«Эволюционные корни добра и зла: бактерии, муравьи, человек»: публичная лекция Александра Маркова |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-04-12 19:25 Бактерии-альтруисты, «честные» дрожжи и вездесущие мошенники-паразиты: доктор биологических наук Александр Марков описывает биологические корни удивительных явлений, которые мы называем добром и злом, помогает понять истоки человеческой морали и рассказывает, как причудливо сплетены эгоизм и альтруизм в природе. Обычно, когда разговор заходит о морали, нам кажется, что мы касаемся темы, понятной только нам одним на всей Земле. Конечно, ведь, как мы убеждены, мораль — исключительно человеческое изобретение, появившееся не так уж давно. Однако науке известно, что взаимопомощь, забота друг о друге, альтруистическое поведение и самопожертвование свойственны не только человеку. Многие животные, насекомые и даже микробы способны совершать «героические» поступки на благо сородичей, например, бактерии и амебы могут пожертвовать собой для выживания колонии, среди перепончатокрылых распространён общественный образ жизни, при котором рабочие самки не размножаются, а помогают своей матери выращивать сестер, среди арабских серых дроздов считается почетной привилегией служить на благо стае и выкармливать чужих детей. Впрочем, правильнее было бы сказать, что в природе причудливо сплетены эгоизм и альтруизм, и на каждую «благородную» бактерию найдётся бактерия-паразит, на каждую «самоотверженную» амёбу — амёба-нахлебник, а среди «честных» дрожжей всегда будет место дрожжам-обманщикам. Как и в человеческом обществе, альтруизм одних особей создает идеальную питательную среду для эгоизма других, поэтому будущее социальной системы во многом зависит от того, сумеет ли она выработать эффективные средства для обуздания паразитов и нахлебников. Но в чём причина? Почему, с одной стороны, большинство живых существ ведут себя эгоистично, но при этом есть немало и таких, которые совершают альтруистические поступки, то есть жертвуют собой ради других. Поиском ответа на этот вопрос занимается новое научное направление — эволюционная этика: она изучает биологические корни удивительных явлений, которые мы называем добром и злом, и помогает понять истоки человеческой морали. Способна ли теория эволюции объяснить происхождение альтруизма? Откуда берутся в природе взаимопомощь и альтруизм, если движущей силой эволюции является эгоистический в своей основе механизм естественного отбора? Какое основное препятствие стоит на пути эволюции кооперации и альтруизма? Можно ли создать общество, в котором альтруизм будет поддерживаться без насилия, и при этом не будет обманщиков? И если это все-таки возможно, почему биосфера так и не превратилась в царство всеобщей любви и дружбы? В рамках лекции «Эволюционные корни добра и зла: бактерии, муравьи, человек» (проект «Публичные лекции Полит.ру») на эти вопросы постарался дать максимально развёрнутый ответ доктор биологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории высших беспозвоночных Института палеонтологии РАН, создатель и автор проекта «Проблемы эволюции» Александр Марков. Эта публичная лекция была прочитана ещё в 2010 году — но что такое 6 лет для эволюции? Актуальность темы — на все времена. Начать эту лекцию я хотел бы с такой сценки, которую можно видеть на берегу озера или моря, мы ее часто наблюдаем летом на Белом море. Поймал рыбак рыбку и начинает ее на берегу потрошить, бросает потроха в воду. Это замечает чайка, она прилетает и начинает хватать эти рыбьи потроха, но делает это она не молча, а сначала издает несколько громких призывных криков. На эти крики очень быстро слетается еще десятка два чаек, которые тут же набрасываются на эту первую чайку и начинают у нее отнимать ее добычу. Та не отдает, отбивается, разыгрывается целый спектакль с вырыванием друг у друга из клюва этих рыбьих потрохов. Вот такое странное поведение. С одной стороны, почему бы этой чайке не есть молча, зачем она позвала других, создав тем самым себе кучу проблем. И второй вопрос: если уж она их позвала, то почему тогда не хочет поделиться, а дерется и не отдает. В этой сцене, как и во многих других случаях в живой природе, мы видим причудливое сочетание альтруистического и эгоистического поведения. Призывный пищевой крик чайки — это типичный пример альтруистического поведения. Этим криком чайка себе создает только проблемы, она никакого выигрыша не получает; выигрыш получают другие чайки, а именно — шанс пообедать. Вторая часть — когда они уже дерутся, понятно, что это чистый эгоизм со стороны всех участников. Я надеюсь, в процессе разговора мы сможем эту задачку решить и понять, почему так получается. Вообще, изучение эволюции кооперации и альтруизма — это одна из таких тем, двигаясь по которым биология — наука естественная — вторгается на территорию, где до сих пор безраздельно господствовали философы, богословы и гуманитарии. Не удивительно, что вокруг эволюционной этики, как называют иногда это направление, кипят страсти. Но я об этих страстях говорить не буду, потому что они кипят за пределами науки, а нас, биологов, интересует другое. Нас интересует, почему, с одной стороны, большинство живых существ ведут себя эгоистично, но при этом есть немало и таких, которые совершают альтруистические поступки, то есть жертвуют собой ради других <…>. Перед нами стоят два основных вопроса: первое, с одной стороны ясно, что многие жизненные задачи гораздо легче решать совместными усилиями, чем в одиночку. Почему же тогда биосфера так и не превратилась в царство всеобщей любви, дружбы и взаимопомощи. Это первый вопрос. А второй вопрос противоположный: как вообще может в ходе эволюции развиться альтруистическое поведение, если в основе эволюции лежит эгоистический механизм естественного отбора. Если всегда выживает сильнейший, то о каком альтруизме может идти речь?! Но это крайне примитивное и неправильное понимание эволюции. Ошибка здесь из-за смешения уровней, на которых мы рассматриваем эволюцию. Источник: vk.com Комментарии: |
|