Эзопов клюв, или Почему вороны не понимают квантовую механику

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Самые ранние наблюдения за сообразительностью ворон сохранил для истории баснописец Эзоп. Вот как он описывает поведение птицы, пытающейся напиться из слишком глубокого сосуда:

«Сильною жаждой томясь, ворона кувшин увидала, ?в нем глубоко на дне было немного воды.? Ею желая унять безмерную жажду, ворона ?долго старалась поднять влагу поближе к краям.? Но увидав, что силою здесь не добиться удачи,? негодованья полна, птица на хитрость идет: ?камешки в воду бросая, она дождалась, чтобы стала ?выше в сосуде вода, и без труда напилась.? Это нас учит тому, что разум надежнее силы: ?даже и птица с умом цели добьется своей».

С тех пор начисто лишенные фантазии зоопсихологи снова и снова повторяют этот опыт (вот, например, исследование пятилетней давности). Может, они бы и рады придумать другую постановку эксперимента, но, видимо, учитывают и то, что исследование со ссылкой на древнего грека будет проще продать широкой публике.

И они совершенно правы: каждое новое повторение опыта Эзопа неизменно собирает отличную прессу. Вот и буквально неделю назад новостные ленты в очередной раз встрепенулись от новостей из Новой Зеландии: тамошние психологи во главе с Сарой Джелберт снова мучили ворону задачками на сообразительность.

Задачки были такие: 1. На поверхности воды плавает лакомство, до которого ворона не может дотянуться. Но у нее есть грузики, которые надо кидать в сосуд, чтобы лакомство поднялось повыше. В другом таком же сосуде вместо воды песок, туда бросать бесполезно. 2. Сосуд один, с водой, но грузики двух сортов: тяжелые тонут, а легкие плавают на поверхности и потому бесполезны. 3. Грузики одинаковой формы, но есть цельные, а есть полые внутри, наполняющиеся водой и потому бесполезные. 4. Сосуда два: узкий и широкий. Естественно, поднять уровень в узком сосуде с помощью грузиков проще. 5. Сосудов опять же два, узкий и широкий, но в широком уровень воды выше, а в узком такой низкий, что и пытаться не стоит. 6. Сосуды соединены внизу невидимой трубкой: чтобы поднять уровень в сосуде с лакомством, надо бросать грузы в другой сосуд.

В общем, вороны неплохо выполнили задачки с первой по третью, а также номер пять. Задачка номер четыре тоже в принципе удалась, но там ворона просто выбирала один из сосудов случайным образом и не отходила от него, пока не добьется успеха — так целеустремленность может частично заменить интеллект, что слегка противоречит Эзоповой морали.

Средства массовой информации откликнулись на результаты Сары Джелберт серией публикаций, где радостно сообщалось, что у вороны интеллект пяти-семилетнего ребенка. Приятно, конечно, что вороны почти такие же умные, как уважаемый читатель. Но статья вообще-то о другом.

Самое интересное там — это как раз задачки, где вороны не преуспели. Задача номер четыре, например: там птица сделала ставку на упрямство, а не на разум. Но это бы еще ладно. Главная проблема — задача номер шесть. Та, где два из трех сосудов соединили невидимой для вороны трубкой.

Понимаете, в чем дело: ворона, с ее опытом решения подобных задач, вполне могла бы действовать методом проб и ошибок. Покидать камушки в один сосуд, в другой – пока не увидит, какой из путей ведет к успеху. Мы-то ведь, люди, молчаливо предполагаем, что обучение новым навыкам происходит именно так: действие — награда — фиксация рефлекса. Особенно у таких бестолковых существ, как вороны. Некоторые, впрочем, считают, что и человеческий научно-технический прогресс следует похожим путем: нет айфона — нету и науки.

Но ведь нет. Там, где ворона не могла понять разумом, как устроена система, она даже и не пыталась делать никакие пробы и ошибки. Просто пасовала. То есть для нее принципиальным было именно понимание устройства мира, а не тупое заучивание ведущего к успеху алгоритма. 

Тут, конечно, время обратить взор внутрь себя, ибо бестолковость вороны — не более чем модель для познания бестолковости сынов человеческих.

Вот, например, физики говорят нам: «Не пытайтесь понять квантовую механику, "представить себе" устройство мира: просто берите формулы и считайте по ним — они точно предсказывают поведение любых систем, хоть вы их и не понимаете».

Ну и что, радует нас такая физика? Да нет, конечно, какое уж там. Все-таки на самом деле мертв кот Шредингера или жив? И где этот чертов электрон, тут или там? Хоть самих физиков спросите — до сих пор покоя им не дает «интерпретация квантовой механики». А это, собственно, вопрос о том, как устроена невидимая вороне трубка, благодаря которой камешки кидаешь в один сосуд, а уровень поднимается в другом.

И это при том, что лакомство — лазеры, сверхпроводники, прочая всякая квантовая дребедень — нам вполне доступно. Нет, подавай им картину мира. Вот хуже вороны, честное слово — чересчур любознательные безо всякой пользы для себя.

Так уж, видимо, устроен «разум» — что у вороны, что у вас. Как-то он не нацелен исключительно на успех, как-то он требует логики и стройности во всем, хоть из них каши и не сваришь.

А может, кто-то в конце концов и сообразит про невидимую трубку — на этих, сообразительных, вся надежда.


Источник: snob.ru

Комментарии: