Вопросы и ответы
1) Прежде всего, кто Вы? Ваше имя, профессия и отношение к трансгуманизму
Меня зовут Данила Медведев и я прикладной футуролог. С 2003 года я являюсь одним из руководителей Российского Трансгуманистического Движения . В начале 2000-х я перевел первый большой текст по трансгуманизму на русский язык - Transhumanism FAQ и опубликовал его в интернете. До этого информации о трансгуманизме не было вообще, а с появлением этой публикации начался взрывной рост интереса, который позволил в скором времени создать общественную организацию — РТД. Развитие трансгуманизма и реализация трансгуманистических проектов — моя основная деятельность вот уже более 12 лет.
2) Как Вы определяете трансгуманизм?Занимаетесь ли Вы одним или несколькими конкретными аспектами? Расскажите, пожалуйста, о вашей работе в области трансгуманизма
Трансгуманизм для меня — это практическая деятельность по превращению в постчеловека. Может быть, в 20-м веке и ранее достаточно было рассуждать о грядущих изменениях, которые ждут человека, философски или художественно осмыслять эти изменения. Сегодня, в 21-м веке человек должен реально работать над своей трансформацией в постчеловека, чтобы он мог считаться трансгуманистом.
Я лично, как прикладной футуролог-трансгуманист, занимаюсь почти всем, что связано с будущим, но прежде всего, это технологии бессмертия, нанотехнологии, технологии усиления интеллекта и, в последнее время, технологии управления информацией и усиления группового интеллекта. Кроме того, мне интересна и футурология как таковая, а это значит — управление обществом, управление развитием НТП. Ну и мой собственный апгрейд, безусловно — это важный приоритет.
3) Какой характер носит Ваша работа в области трансгуманизма — теоретический или практический?
Я выбрал для себя прикладное, практическое направление. То есть я реализую конкретные проекты, либо создаю условия для их реализации. Этих проектов очень много, на самом деле, передо мной расстилается дорожная карта реализации перехода к постчеловечеству и, рано или поздно, заниматься придется всем. Но сейчас это:
- робот-наноассемблер
- системная схема старения человека
- следующее поколение инструментов для работы с информацией (замена книгам)
- технологии скоростного подключения человека к системам жизнеобеспечения (как чудо-аптечка в компьютерных играх-шутерах)
Очень много проектов носят организационный характер, это не просто какая-то железка или таблетка. Например, проекты в сфере конференций по будущему, футурологического консалтинга и т. д.
4) Как бы Вы охарактеризовали трансгуманизм в современной России? Все ли трансгуманисты в России принадлежат к одной группе или существует несколько разных групп? Влияет ли трансгуманизм на российское общество? Как российское общество влияет на трансгуманистическую группу/трансгуманистические группы? Как трансгуманизм в России связан с политикой? Каковы, с вашей точки зрения, взаимоотношения между российскими трансгуманистами и РПЦ?
Сложно говорить о месте трансгуманизма в России, потому что нужно больше данных. Однозначно можно сказать, что трансгуманизм на российское общество повлиял. Многие авторитетные бизнесмены и политики, такие как Герман Греф, Алексей Кудрин, публично говорят о бессмертии, Сингулярности. Идеи трансгуманизма в закрытом формате обсуждались на уровне руководства страны (об этом говорили Михаил Ковальчук, Владислав Сурков). Патриарх, глава Русской православной церкви, знает о трансгуманизме и упоминает его в своих выступлениях на ключевых мероприятиях. При этом отношение к трансгуманизму в стране в целом позитивное. От 20% до 40% населения хотят бессмертия для себя или своих родных (данные Левада-центра, ежегодный опрос), около 40% поддерживают научно-технический прогресс (по сравнению с 20% на западе) по данным исследования РВК. Все это является в том числе и результатом просветительской деятельности трансгуманистов России, потому что только мы сейчас формируем позитивный и прогрессивный образ будущего.
Трансгуманисты в России пока еще недостаточно организованы. Существует РТД, Российское Трансгуманистическое Движение, это самая первая и самая сильная организация. При этом, учитывая российскую политическую специфику (де-факто запрет на существование независимых политических организаций), нет необходимости (и каких-то особых преимуществ) в формальной регистрации организации и открытии сети отделений по всей стране. Поэтому деятельность РТД сконцентрирована в Москве и сфокусирована на отдельных проектах и программах.
Российское общество является в целом прогрессивным, несмотря на определенный откат к прошлому, который произошел за последние 26 лет вследствие разрушения системы науки и образования. Российский менталитет намного более благоприятный для трансгуманизма, чем американский, китайский или арабский.
5) Считаете ли Вы, что российский трансгуманизм представляет собой уникальное явление, отличное от западного трансгуманизма?
Российские мыслители породили современный западный трансгуманизм, т. к. именно идеи русского космизма через Вернадского, идеи ноосферы, Пьера Тейяра де Шардена и последующих мыслителей, привели к кристаллизации этих идей в середине 20 века. Кроме того, именно Советский Союз стал наиболее крупным утопическим проектом, где была предпринята попытка построения "светлого будущего" на научной и технологической основе. Западный трансгуманизм — это абстрактная идея, плюс венчурный механизм. Предполагается, что невидимая рука рынка через появление стартапов приведет к появлению всего спектра необходимых для Сингулярности технологий, а появление этих технологий автоматически приведет к их успешному внедрению.
Современные деятели западного трансгуманизма (большинство которых, надо отметить, дистанцируются от понятия трансгуманизм, тем самым ослабляя позиции движения в целом) крайне невежественны в социальных вопросах. Есть и немногие исключения, но в целом трансгуманизм на западе во многом так и остается шизофренической идеологией, которая наполовину в тени (настоящий трансгуманизм), а наполовину кооптирована популярными СМИ и поп-футурологией.
По крайней мере, в рамках РТД мы сохраняем фокусировку на долгосрочных целях и реалистичных стратегиях их достижения.
6) Считаете ли Вы, что русские мыслители/движения/идеологии более раннего периода (например, Николай Фёдоров и «Философия общего дела»/«космисты» (например, Циолковский, Купревич, Флоренский, и др.)/идеал нового советского человека) оказали влияние на трансгуманизм в современной России и на трансгуманизм в целом?
Разумеется, это влияние невозможно отрицать. Как для отдельных трансгуманистов, так и для движения в целом формативный этап был связан с более ранними идеями космизма или советской футурологией. Именно благодаря этому российские трансгуманисты оказались способны перехватить инициативу у западных трансгуманистов в начале 2000-х и вывести трансгуманизм на новый уровень в обществе.
7) Какое влияние, по Вашему мнению, оказывают на российский трансгуманизм западные мыслители/движения/идеологии?
Сейчас почти никакого. Все самое интересное и важное было сказано на западе еще 10-20 лет назад. Сейчас пришло время для реального внедрения этих идей в практику, а с этим на Западе дела обстоят не очень хорошо. Отдельные небольшие идеи выхватываются из контекста, их забирает рынок и, как правило, убивает или уродует. Несмотря на большое внимание к этим темам, нет прогресс ни по мозговым интерфейсам, ни по ВР, ни по искусственному интеллекту. Развитие происходит хаотичными рывками. Это не означает, что ситуация в России намного лучше, но западный трансгуманизм явно не в таком состоянии, чтобы сильно влиять на трансгуманизм российский.
8) Что, с Вашей точки зрения, представляет собой трансгуманизм в России часть глобального движения или изолированное движение?
В силу, прежде всего, языкового барьера (который не преодолен, несмотря на весь прогресс в сфере автоматического перевода), российский трансгуманизм развивается достаточно независимо, хотя и получает информационную подпитку из мировых новостей. Какие-то идеи, зарождающиеся на Западе, такие как, крионика или, например, сообщество Less Wrong, находят в России благодатную почву для развития.
Обратных примеров пока немного, хотя они есть. Некоторые проекты носят международный характер, кое-где российские разработчики лидируют (например, проект по загрузке нематоды в компьютер). При этом в США и Европе сохраняется негативное отношение к России (еще со времен холодной войны), которое часто переносится и на отношение к российским трансгуманистам. В силу этих причин связи между Россией и западным миром достаточно слабы.
С тактической точки зрения это не так уж и плохо. В России достаточно ресурсов для развития трансгуманистических направлений, а по мере необходимости мы можем выходить на мировой уровень и захватывать лидерство. Было бы лучше работать с самого начала вместе? Возможно, но тут важнее быть реалистами и важнее итоговый результат. В России гораздо большего удалось добиться в плане общественной поддержки и понимания трансгуманизма (благодаря работе РТД по трансгуманизму, Валерии Прайд по крионике, Михаила Батина по старению, Дмитрия Ицкова по киборгизации), а это фундамент для технологических прорывов, который, я уверен, скоро будет использован.
Добавлю еще несколько ссылок по теме:
1. In Russia, Transhumanism is Basically Patriotism Via Self-Improvement
We could see a robo-President hunt a tiger in our lifetime.
(19 января 2016)
https://www.inverse.com/article/10391-i
статья по мотивам публикации Ани Бернштейн
2. Россия лучше всех в мире готова к тому, чтобы сделать бессмертие национальной идеей
https://www.znak.com/2017-01-13/rossiya
«Все, кому надо — ученые, крупные бизнесмены, лидеры государств, — об этом уже знают»