Феноменология прокрастинации |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-04-17 17:12 Феномен откладывания дел на потом, к которому привлечено внимание большого количества людей во всем мире, связан с тем, что люди, ставящие цели и задачи, строящие планы в обучении, бизнесе, семье сталкиваются с нехваткой мотивационной энергии, направленной на реализацию этих целей и планов. Люди могут иметь достаточно оформленную ясную мечту, но почему-то мечта, даже если и мотивирует, то на непродолжительное время, вынуждая откладывать на потом последовательное выполнение задач, необходимых для достижения. Говорят о незрелости контактных функций, из-за чего не получается делать осознанный выбор, нести за него ответственность, о слабости воли, о недостаточной развитой системе внутренней поддержки, самомотивации, самоубеждении. Есть люди изначально осторожные, нерешительные, им трудно собраться, есть люди, которые действуют решительно, но не приближаются к завершению деятельности. И то, и другое называется прокрастинацией. В общем-то понятно, что прокрастинатор – человек, который откладывает, уклоняется от чего-то, по причине, в том числе, страха неудачи или страха успеха (другие причины мы пока рассматривать не будем). Естественно, с этих позиций, он обладает слабостью воли, невозможностью выбора и отсутствием навыков присваивать себе какую-то часть реальности, являющийся результатом значимой деятельности, например, обучение и т.д. Пример из моего опыта: Собака просится на руки, чтобы вцепиться мне в бороду. Я понимаю, что ей важно меня захватить и удержать, как ребенку. Бывает так в мире людей, когда мама наклоняется к ребенку, и тот хватает ее за нос или за волосы. Дальше следует или наказание, или запрет, а чаще и то, и другое. Подавляется какой-то импульс, направленный в реальность, и на месте этого подавленного импульса остается след в памяти, и в результате мы можем не помнить откуда взялись эти многочисленные “нельзя”, за которыми следует другой фрагмент воспитания, связанный с “должен” (“Ты должен научиться!”)... Кстати, в итоге этого воспитательного абсурда появляется очень странная фраза: «Ты должен заставить полюбить, принять себя». И это про то, что импульс любви, который мог бы быть направлен внутрь, на каком-то уровне разваливается и рассыпается, не достигая “себя”. “Я” делает усилие, чтобы полюбить “Себя” – это какое-то “безумие”. Потому что любовь – это такое ценностное отношение к внутренним и внешним процессам (когда “Я” наблюдает за тем, как на ветке появляются почки, из почек появляются листья и раскрываются цветы ), которое вдохновляет. Переживание вдохновения близко к переживанию любви. С любовью относится к себе – это значит получать удовольствие от того, что я есть, я двигаюсь, развиваюсь и живу в независимости от того, соответствую ли я каким-то картинкам из журнала. Это про “моё” измерение, “моё” пространство и “моё” время. Это не то пространство, где мне надо что-то делать, это то пространство, где я могу быть в связи с собой и со всем миром. Это переход Здесь и Сейчас в Вечное и Бесконечное. Оговорюсь, что есть еще договорное время, и оно отвечает договорной реальности. Люди договорились по поводу того, что правильно и что неправильно, единственное что меняется – это парадигма (объяснительный аппарат, включающий в себя различные теории, которые помогают нам объяснить реальность). Парадигмы меняются и появляется новый объяснительный аппарат и новые теории. Исходя из парадигмы люди организуют свою жизнь понятным способом, таким, каким их научили. Но вот несостыковка: одна научная парадигма меняет другую и предполагается, что люди тоже меняются вместе с объяснительной системой, и с тем как открывается мир. Предполагается что они обучаются тому, чтобы замечать что-то новое, и в этом есть некая эволюция сознания, мышления и восприятия. Но на самом деле эволюция тормозится, потому что кроме этого понятного линейного развития есть еще другой путь, связанный с повторяющимися реакциями, ответами, выборами людей, создающих одни и те же ситуации и попадающих в них (сценарий эмоционального реагирования). Например, кто-то идет учиться в университет - понятно желание, понятен интерес, особенно если человек прошел путь преодоления жизненных трудностей, и ему хочется разобраться в себе, и использовать накопленный опыт, который сложится в мировоззрение, чтобы в том числе помогать другим людям. По идее можно предполагать, то что внутри - те ценности и смыслы создали достаточную мотивационную базу. На самом деле тут как раз и происходит сбой мотивационной энергии - ее не хватает, что-то начинает буксовать внутри. У этого человека есть мыслительная схема, которая значительным образом связана с идеей танатоса и катастрофизацией происходящего, которая сбрасывает мотивационную энергию. Трудно чувствовать себя укорененным в чем-то, что не является "моей родиной".Это не может восприниматься как "Моё". "Я" где-то не там и не в это время. А где тогда? Часто прошлое настигает будущее, а настоящее связано с действием (ответом из прошлого). Любой сигнал, который приходит к нам, обрабатывается нашей субъективностью. Тогда, когда в дело включается язык, то сразу увеличивается время реакции на сигнал, и когда мы говорим о настоящем, на самом деле мы уже находимся в будущем и переживаем настоящее, которое уже находится в прошлом. Сигнал, который мы ловим из внешней среды, сливается с нашей субъективностью, в итоге мы видим перед собой самих себя или то, что внутри нас. В результате мы отклоняемся от линейного измерения, потому что не можем удержать настоящее. Если я не могу поймать настоящее, то все мои процессы могут быть внутренне мотивированы моими воспоминаниями из прошлого: о рисках этой жизни, о несправедливости этого мира, о том, что миру нельзя доверять, о том что нужно “линять”, когда испытываешь опасность, о том что мне нужно много пространства, чтобы взаимодействовать с людьми, о том что я великий или ничтожный... Это может быть ключами к пониманию того, как функционируют рамки, искажающие сигнал. Потому что слово “надо” (готовиться к экзамену или двигать бизнес) может сталкиваться с “нельзя” (запретом на какую-то активность). Прошлое – это память во всех ее проявлениях, а в памяти заложена аналоговая матрица языка. Если в этой матрице встречаются импульсы долженствования, принуждения и запрета (я должен то, что я не хочу, а то, что я хочу- мне запрещено), то в результате появляется парадоксальная формульровка, останавливающая действие - “я должен, но мне запрещено!” Эта система вырастает из глубин памяти и связана с нашим развитием. Поэтому главный вопрос для человека, который, готовясь к экзаменам, еще не прикасался к книгам: что он себе запрещает и какой в этом смысл? И тогда, если человек откладывает, то это про то, что он запрещает в этом месте преодолеть какое-то препятствие: надо напрягать память и запоминать много умных слов и связывать их в систему. Но, например, если в младенчестве его мама читала как агрессию дерганье за волосы и кусание за грудь, и останавливала ее, то в памяти остается след, в котором заложена некоторая информация, что все, что идет от него, его активность – она неправильная и запрещена. Его непосредственный интерес к изучению мира, других объектов подвергается сомнению. У ребенка, так же как и у щенка, нет сомнений, для них мир – это то, что можно тыкать пальцем и кусать. Рамки, которые накладывает воспитание, ограничивают свободу внутри познавательного инстинкта. И поэтому очевиден вопрос: если кто-то из ваших близких откладывает какие-то дела, как Вы участвовали в этом процессе, и кто ответственен за это откладывание? Проблема откладывания – эта проблема взрослых людей, ребенка можно заставить двигаться в чужом фарватере. Взрослые люди, в той или иной мере, запрограммированы своими мечтами и у взрослого человека есть выбор: можно остаться в привычной повторяющийся “реальности”, рефлексируя о возможностях, которые не были задействованы в реализации мечты, или выйти из рамки откладывания в “другое измерение”. Возвратимся к тому, с чего мы начинали: “Я должна полюбить себя”, и попробуем изменить это долженствование и принуждение на: “Я пытаюсь найти путь к себе и надеюсь, что на этом пути изменится мое отношение к себе и я обрету любовь”. В этой фразе “Я” пытается полюбить “Я” , где “Себя” принадлежит “Я” (т.е. субъект и инструмент нераздельны или стремятся к объединению) и тогда “Я”=”Я”. В этом переживании ослаблена языковая матрица, но в нем заключается полнота, согласованность и завершенность. По сути прокрастинация - это использование воли, которая выражается в долженствовании и принуждении, которые в свою очередь поддерживаются представлением о том, как надо и должно, и увязываются с бессознательными сценариями эмоционального и когнитивного реагирования, блокирующего эту волю. Другое измерение, предполагающее выход из пространства и времени прокрастинации, предполагает возврат к подлинности, полноте, целостности относительно тех задач, которые встают перед нами, и тогда появляется возможность новых выборов и усилий, истекающих непосредственно из “Я”. Комментарии: |
|