С тех пор, как в XIX веке был построен телеграф, люди считали, что достижения в области коммуникационных технологий будут способствовать социальной гармонии. Чем больше мы узнавали друг о друге, тем больше мы признавали бы, что едины. В статье 1899 года, посвященной прокладке трансатлантических кабелей Western Union, обозреватель газеты New York Times выразил хорошо известную мысль: «Ничто так не способствует взаимопониманию и общности интересов, как дешевые, быстрые и удобные коммуникации».
Создание радио, телефона и телевидения в XX веке только укрепили эту мысль. Разрушая границы и стирая разногласия, они объединяли планету. Известный итальянский радиотехник и лауреат Нобелевской премии по физике Гульельмо Маркони заявил в 1912 году, что изобретение радио «сделает войну невозможной, потому что это сделает ее смехотворной». Главный инженер AT&T Джон Карти предсказал в интервью 1923 года, что телефонная система «соединит все народы Земли в одно братство».
В своей книге 1962 года «Галактика Гутенберга» теоретик средств массовой информации Маршалл Маклюэн создал памятный термин «глобальная деревня», описывая новую электронную взаимозависимость в мире. Большинство людей восприняли эту фразу оптимистично, как пророчество о неизбежном социальном прогрессе. Что, в конце концов, может быть лучше деревни?
Если бы наше предположение о том, что общение объединяет людей, было бы правдой, то сегодня мы должны были наблюдать всеобщий мир, любовь и понимание. Благодаря Интернету и сотовым сетям человечество связано сильнее, чем когда-либо. ООН сообщает, что из 7 миллиардов человек во всем мире доступ к мобильному телефону есть у 6 миллиардов. Почти 2 миллиарда людей пользуются Facebook, более миллиарда загружают и скачивают видео на YouTube, и более миллиарда общаются через мессенджеры вроде WhatsApp и WeChat. Со смартфоном в руке каждый становится медиа-центром, непрерывно передающим и получающим информацию.
Но мы живем в капризное время, определяемое не соглашениями, а конфликтами. Растет ксенофобия, расширяются политические и социальные разрывы. В течение многих лет психологические и социологические исследования ставят под сомнение идею о том, что общение растворяет различия. Исследования демонстрируют, что верно противоположное: свободный доступ к информации делает личные и культурные различия более заметными, настраивая людей друг против друга, а не объединяя их.
В серии экспериментов, опубликованной в Journal of Personality and Social Psychology в 2007 году, психолог из Гарварда Майкл Нортон и двое его коллег обнаружили, что вопреки нашим инстинктам, чем больше мы узнаем информации о ком-то еще, тем больше мы склонны недолюбливать этого человека. «Хотя люди верят, что знание ведет к благосклонности, большее знание на самом деле приводит к уменьшению симпатии», — пишут исследователи.
Хуже того, они обнаружили доказательства теории о том, что по мере получения дополнительной информации о других, мы больше фокусируемся на различиях между нами, а не сходствах. Эта склонность подчеркивать различия усиливается по мере накопления информации.
Более раннее исследование, опубликованное в 1976 году, выявило аналогичную картину в сообществах. Три профессора из Калифорнийского университета в Сан-Диего изучили кондоминиум рядом с Лос-Анджелесом, выявив отношения между соседями. Они обнаружили, что поскольку люди живут более тесно, вероятность того, что они станут друзьями, повышается, но вероятность, что они будут враждовать, возрастает еще больше. Ученые выявили, что чем сильнее мы сближаемся с другими, тем труднее избегать все более раздражающих привычек.
Этот эффект усиливается в виртуальном мире, где каждый находится на виду. Социальные сети и мессенджеры способствуют постоянному самораскрытию. Одно исследование показало, что люди публикуют в четыре раза больше информации о себе, чем когда они разговаривают с собеседником лицом к лицу.
Избыток личной информации может создавать гнетущее чувство «цифрового перенасыщения», о котором британские ученые писали в 2011 году. Он может привести к стрессу и спровоцировать антисоциальные реакции. Исследователи заключили, что с появлением социальных сетей мы в конечном итоге узнаем больше о людях, что с большей вероятностью приведет к тому, что мы их невзлюбим.
Помимо мизантропии социальные сети могут раскрыть более темные стороны человеческой личности. В статье 2014 года трое канадских психологов сообщили об исследованиях, в которых обнаружилось, что люди с садистсткими наклонностями, как правило, являются одними из самых активных комментаторов на онлайн-форумах. Выяснилось, что «тролли» получают удовольствие от причинения психологической боли другим, как и люди с другими садистскими склонностями. И хотя не ясно, порождает ли Интернет жестокость, или просто поощряет ее, результаты работы попали в копилку доказательств, связывающих чрезмерное использование технологий с антисоциальностью.
Несмотря на свою случайную утопическую риторику, сам Маршалл Маклюэн не питал иллюзий относительно жизни в глобальной деревне. Он видел их как неотъемлемо племенные отношения с ярко выраженной недоверчивостью, подверженные к злобности и насилию. «Когда люди становятся ближе друг к другу, они становятся все более дикими и нетерпеливыми», — сказал он в телевизионном интервью в 1977 году. — «Глобальная деревня — это место очень сложных взаимодействий и острых ситуаций».
Тем не менее, стремление видеть в коммуникационных технологиях средство от социальных проблем становится все более распространенным и значительным. В начале 2017 года основатель социальной сети Facebook Марк Цукерберг написал публичное письмо, в котором выразил серьезные амбиции. Он объявил, что Facebook расширяет свою миссию соединения друзей и семей до создания глобального сообщества, которое работает для всех. Конечная цель состоит в том, чтобы превратить и без того огромную социальную сеть в своего рода наднациональное «государство», охватывающее различные культуры, нации и регионы.
Несмотря на широкую огласку, которую получила недавняя борьба Facebook за контроль над пропагандой ненависти, насилия и поддельными новостями, Цукерберг как никогда ранее уверен, что «глобальное сообщество» может быть создано благодаря программному обеспечению.
Центральным элементом его нового проекта является компьютеризированная «социальная инфраструктура», которая будет использовать возможности искусственного интеллекта для управления информационными потоками таким образом, чтобы все оставались довольны. Система будет способствовать всеобщему самовыражению и в то же время защитит отдельных лиц от нежелательного содержания.
Однако исследователи считают, что такие грандиозные планы выходит за рамки человеческой природы. Прогресс к более дружественному миру требует не только технологической магии, но и конкретных, кропотливых и вообще человеческих мер: переговоров и компромиссов, акцентов на гражданственности и аргументированных дебатах граждан, способных оценить противоположные перспективы. На личном уровне нам может потребоваться меньше самовыражения и больше самоанализа.
Технологии — это усилитель, который одновременно работает как и с лучшими, так и с худшими чертами человека. Но он не может сделать нас лучше — эту работу мы не можем водрузить на машины.