Информационное общество |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-05-21 15:25 В середине 60-х годов ХХ века возникает понятие «информационное общество». Внедрение в повседневную жизнь достижений научно-технического прогресса: телевидения, компьютеров, глобальной сети «Интернет», портативных мобильных устройств и прочего открыли широкие возможности для получения, передачи и хранения информации. Информационные сообщения доходят до любой точки земного шара за доли секунды, новостные сводки появляются через несколько часов после происшедших событий. Без информационных технологий в ХХІ веке не обходятся ни наука, ни образование, ни производство, ни сфера отдыха. В 2006 году генеральная Ассамблея ООН провозгласила 17 мая Международным днем информационного общества. Информационное общество имеет три основные характеристики. Во-первых, информация используется как экономический ресурс. Организации используют информацию во все больших масштабах с целью повысить эффективность, стимулировать инновации, укрепить конкурентоспособность. Во-вторых, информация становится предметом массового потребления у населения. В третьих, происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет более быстрыми темпами, чем остальные отрасли. Причем движение к информационному обществу – общая тенденция для развитых и развивающихся стран[1]. Зачастую в определениях и в массовом сознании слово «информация» ассоциируется со словом «знание». Но эти слова имеют разное значение. Так, информация (от лат. information – разъяснение, изложение) – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.) [2]. То есть, информация – это просто сведения, которые могут быть как правдивыми, так и ложными, как объективными, так и субъективными. Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека [3]. Именно знание всегда являлось двигателем научно-технического прогресса. Не смотря на доступность передачи данных, общество ХХІ века называют не обществом знания, а информационным обществом. Зачем же тогда внедрять информационные технологии в повседневную жизнь, если не ставить себе целью поднятие образовательного и культурного уровня населения? Ответ на данный вопрос лежит в экономическом базисе – капиталистическом способе производства, в котором общество разделено на два класса: собственников средств производства – буржуазию и наемных рабочих – пролетариат. Пока существует конкуренция, полезная информация, дающая ее обладателю возможность внедрения технических новшеств в производство, позволяющих повысить производительность, завоевать рыночную нишу, никогда не будет общедоступной. Например, во всех капиталистических странах есть институт коммерческой тайны, охраняемый законодательно. За ее разглашение, незаконное использование предусмотрены дисциплинарная, административная, уголовная и материальная ответственности. Важнейшее свойство человеческого разума – критическое и логическое мышление формируется с помощью качественного образования и самообразования. При капитализме господствует буржуазия, классовый интерес которой – получение максимальной прибыли путем эксплуатации пролетариата. Она не заинтересована в развитии умственных способностей последнего и потому постоянно поддерживает в нем невежество школой второго коридора и манипуляцией сознанием. С точки зрения методики преподавания в школе «второго коридора» (для массы) господствует «педагогика лени и вседозволенности», а в школе для элиты – педагогика напряженных умственных и духовных усилий. Опросы учителей и администраторов школьной системы показали, что, по их мнению, главная задача «полусредней практической» школы – «занять» подростков наиболее экономным и «приятным для учеников» образом. Потому что «они не такие как другие», в нормальных классах. Социологи даже делают вывод: используемый здесь «активный метод» поощряет беспорядок, крик, бесконтрольные выражения учениками эмоций и «интереса» – прививает подросткам такой стереотип поведения, который делает совершенно невозможной их адаптацию (если бы кто-то из них попытался) к системе полной средней школы, уже приучившей их сверстников к жесткой дисциплине и концентрации внимания [4]. Манипуляция общественным сознанием используется с целью побуждения человека к совершению определенных поступков, выгодных манипулятору, начиная от приобретения товара и заканчивая политическими предпочтениями. Перечень жизненно необходимых человеческих потребностей небольшой: еда, одежда, жилье. Все остальные формируются культурой. Погоня за максимальной прибылью вынуждает буржуазию создавать новые потребности. Специалисты выделяют несколько методов психологического влияния, используя которые человека можно подвести к решению о покупке того или иного товара. Самыми распространенными методами является создание проблемы и чудесное ее решение с помощью рекламируемого товара, ссылка на авторитеты и упор на сокровенные желания потребителя (быть красивым и здоровым, престиж, желание найти вторую половинку или больше зарабатывать). Среди рекламы медицинских услуг и товаров часто встречается метод запугивания последствиями, в том случае если потребитель не купит предложенный товар. В рекламе финансовых и банковских учреждений используется метод создания иллюзии. Например, взяв сегодня у нас кредит, вы сможете позволить себе шикарную жизнь. О необходимости возврата кредита с процентами реклама умалчивает [5]. Роль подлинного искусства – формирование нравственности и высших духовных ценностей человечества. Составной частью информационного общества является массовая культура – культура развлечений, не приносящая никакой пользы, ориентированная на бессмысленное времяпровождение, способствующая потери подлинного смысла жизни. К основным признакам массовой культуры относят: – серийный характер предметов ее потребления; – примитивные стандарты жизни и отношений между людьми; – развлекательность, забавность, сентиментальность; – натуралистическое изображение и смакование насилия и секса в произведениях художественной культуры; – культ сильной личности, культ жизненного успеха [6]. Как результат – интерес к чтению книг как способу развития мышления, увеличения словарного запаса, расширения кругозора, уменьшается. Например, по данным Associated Press-Ipsos, каждый четвертый американец за 2006 год не прочел ни одной книги. В целом же получается, что средний житель Штатов прочитывает за 12 месяцев 4 книги. Причем этот показатель падает: если в 1999 году американец читал 10 книг в год, то к 2006 году их количество уменьшилось наполовину. В ходе опроса был составлен портрет читающего американца. Типичный любитель чтения – это обеспеченная, образованная женщина старше 50 лет [7]. В буржуазном обществе достижения научно-технического прогресса оборачиваются против трудящихся: растет безработица и отчужденный, рутинный, отупляющий труд, сохраняются бедность, неграмотность, невежество, информационные технологии служат средством манипуляции общественным сознанием и распространения массовой культуры. Школа второго коридора не учит думать, а постоянная нехватка времени у трудящихся из-за необходимости работать ненормированный рабочий день ради добывания средств для существования, не дает возможности заниматься самообразованием. Только в обществе, свободном от эксплуатации человека человеком возможно решение данных проблем. Список использованной литературы: 1. Понятие «информационного общества» // http://filosofedu.ru/index.php/filosofija-shpargalki/667-ponjatie-informacionnogo-obshhestva 2. Большая советская энциклопедия онлайн, «информация» // http://estestvoznanie.slovaronline.com/И/24435-ИНФОРМАЦИЯ_(от_лат__informatio_-_разъяснение 3. Большая советская энциклопедия онлайн, «знание» // http://bse.slovaronline.com/З/ЗН/15777-ZNANIE 4. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. Алгоритм, 2000 5. Осторожно реклама! Способы манипулирования массовым сознанием // http://blog.uatrade.net/ostorozhno-reklama-sposoby-manipulirovaniya-massovym-soznaniem/ 6. Массовая культура // http://www.grandars.ru/college/sociologiya/massovaya-kultura.html 7. Легкая статистика о грамотности, о чтении и библиотеках // http://soothsaeyer.livejournal.com/41612.html Источник: filosofedu.ru Комментарии: |
|