Алексей Паевский — Что мы узнали о мозге за последние 120 лет?

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


6 видеолекций о когнитивных науках

Специалисты по когнитивистике и популяризаторы науки рассказывают о механизмах обучения, формировании зависимостей, восприятии поэзии и даже о лондонских водителях, которые помнят тысячи улиц.

1. Что стало известно о мозге за последние 100 лет?

Знакомство с когнитивной наукой имеет смысл начинать с изучения истоков и методов наук о мозге, о существовавших в её рамках теориях и исторических событиях. Если вы и без того неплохо осведомлены в этой тематике, она поможет упорадочить материал. Лекция Алексея Паевского, прочитанная в «Курилке Гутенберга», хорошо подойдёт в качестве вводной или структурирующей.

Люди искали телепатию и другие паранормальные явления, собирали невероятные устройства и пытались теми или иными способами измерить активность мозга. Часть этих способов и понятий осталась в паранаучной области, другая же часть легла в основу исследований и разработок, которые расширили знания о мозге и сформировали современные науки о мышлении.

2. Как мы воспринимаем поэзию?

Восприятие художественного текста изучает когнитивная поэтика. Одно из ключевых понятий этого направления — поэтический дейксис. Так называется практика употребления «указывающих» выражений и знаков, которые актуализуются только во время коммуникации и в процессе считывания знаков. Исследователи употребляют этот термин, рассуждая о словах, которые меняют своё значение, звучание и окраску по воле говорящего и воспринимающего.

В рамках семинара о мировых поэтических практиках доктор психологических наук и специалист по когнитивным наукам Мария Фаликман рассказывает о восприятии поэтического текста. Тем не менее, как отмечает лектор, наше сознание эволюционировало не для восприятия поэзии, а для совсем других вещей. Поэтому в лекции речь идёт не только о поэзии, но и о приницпах восприятия как таковых.

3. Почему голова запоминает улицы быстрее навигатора?

Лёгкое видео посвящено исследованию, проведённому с участием лондонских таксистов. Учёные пытались разобраться, как тем удаётся запомнить 25 тысяч улиц. Выяснилось, что гиппокамп «кэбби», британского водителя кэба, чуть больше, чем у людей, которым не приходится держать в памяти столько данных. Причём нужные знания не отягчают мозг водителя, а словно появляются в нужный момент.

С помощью этого примера исследователи разбираются, как устроены пространственное ориентирование и топографическая память человека.

4. Как и зачем мы учимся?

Как данные о мире попадают к нам в мозг? В рамках картезианской парадигмы считается, что рецепторы получают информацию о свойствах вещей и передают её в мозг, где та усваивается. Однако является ли наше чувственное восприятие источником знания? Сводится ли знание к сумме чувственных данных?

Лекция «Мозговые и социокультурные аспекты научения и поведения», прочитанная в рамках Международной недели мозга в Санкт-Петербурге в 2016 году, рассказывает об актуальных взглядах на нейромеханизмы и психофизиологию обучения.

5. Есть ли мораль у животных?

И, если уж на то пошло, есть ли некое определённое моральное поведение в нейрофизиологии человека? Этими вопросами ведает новая дисциплина эволюционная этика, исследующая вопросы морального в поведении человека и других живых существ, опираясь на знания эволюционной биологии.

Эволюционной этике посвящена лекция Александра Маркова, в которой рассказывается о предпосылках альтруистического и эгоистического поведения животных. Стало быть, основания для таких «движений души» заложены в процесс эволюции.

6. Где фронтир нейронаук?

Завершаем подборку ещё одной лекцией Алексея Паевского. Если в видео, с которого мы начинали, речь шла об истории, то здесь рассказывается о настоящем и немного о будущем. А в описании ближайшего будущего умы больше всего волнуют нейронауки и нейротехнологии: почти каждый день приходят новости о том, что нейросеть научилась чему-то ещё.

Главная тема лекции — новости из мира нейронаук и их значение, а также прогнозы, связанные с бурным развитием направления.


Источник: vk.com

Комментарии: