Феноменология прокрастинации

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2017-04-17 17:12

Психология

Феномен откладывания дел на потом, к которому привлечено внимание большого количества людей во всем мире, связан с тем, что люди, ставящие цели и задачи, строящие планы в обучении, бизнесе, семье сталкиваются с нехваткой мотивационной энергии, направленной на реализацию этих целей и планов. Люди могут иметь достаточно оформленную ясную мечту, но почему-то мечта, даже если и мотивирует, то на непродолжительное время, вынуждая откладывать на потом последовательное выполнение задач, необходимых для достижения.

Говорят о незрелости контактных функций, из-за чего не получается делать осознанный выбор, нести за него ответственность, о слабости воли, о недостаточной развитой системе внутренней поддержки, самомотивации, самоубеждении. Есть люди изначально осторожные, нерешительные, им трудно собраться, есть люди, которые действуют решительно, но не приближаются к завершению деятельности. И то, и другое называется прокрастинацией.

В общем-то понятно, что прокрастинатор – человек, который откладывает, уклоняется от чего-то, по причине, в том числе, страха неудачи или страха успеха (другие причины мы пока рассматривать не будем). Естественно, с этих позиций, он обладает слабостью воли, невозможностью выбора и отсутствием навыков присваивать себе какую-то часть реальности, являющийся результатом значимой деятельности, например, обучение и т.д.

Пример из моего опыта:

Собака просится на руки, чтобы вцепиться мне в бороду. Я понимаю, что ей важно меня захватить и удержать, как ребенку. Бывает так в мире людей, когда мама наклоняется к ребенку, и тот хватает ее за нос или за волосы. Дальше следует или наказание, или запрет, а чаще и то, и другое. Подавляется какой-то импульс, направленный в реальность, и на месте этого подавленного импульса остается след в памяти, и в результате мы можем не помнить откуда взялись эти многочисленные “нельзя”, за которыми следует другой фрагмент воспитания, связанный с “должен” (“Ты должен научиться!”)...

Кстати, в итоге этого воспитательного абсурда появляется очень странная фраза: «Ты должен заставить полюбить, принять себя». И это про то, что импульс любви, который мог бы быть направлен внутрь, на каком-то уровне разваливается и рассыпается, не достигая “себя”.

“Я” делает усилие, чтобы полюбить “Себя” – это какое-то “безумие”. Потому что любовь – это такое ценностное отношение к внутренним и внешним процессам (когда “Я” наблюдает за тем, как на ветке появляются почки, из почек появляются листья и раскрываются цветы ), которое вдохновляет.

Переживание вдохновения близко к переживанию любви. С любовью относится к себе – это значит получать удовольствие от того, что я есть, я двигаюсь, развиваюсь и живу в независимости от того, соответствую ли я каким-то картинкам из журнала. Это про “моё” измерение, “моё” пространство и “моё” время. Это не то пространство, где мне надо что-то делать, это то пространство, где я могу быть в связи с собой и со всем миром. Это переход Здесь и Сейчас в Вечное и Бесконечное.

Оговорюсь, что есть еще договорное время, и оно отвечает договорной реальности. Люди договорились по поводу того, что правильно и что неправильно, единственное что меняется – это парадигма (объяснительный аппарат, включающий в себя различные теории, которые помогают нам объяснить реальность). Парадигмы меняются и появляется новый объяснительный аппарат и новые теории. Исходя из парадигмы люди организуют свою жизнь понятным способом, таким, каким их научили.

Но вот несостыковка: одна научная парадигма меняет другую и предполагается, что люди тоже меняются вместе с объяснительной системой, и с тем как открывается мир. Предполагается что они обучаются тому, чтобы замечать что-то новое, и в этом есть некая эволюция сознания, мышления и восприятия. Но на самом деле эволюция тормозится, потому что кроме этого понятного линейного развития есть еще другой путь, связанный с повторяющимися реакциями, ответами, выборами людей, создающих одни и те же ситуации и попадающих в них (сценарий эмоционального реагирования).

Например, кто-то идет учиться в университет - понятно желание, понятен интерес, особенно если человек прошел путь преодоления жизненных трудностей, и ему хочется разобраться в себе, и использовать накопленный опыт, который сложится в мировоззрение, чтобы в том числе помогать другим людям. По идее можно предполагать, то что внутри - те ценности и смыслы создали достаточную мотивационную базу. На самом деле тут как раз и происходит сбой мотивационной энергии - ее не хватает, что-то начинает буксовать внутри.

У этого человека есть мыслительная схема, которая значительным образом связана с идеей танатоса и катастрофизацией происходящего, которая сбрасывает мотивационную энергию. Трудно чувствовать себя укорененным в чем-то, что не является "моей родиной".Это не может восприниматься как "Моё". "Я" где-то не там и не в это время. А где тогда? Часто прошлое настигает будущее, а настоящее связано с действием (ответом из прошлого).

Любой сигнал, который приходит к нам, обрабатывается нашей субъективностью. Тогда, когда в дело включается язык, то сразу увеличивается время реакции на сигнал, и когда мы говорим о настоящем, на самом деле мы уже находимся в будущем и переживаем настоящее, которое уже находится в прошлом.

Сигнал, который мы ловим из внешней среды, сливается с нашей субъективностью, в итоге мы видим перед собой самих себя или то, что внутри нас.

В результате мы отклоняемся от линейного измерения, потому что не можем удержать настоящее. Если я не могу поймать настоящее, то все мои процессы могут быть внутренне мотивированы моими воспоминаниями из прошлого: о рисках этой жизни, о несправедливости этого мира, о том, что миру нельзя доверять, о том что нужно “линять”, когда испытываешь опасность, о том что мне нужно много пространства, чтобы взаимодействовать с людьми, о том что я великий или ничтожный... Это может быть ключами к пониманию того, как функционируют рамки, искажающие сигнал. Потому что слово “надо” (готовиться к экзамену или двигать бизнес) может сталкиваться с “нельзя” (запретом на какую-то активность).

Прошлое – это память во всех ее проявлениях, а в памяти заложена аналоговая матрица языка. Если в этой матрице встречаются импульсы долженствования, принуждения и запрета (я должен то, что я не хочу, а то, что я хочу- мне запрещено), то в результате появляется парадоксальная формульровка, останавливающая действие - “я должен, но мне запрещено!” Эта система вырастает из глубин памяти и связана с нашим развитием. Поэтому главный вопрос для человека, который, готовясь к экзаменам, еще не прикасался к книгам: что он себе запрещает и какой в этом смысл?

И тогда, если человек откладывает, то это про то, что он запрещает в этом месте преодолеть какое-то препятствие: надо напрягать память и запоминать много умных слов и связывать их в систему. Но, например, если в младенчестве его мама читала как агрессию дерганье за волосы и кусание за грудь, и останавливала ее, то в памяти остается след, в котором заложена некоторая информация, что все, что идет от него, его активность – она неправильная и запрещена. Его непосредственный интерес к изучению мира, других объектов подвергается сомнению.

У ребенка, так же как и у щенка, нет сомнений, для них мир – это то, что можно тыкать пальцем и кусать. Рамки, которые накладывает воспитание, ограничивают свободу внутри познавательного инстинкта. И поэтому очевиден вопрос: если кто-то из ваших близких откладывает какие-то дела, как Вы участвовали в этом процессе, и кто ответственен за это откладывание?

Проблема откладывания – эта проблема взрослых людей, ребенка можно заставить двигаться в чужом фарватере. Взрослые люди, в той или иной мере, запрограммированы своими мечтами и у взрослого человека есть выбор: можно остаться в привычной повторяющийся “реальности”, рефлексируя о возможностях, которые не были задействованы в реализации мечты, или выйти из рамки откладывания в “другое измерение”.

Возвратимся к тому, с чего мы начинали: “Я должна полюбить себя”, и попробуем изменить это долженствование и принуждение на: “Я пытаюсь найти путь к себе и надеюсь, что на этом пути изменится мое отношение к себе и я обрету любовь”.

В этой фразе “Я” пытается полюбить “Я” , где “Себя” принадлежит “Я” (т.е. субъект и инструмент нераздельны или стремятся к объединению) и тогда “Я”=”Я”. В этом переживании ослаблена языковая матрица, но в нем заключается полнота, согласованность и завершенность.

По сути прокрастинация - это использование воли, которая выражается в долженствовании и принуждении, которые в свою очередь поддерживаются представлением о том, как надо и должно, и увязываются с бессознательными сценариями эмоционального и когнитивного реагирования, блокирующего эту волю. Другое измерение, предполагающее выход из пространства и времени прокрастинации, предполагает возврат к подлинности, полноте, целостности относительно тех задач, которые встают перед нами, и тогда появляется возможность новых выборов и усилий, истекающих непосредственно из “Я”.

Комментарии: