Как мозг моделирует внутренний мир

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2017-04-08 08:14

Головной мозг

Как мозг моделирует внутренний мир.

[А теперь пришло время заключительной части книги. Эта информация просто перевернула лично моё представление о кинематографе, театре, видео-играх, сводках новостей, общении с людьми, воспитании детей, психотерапии и т. д.]

_________________________________

Наука вполне может объяснить, как удаётся понимать других людей, точно также как она может объяснить, как мы, отдельные люди, понимаем происходящее в мире вокруг нас. Психология как наука во многом занимается именно этим. [215]

Наши знания о материальном мире по своей природе субъективны. Всё, что мы знаем о материальном мире, записано в модели этого мира, создаваемой нашим мозгом. Мозг создаёт эту модель на основе наших априорных знаний и сигналов, поступающих от органов чувств. <>. Наши знания о внутреннем мире других людей могут возникать точно также. [215]

Подражание.

Мы не только смотрим на то, на что смотрят другие. У нашего мозга есть склонность машинально повторять любые движения, которые мы видим. [221]

Джакомо Риццолатти и его коллеги проводили опыты в Парме на нейронах [в мозгу обезьян], задействованных в хватательных движениях.<>. Однако, к удивлению исследователей, некоторые из этих нейронов АКТИВИЗИРОВАЛИСЬ тогда, когда обезьяна ВИДЕЛА, как что-нибудь брал рукой один из экспериментаторов. <>. Такие нейроны теперь называют зеркальными. [221-222]

Одно из первых удивительных открытий, сделанных с помощью томографии мозга, состояло в том, что активность того же характера наблюдается и в тех случаях, когда мы готовимся совершить такое же движение или просто представляем себе, что совершаем его. То же самое происходит, когда мы наблюдаем за движениями кого-то другого. Наш собственный мозг при этом активизируется в тех самых участках, которые активизировались бы, если бы мы сами совершали эти движения. [223]

Подражание похоже на предсказание. У нас есть склонность подражать другим автоматически, не задумываясь об этом. [224]

Мы подражаем не только грубым движениям рук и ног. Мы так же машинально подражаем тонким движениям лиц. И это подражание чужим лицам влияет на наши чувства. [229]

Что же происходит, когда мы видим человека, которому больно? У нас в мозгу активируются те же участки, которые активируются, когда мы сами испытываем боль. [230]

Эти участки ативируются в ответ на боль, которую испытывает кто-то другой.<>. Те же участки мозга активируются и тогда, когда мы предвосхищаем наступление боли. <> ... мы не можем почувствовать физическое ощущение боли, с которым столкнётся кто-то другой. Но мы можем строить мысленные модели боли, вызываемой этими физическими раздражителями. Именно благодаря тому, что мы можем строить модели материального мира, мы и способны разделять ощущения внутреннего мира других людей. [232]

Но наша способность создавать модели внутреннего мира влечёт за собой и некоторые проблемы. Наша картина материального мира представляет собой ФАНТАЗИЮ, ограниченную сигналами, поступающими от органов чувств. Точно также и наша картина внутреннего мира (своего собственного или других людей) представляет собой фантазию, ограниченную поступающими к нам сигналами о том, что мы сами говорим и делаем (или о том, что говорят и делают другие).[239]

У меня в голове есть некоторая идея, которую я хочу сообщить вам. Я делаю это путём преобразования смысла этой идеи в устную речь. Вы слышите мою речь и вновь преобразуете её в идею в своей голове. Но откуда вам знать, что идея у вас в голове та же, что у меня в голове? Вы никак не можете проникнуть в моё сознание и напрямую сравнить эти идеи. [250]

Моделирование сознания человека, с которым мы разговариваем, позволяет нам изменить способ общения с этим человеком. <>. Люди обладают разными знаниями, поэтому мы общаемся со всеми по разному. [259]

Даже если моя цель состоит в том, чтобы сообщить вам какую-либо мысль, та мысль, которую вы в итоге получите, будет неизбежно доработана вами.[265]

В тот момент, когда моя модель вашей мысли совпадает с моей собственной мыслью и у меня больше нет нужды показывать вам, что возникла проблема, можно считать, что сообщение прошло успешно. При этом принципиально, что в этот самый момент между вашей моделью моей мысли и вашей собственной мыслью тоже не остаётся отличий. Этот момент взаимного согласия завершает успешную передачу сообщения. Строя модели внутреннег мира других людей, наш мозг решает задачу, требующую проникновение в чужое сознание. [265]

Наша способность создавать модели внутреннего мира других людей открывает нам совершенно новый способ изменения их поведения. В материальном мире поведение меняется под действием наград и наказаний. Мы прекращаем делать то, что вызывает у нас боль. Мы повторяем действия, которые доставляют нам удовольствие. <>. Но в нашем внутреннем мире поведение меняется под действием знаний.<>. Мы можем использовать знания и для того, чтобы менять поведение других. [266]

Передача опыта – это не только слова. Если я расскажу вам о своём опыте, в вашем мозгу произойдут изменения, которые произошли бы, если бы это был ваш собственный опыт. [266]

Мы можем управлять поведением других людей, поставляя им ложные сведения. <>. Мы понимаем, что поведением людей управляют убеждения, даже если эти убеждения ложны. [269]

Ложные модели внутреннего мира других людей проверить не так-то просто. И иногда человек может успешно делиться этими ложными моделями с другими. <>. Но когда более многочисленные группы людей разделяют ложные убеждения, докопаться до истины становится намного сложнее.[273-274]

Пока у нас есть возможность убеждаться, что одна модель материального мира работает лучше, чем другая, мы можем стремиться создавать ряд всё более и более удачных моделей. <>. Мы также начинаем понимать, каким образом наш мозг создаёт модели внутреннего мира других людей. Наша способность делиться этими моделями и делает возможным научный поиск истины. [276]

Мы встроены во внутренний мир других людей точно так же, как мы встроены в окружающий материальный мир. Всё, что мы делаем и думаем в настоящий момент, ВО МНОГОМ определяется людьми, с которыми мы ВЗАИМОДЕЙСТВУЕМ. Но мы воспринимаем самих себя иначе. Мы воспринимаем себя как деятелей, обладающих независимым сознанием. В этом и состоит последняя иллюзия, создаваемая нашим мозгом. [278]

Если сравнивать мозговую активность при волевых действиях с активностью при действиях, зависимых от раздражителя, можно будет найти участки мозга, в которых и совершается свободный выбор. Удивительно, но этот эксперимент действительно выявил участок мозга (дорсолатеральную часть префронтальной коры), которая была активнее, когда испытуемым приходилось самим выбирать свою реакцию, а не просто следовать полученным указаниям. <>. Результаты многих других экспериментов указывают на то, что этот участок лобных долей нашего мозга действительно важен для выбора, что мы будем делать. [281]

Крис Фрит – Мозг и душа: как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. (Москва: Издательство АСТ: CORPUS, 2016. – 335 с.)

Комментарии: