию детей к разным видам нагрузок, факторы риска, оказывающие влияние на развитие и здоровье детей, поэтому можем сравнить сегодняшних дошкольников и школьников с их сверстниками двадцати- и даже сорокалетней давности. Главный вывод, который можно сделать — темпы физиологического и психофизиологического развития современных детей не изменились, и по-прежнему очень велики индивидуальные различия, то есть дети одного возраста сильно различаются по развитию и по адаптивным возможностям. Разумеется, изменение социокультурной ситуации развития влияет на некоторые характеристики, но это скорее психологические и социокультурные особенности, а развитие мозга, познавательная деятельность и физиологический ресурс организма детей существенно не изменился. В то же время нагрузки растут, интенсификация учебного процесса растёт, требования растут. И мы сами формируем «потерянное поколение» из-за неадекватных требований и педагогов, и родителей. — Способны ли оздоровить ситуацию только изменения в содержании образовательного стандарта, о которых говорит министр? — Мне сложно ответить на этот вопрос, так как я не знаю, какова концепция «наполнения» стандарта. Мне кажется, что вопрос заключается не только в том, «чему учить», а в том «как», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. «Содержание образования» остаётся практически неизменным (с небольшими вариациями) последние 50 лет. А вот «как» — сегодня педагоги решают по своему усмотрению, творчески подходя к вопросу. Однако творчество хорошо, когда есть глубокая профессиональная основа, понимание и знание принципов и технологий обучения. Это самый большой пробел в компетенциях педагогов, поэтому я довольно часто сталкиваюсь с совершенно неадекватными методиками и технологиями обучения. Приведу один пример: недавно увидела «методику» обучения письму, в которой дети должны были писать буквы «вверх ногами». На вопрос «Зачем?» учительница, пожав плечами, ответила: «Так интереснее». А в нашем консультативном центре сегодня — поток из пяти- и шестиклассников с проблемами письма, в том числе они не помнят, как пишутся буквы. О каком навыке при этом может идти речь, о какой письменной речи? — По ФГОС начального образования родители должны участвовать в образовании своих детей. Это — большое достижение, хотя формы их реального участия зачастую выглядят неопределенно. Что бы вы посоветовали родителям? Чего этим детям не хватает в семье? — Участие родителей — очередная «фишка» последних лет, которую школа поняла специфически, фактически переложив ответственность за результаты обучения на родителей. И поэтому у нас сегодня репетиторы занимаются с учащимися начальных классов. Это не единичные случаи, это система, которая набирает популярность. Рынок этих услуг, конечно, будет расти, если педагог говорит родителям, что ребенок «не справляется», и помочь может только репетитор. Почитайте форумы родителей — они делятся опытом подготовки «проектов» (сегодня это можно даже в детском саду), изготовления поделок, написания эссе и т. п. Они стараются, волнуются, переживают из-за плохих оценок… Неужели педагог, дающий подобные задания, не понимает, что ребенок не может его выполнить? Кого при этом мы обманываем? Вопрос не риторический, а сущностный. Если педагог начальной школы не может научить ребенка читать, писать и считать (а именно этим занимаются репетиторы в начальной школе), тогда вопросы не к ребёнку и не к родителям, а к профессиональной квалификации педагога. На вопрос, чего детям не хватает в семье, ответить просто — я больше тридцати лет консультирую детей со школьными проблемами. Им не хватает понимания и поддержки. Жёсткое давление, насилие, в том числе физическое, — не редкость. И, как показали наши исследования, причины конфликтов — школьные проблемы. Так замыкается круг, который можно разорвать только повышая квалификацию педагогов и просвещая родителей. Это должны быть не разовые акции или лекции, а системная, последовательная работа. — Прислушиваются к вашему мнению разработчики стандартов, методик, учебников? — Нас внимательно слушают, почти всегда соглашаются, но учитывают ли? Скорее нет, чем да. Например, почти 30 лет мы доказывали пагубность, несоответствие функциональным возможностям ребенка навык безотрывного письма и скоростного чтения. В современном стандарте этих требований нет, но есть методисты, которые и сегодня проверяют скорость чтения «с секундомером в руках». Как и многие непродуманные новации Минобрнауки, они постепенно сходят на нет, но официально их никто не отменяет. Источник: newtonew.com Комментарии: |
|