«В робототехнике Россия отстает от развитых стран на 7-10 лет» |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2017-03-21 22:37 Россия закупает смешное количество промышленных роботов и не имеет их собственного производства. Вузы нашей страны выпускают в год всего около тысячи инженеров-робототехников, но даже им негде работать. Общее отставание от стран-лидеров в этой области — 7-10 лет. Но мы все равно не проиграем, заявил в интервью «Хайтеку» Виталий Недельский, президент Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР). — За 2016 год предприятия Китая купили около 80 тысяч единиц промышленной робототехники. Сколько подобных роботов было куплено в России за прошлый год? Насколько интенсивно идет в стране роботизация, если сравнивать показатели последних двух лет? — В Китае за 2016 год роботов действительно было продано примерно 80 тысяч, а за 2015 год — 68 тысяч. Динамика роста китайского рынка робототехники составляет 15-17% в год. В России 2015 год завершился с цифрой 550 роботов, за 2016 год данных еще нет, но вряд ли показатели сильно изменятся — никаких прорывов в этой части в России в прошлом году не было. — Существует ли у нас собственное производство промышленных роботов? — Нет. Было единственное, на АвтоВАЗе. В его составе был Волжский машиностроительный завод, который с 1980-х годов по инжинирингу Kuka делал роботов для производства АвтоВАЗа. Но предыдущий директор этот завод закрыл — в рамках программы по уничтожению непрофильных производств. Сейчас этот человек работает в структурах Ростеха, и у него есть проект по реанимации этого завода, он обсуждается с Минпромторгом. Еще есть 2-3 компании, которые готовятся производить роботов, но не больших промышленных, а поменьше, попроще. Другого своего производства нет. — Мы как-то брали интервью у компании «Андроидная техника», они, например, делают роботов. — Это другой сектор. Есть промышленные роботы, на основе манипулятора — их в 10 раз больше, чем всех остальных вместе взятых. Этот рынок тоже больше, он более зрелый, ему 20 лет и он растет в среднем на 11% в год — лучше, чем металлургия, чем автопром, потому что такие роботы все больше проникают на производство. Все остальные роботы называются сервисными. Они тоже могут быть применимы для профессиональных целей — тележки для перемещения деталей, сельскохозяйственные машины. А могут быть для персонального использования — к примеру, робот-пылесос. Этот рынок намного меньше, но он растет на 25% в год уже несколько лет. Именно с ним связаны ожидания бурного роста робототехники. И этот хайп раздувается не только в средствах массовой информации, но и в инвестиционном сообществе, особенно — в Долине. В России тоже есть эта тенденция, но в количественном выражении результат получается меньше — в робоцентре Сколково есть где-то около 50 технологических стартапов и все они про сервисную робототехнику. Суммарно в России 220 компаний, которые этим занимаются — это и робоинтеграторы, и производители компонентов. Плюс мы насчитали 66 кафедр робототехники и мехатроники в университетах России. Они выпускают около тысячи инженеров-робототехников в год. Не все они после выпуска занимаются роботами, потому что рынок пока маленький. Но он растет. Я думаю, в ближайшие год-два в России должны появиться и собственные производители промышленных роботов. — А что можно сказать про разработки, которые ведет, к примеру, KAMAZ? Или производители беспилотного автобуса MatrЁshka? — Да, разработки ведутся, но это все пока пилотные проекты. Им еще всем довольно далеко до выхода на дороги — и в техническом, и в законодательном смысле. В первую очередь по техническим дорогам — не общего назначения — начнут ездить караваны беспилотных грузовиков, где в первом будет сидеть водитель, а все машины за ним будут повторять движения. Технически это можно реализовать уже сегодня, в том числе и в России. Таких дорог очень много — они ведут к карьерам, соединяют заводы. Думаю, это займет лет 5. На выход таких караванов на дороги общего пользования потребуется лет 15, наверное. Может, к тому времени появится и беспилотный общественный транспорт. В некоторых странах мира метро уже беспилотное — к примеру, в каких-то городах Азии. «Стратегически наша промышленность обречена на роботизацию» — Какова ваша оценка российского рынка робототехники в деньгах и в роботах? Есть ли понимание, как он будет расти в ближайшие 3-5 лет? — Если говорить про промышленную робототехнику, то один робот-манипулятор средней грузоподъемности стоит $70-100 тысяч, то есть примерно 4-6 млн рублей. А полностью решение вместе с софтом, роботом и технологией — 12-18 млн. Для партии из 100 штук это 1,2-1,8 млрд, округлим до 1,5 млрд. В России всего около 500 подобных роботов, так что умножим еще на 5 — получим 7,5-9 млрд. Это и будет объем рынка промышленных манипуляторов. А объем сервисной робототехники — примерно в 10 раз меньше. Это очень мало для нашей большой и богатой страны. Рынок будет расти быстрее, если будет поддержка государства, и если технический менеджмент будет лучше знаком с подобными технологиями. — Государство как-то стимулирует развитие этого рынка? — Пока только на уровне слов и небольших мер поддержки, к примеру, в фонде «Сколково» есть направление «Робототехника». Или стартапы могут прийти за грантом в фонд Бортника. Во многих странах есть масштабные программы поддержки робототехники как отрасли — в Китае, Франции, США, Германии, Южной Корее. Это и гранты, и инвестиции, и налоговые льготы, и подготовка кадров, и инкубаторы-технопарки. Мы пока к этому не пришли, у нас по этому направлению идет 7-10-летнее отставание. Но мы «дозреваем» — это видно по возрастающему интересу со стороны власти. И в этом-следующем году программы поддержки начнут появляться. К примеру, в Минпромторге разработана программа «Развитие средств производства», туда входят аддитивные технологии, цифровой инжиниринг, робототехника. Но она еще пока не принята. Ведутся работы и по военной робототехнике, но это отдельная история, мы про нее ничего не знаем. — В интервью нам замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков рассказал, что по плотности автоматизации Россия отстает от стран-лидеров в 69 раз. В чем причины такого отставания? — Источник этих данных — именно мы. У нас 1 робот на 10 тысяч работающих в отрасли, а весь парк — около 8 тысяч. Где-нибудь в Италии столько покупают за год. Почему? Потому что там автопром — основной потребитель промышленных роботов. На втором месте электроника. Но количество роботов в России увеличивается. Во-первых, потому что труд становится дороже. И во-вторых, потому что молодежь не очень хочет заниматься рутинными операциями, они все больше переходят роботам, а люди начинают заниматься настройкой роботов, софтом, обслуживанием. В России последние 200 лет мы находимся в догоняющей фазе. У нас было несколько волн модернизации — к примеру, сталинская модернизация тяжелой промышленности. Как она происходила? Мы продавали зерно, покупали заводы. И иностранные инженеры обучали наших специалистов. В покорении космоса тоже были за основу взяты некоторые немецкие заделы, в ядерной физике многие данные принесла разведка. Кроме того, у нас рынок достаточно закрытый. Он был таким и в Советском союзе. И это сдерживает многие разработки, и специалисты уезжают. У нас мало технологических компаний, в основном сырьевые. А нужно работать на большой рынок. В итоге, у нас есть накопленное отставание и зависимость от старых технологий. И здесь либо рынок должен заставить развиваться, когда на нем перестанут покупать твои продукты, в основе которых лежат старые технологии. Либо должен наступить кризис кадров — например, таких дефицитных, как сварщики. И поэтому придется поставить сварочного робота. Стратегически наша промышленность обречена на роботизацию. И это в том числе из-за того, что в рабочие профессии больше не приходит молодежь. Ребята больше хотят учиться на программистов, чем на слесарей. И когда на производстве будут стоять роботы, как раз эти инженеры и программисты и понадобятся. — А из каких стран приходят в основном роботы в Россию? — Германия и Япония — два основных мировых центра производства. В Германии это Kuka. В Японии — компания Fanuc. Есть и такие крупные производители, как Kawasaki. Существует еще шведско-швейцарский концерн ABB, но они мало продают роботов в России. Недавно в Россию пришла компания Comau. На мировой рынок сейчас активно начали выходить корейские и китайские компании-производители робототехники, но в России они пока совсем неизвестны. «Опасения, что роботы отберут у людей работу, надуманы» — За рубежом много говорят сейчас о нарастающих темпах роботизации, о том, что она будет носить тотальный характер. Подобные прогнозы применимы и в отношении России? — Есть такое понятие, как процент роботизации на производстве. 100% он никогда не достигнет, потому что сколько бы там ни стояло роботов, нужны люди, которые будут за ними присматривать. Поэтому здесь рост будет очень долгий — сначала роботизируются основные операции, потом вспомогательные, затем логистика и так далее. Это надолго все. — Но в свете роботизации нарастает паника, что искусственный интеллект отберет у людей работу, и в первую очередь это затронет рабочих и низкоквалифицированный труд. Коснется ли это России? — Подобная проблема не волнует самих рабочих и руководителей предприятий, по крайней мере, в России. Эту панику раздувают СМИ. Для меня это, конечно, хорошо, потому что появляется повод говорить о роботах. Но сама по себе проблема надуманная — этот процесс будет растянут на десятилетия. Он будет постепенным. Даже один завод не сможет сделать это в одночасье — у него займет это года три. А для всей отрасли — это десятилетие. За это время пожилые специалисты уйдут на пенсию, а молодые туда просто не придут. Оставшаяся часть останется и переучится, чтобы обслуживать новое оборудование. И в итоге все только выиграют, потому что те, кто останется, будут работать на более высокотехнологичном оборудовании. А остальным тоже придется повышать свой уровень и чему-то учиться, это неплохо. — Из недавнего отчета McKinsey следует, что в России уже сейчас можно автоматизировать труд, в котором занята половина трудоспособного населения. Действительно ли это так? — Это исключительно умозрительные цифры. Мы сейчас тоже можем взять и решить, что нашу беседу можно автоматизировать. Вы же можете поручить вашему чатботу задавать мне вопросы, а я бы поручил своему — отвечать. Но это выдумка. Теоретически это возможно, но фактически мы сидим и разговариваем с вами. Во-первых, сделать все это сейчас — достаточно дорого. А во-вторых, при личной беседе возникает элемент человеческого тепла, и мы от него не отказываемся. Теоретически — многое можно автоматизировать. Практически — по каждому конкретному виду деятельности решение будет приниматься отдельно. 200 лет назад мы ездили на лошадях, а 98% населения пахали поля, 100 лет назад 95% населения были сельскими жителями и жили в деревнях. Роботы появились совсем недавно. Мы еще не представляем всех возможностей, которые у них могут быть. И поэтому строим разные гипотезы. У меня вот уже несколько лет есть робот-пылесос. Он сломался и стоит под диваном. Я его не чиню. И оказывается, многие не чинят. Есть такой «эффект пыльного угла» для этих игрушек. Вот стиральные машины его преодолели, и мы ими пользуемся. А посудомоечными — не всегда, потому что не скапливается каждый раз столько посуды. И также ситуация обстоит с робо-пылесосами. Наверное, должно появиться новое поколение домашних роботов-уборщиков, чтобы они стали удобны. «Роботы — часть нового экономического уклада» — Один из ключевых глобальных трендов — стремительная роботизация Китая. Китайские компании вкладывают гигантские средства в роботов. К чему это может привести? — Стоимость рабочей силы растет — и в этом смысле капитализм идет к своему завершению. Потому что один из ключевых исходных посылов капитализма — капитал идет за дешевым трудом. Но он заканчивается. Китай — последнее место на Земле, где еще есть массовый дешевый труд. Но люди стали переезжать в города, меньше рожать, количество работоспособного населения стало меньше — стоимость труда возросла. И деваться некуда — страна роботизируется. И всем остальным придется делать тоже самое. А производства в итоге будут возвращаться из Китая в свои же страны — только будут уже автоматизированными. И они будут ближе к национальным рынкам сбыта, получат выигрыш на логистике. — То есть это будет новый экономический уклад? — Да, роботы являются частью будущего экономического уклада. В нем будет немного другая логика экономики. Старая логика основана на ссудном проценте. А так как он должен постоянно окупаться, то ты все время должен увеличивать продажи, и снижать издержки. Объем продаж увеличивать бесконечно невозможно. Скажу про себя — раньше у меня было три машины, а сейчас одна. Зато у меня есть Uber. Не нужно больше людям много машин, смартфонов, компьютеров. И объем производства машин тоже начнет падать. Одна из основных издержек производства — труд. А так как заниматься производством станут роботы, то снижать издержки будет уже некуда. И ссудному проценту станет неоткуда браться. И мы перейдем на другую экономику в течение 50-70 лет. Но эти процессы начинаются уже сейчас, и робототехника является частью не только нового технологического уклада, но и частью новой экономики — так же, как искусственный интеллект, большие данные, нейронные сети. Источник: hightech.fm Комментарии: |
|