Информационное общество

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2017-05-21 15:25

Трансгуманизм

В середине 60-х годов ХХ века возникает понятие «информационное общество». Внедрение в повседневную жизнь достижений научно-технического прогресса: телевидения, компьютеров, глобальной сети «Интернет», портативных мобильных устройств и прочего открыли широкие возможности для получения, передачи и хранения информации. Информационные сообщения доходят до любой точки земного шара за доли секунды, новостные сводки появляются через несколько часов после происшедших событий. Без информационных технологий в ХХІ веке не обходятся ни наука, ни образование, ни производство, ни сфера отдыха. В 2006 году генеральная Ассамблея ООН провозгласила 17 мая Международным днем информационного общества.

Информационное общество имеет три основные характеристики. Во-первых, информация используется как экономический ресурс. Организации используют информацию во все больших масштабах с целью повысить эффективность, стимулировать инновации, укрепить конкурентоспособность. Во-вторых, информация становится предметом массового потребления у населения. В третьих, происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет более быстрыми темпами, чем остальные отрасли. Причем движение к информационному обществу – общая тенденция для развитых и развивающихся стран[1].

Зачастую в определениях и в массовом сознании слово «информация» ассоциируется со словом «знание». Но эти слова имеют разное значение. Так, информация (от лат. information – разъяснение, изложение) – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.) [2]. То есть, информация – это просто сведения, которые могут быть как правдивыми, так и ложными, как объективными, так и субъективными. Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека [3]. Именно знание всегда являлось двигателем научно-технического прогресса.

Не смотря на доступность передачи данных, общество ХХІ века называют не обществом знания, а информационным обществом. Зачем же тогда внедрять информационные технологии в повседневную жизнь, если не ставить себе целью поднятие образовательного и культурного уровня населения? Ответ на данный вопрос лежит в экономическом базисе – капиталистическом способе производства, в котором общество разделено на два класса: собственников средств производства – буржуазию и наемных рабочих – пролетариат.

Пока существует конкуренция, полезная информация, дающая ее обладателю возможность внедрения технических новшеств в производство, позволяющих повысить производительность, завоевать рыночную нишу, никогда не будет общедоступной. Например, во всех капиталистических странах есть институт коммерческой тайны, охраняемый законодательно. За ее разглашение, незаконное использование предусмотрены дисциплинарная, административная, уголовная и материальная ответственности.

Важнейшее свойство человеческого разума – критическое и логическое мышление формируется с помощью качественного образования и самообразования. При капитализме господствует буржуазия, классовый интерес которой – получение максимальной прибыли путем эксплуатации пролетариата. Она не заинтересована в развитии умственных способностей последнего и потому постоянно поддерживает в нем невежество школой второго коридора и манипуляцией сознанием.

С точки зрения методики преподавания в школе «второго коридора» (для массы) господствует «педагогика лени и вседозволенности», а в школе для элиты – педагогика напряженных умственных и духовных усилий. Опросы учителей и администраторов школьной системы показали, что, по их мнению, главная задача «полусредней практической» школы – «занять» подростков наиболее экономным и «приятным для учеников» образом. Потому что «они не такие как другие», в нормальных классах. Социологи даже делают вывод: используемый здесь «активный метод» поощряет беспорядок, крик, бесконтрольные выражения учениками эмоций и «интереса» – прививает подросткам такой стереотип поведения, который делает совершенно невозможной их адаптацию (если бы кто-то из них попытался) к системе полной средней школы, уже приучившей их сверстников к жесткой дисциплине и концентрации внимания [4].

Манипуляция общественным сознанием используется с целью побуждения человека к совершению определенных поступков, выгодных манипулятору, начиная от приобретения товара и заканчивая политическими предпочтениями. Перечень жизненно необходимых человеческих потребностей небольшой: еда, одежда, жилье. Все остальные формируются культурой. Погоня за максимальной прибылью вынуждает буржуазию создавать новые потребности.

Специалисты выделяют несколько методов психологического влияния, используя которые человека можно подвести к решению о покупке того или иного товара. Самыми распространенными методами является создание проблемы и чудесное ее решение с помощью рекламируемого товара, ссылка на авторитеты и упор на сокровенные желания потребителя (быть красивым и здоровым, престиж, желание найти вторую половинку или больше зарабатывать). Среди рекламы медицинских услуг и товаров часто встречается метод запугивания последствиями, в том случае если потребитель не купит предложенный товар. В рекламе финансовых и банковских учреждений используется метод создания иллюзии. Например, взяв сегодня у нас кредит, вы сможете позволить себе шикарную жизнь. О необходимости возврата кредита с процентами реклама умалчивает [5].

Роль подлинного искусства – формирование нравственности и высших духовных ценностей человечества. Составной частью информационного общества является массовая культура – культура развлечений, не приносящая никакой пользы, ориентированная на бессмысленное времяпровождение, способствующая потери подлинного смысла жизни. К основным признакам массовой культуры относят:

– серийный характер предметов ее потребления;

– примитивные стандарты жизни и отношений между людьми;

– развлекательность, забавность, сентиментальность;

– натуралистическое изображение и смакование насилия и секса в произведениях художественной культуры;

– культ сильной личности, культ жизненного успеха [6].

Как результат – интерес к чтению книг как способу развития мышления, увеличения словарного запаса, расширения кругозора, уменьшается. Например, по данным Associated Press-Ipsos, каждый четвертый американец за 2006 год не прочел ни одной книги. В целом же получается, что средний житель Штатов прочитывает за 12 месяцев 4 книги. Причем этот показатель падает: если в 1999 году американец читал 10 книг в год, то к 2006 году их количество уменьшилось наполовину. В ходе опроса был составлен портрет читающего американца. Типичный любитель чтения – это обеспеченная, образованная женщина старше 50 лет [7].

В буржуазном обществе достижения научно-технического прогресса оборачиваются против трудящихся: растет безработица и отчужденный, рутинный, отупляющий труд, сохраняются бедность, неграмотность, невежество, информационные технологии служат средством манипуляции общественным сознанием и распространения массовой культуры. Школа второго коридора не учит думать, а постоянная нехватка времени у трудящихся из-за необходимости работать ненормированный рабочий день ради добывания средств для существования, не дает возможности заниматься самообразованием. Только в обществе, свободном от эксплуатации человека человеком возможно решение данных проблем.

Список использованной литературы:

1. Понятие «информационного общества» // http://filosofedu.ru/index.php/filosofija-shpargalki/667-ponjatie-informacionnogo-obshhestva

2. Большая советская энциклопедия онлайн, «информация» // http://estestvoznanie.slovaronline.com/И/24435-ИНФОРМАЦИЯ_(от_лат__informatio_-_разъяснение

3. Большая советская энциклопедия онлайн, «знание» // http://bse.slovaronline.com/З/ЗН/15777-ZNANIE

4. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. Алгоритм, 2000

5. Осторожно реклама! Способы манипулирования массовым сознанием // http://blog.uatrade.net/ostorozhno-reklama-sposoby-manipulirovaniya-massovym-soznaniem/

6. Массовая культура // http://www.grandars.ru/college/sociologiya/massovaya-kultura.html

7. Легкая статистика о грамотности, о чтении и библиотеках // http://soothsaeyer.livejournal.com/41612.html


Источник: filosofedu.ru

Комментарии: