В Кремниевой долине творится нравственный кризис

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Размышления журналиста и предпринимателя Ома Малика о том, почему победа Дональда Трампа на выборах президента США удивила ИТ-сообщество из Кремниевой долины. По его мнению, в Калифорнии не знают, в каких условиях живет остальная страна, и что многие американцы, голосовавшие за кандидата от республиканцев, боятся потерять работу из-за появления новых технологий.

По словам автора The New Yorker Ома Малика, после протестов, связанных с президентскими выборами в США, Сан-Франциско выглядит непривычно тихо: «Разговоры в кофейнях ведутся приглушенно, а зловещее безмолвие вокруг нарушается только кричалками отдельных протестующих. Иногда даже кажется, что пустых парковочных мест стало больше», — пишет он.

Лидеры ИТ-корпораций, а также их сотрудники взбудоражены и шокированы победой Дональда Трампа: их объединяет уверенность в том, что он — враг инноваций и Кремниевой долины. Но вот мнения о том, благодаря чему он победил, разнятся: «Некоторые винят себя в поражении Клинтон, что они сделали недостаточно для ее продвижения в Белый дом. Другие нападают на таких гигантов, как Twitter, Facebook и Google за то, что те способствовали распространению клеветнических сообщений о Клинтон и помогли победить непопулярному кандидату», — пишет Малик.

Такая формулировка мнений меня не удивляет. Самое слабое место Долины — это не плохой маркетинг продуктов или неспособность выполнять обещания, а нравственный кризис — ярко выраженное отсутствие сострадания к тем людям, чьи жизни были нарушены из-за новых технологий.

— Ом Малик

Два года назад автор писал в своем блоге: «Для нас важно говорить, как на общество могут повлиять те вещи, которые Google или Facebook делают с накопленными данными. Если от их алгоритмов зависят наши эмоции (благодаря чему и происходит вовлечение), то разве это не может скомпрометировать политический процесс?».

Автор предлагает жителям Кремниевой долины задуматься о том, почему за Дональда Трампа на самом деле проголосовало так много избирателей. По мнению журналиста Гленна Гринуольда и режиссера Майкла Мура, американскими избирателями из рабочего класса двигали такие же мотивы, как и у голосовавших за выход Великобритании из Евросоюза. Это стремление остановить глобализацию, в которой они видят угрозу своему благополучию и надеждам на будущее. «Глобализация — это проводник интересов ИТ-капитализма, чьи блага достаются все меньшему количеству членов общества», — пишет Малик.

«Я надеюсь, что представители ИТ-индустрии смогут убрать смартфоны в сторону и постараться понять, как их изобретения влияют на многих соотечественников, которые потеряли надежду на будущее и чувствуют себя забытыми», — продолжает он. Вместо этого, многие предприниматели подливают масла в огонь. В качестве примера он приводит Баладжи Сринивасана, руководителя биткоин-стартапа из Сан-Франциско под названием 21 Inc. В интервью изданию Wall Street Journal тот заявил, что ощущает «более тесную связь с другими выпускниками Стенфорда, чем с жителями Калифорнийской долины», а также добавил, что в будущем все больше граждан обнаружат невозможность контролировать действия государства, и решат устранить его влияние на себя.

По мнению автора, предпринимателям непросто увидеть ту картину, которая складывается за пределами их бизнеса: «Основателю или руководителю сложно думать о последствиях, потому что они сфокусированы на росте компании и удовлетворении инвесторов. Когда перед тобой стоит задача увеличить продажи и пользовательскую базу, а также необходимость претворять решения в жизнь, то очень легко не заметить, что с посторонними людьми происходит что-то нехорошее», — пишет Малик.

Однако автор уверен, что крупные «информационные олигархи» вроде Facebook, Google, Amazon, или Uber не могут так просто избежать ответственности за работу своих алгоритмов и способность формулировать в обществе определенные умонастроения: «Причем я говорю не просто о возможности повлиять на голоса избирателей из-за ложных новостей. Например, Amazon должен понимать, что своими действиями компания постепенно разрушает сектор розничной торговли, где заняты миллионы людей в нашей стране. Вне зависимости от того, насколько сильно Airbnb хочет угодить туристам, компания должна понимать, что бьет по гостиничному бизнесу, где тоже трудоустроено немало людей».

Недавно Uber приобрел стартап Otto, который специализируется на создании беспилотных грузовиков и логистике. Недавно такой автомобиль доставил 50 тысяч пивных банок из Форт-Коллинса в Колорадо-Спрингс, пишет Малик: «С точки зрения технологии, это невероятное достижение, которое поможет сделать наши дороги более безопасными. С точки зрения дальнобойщика с ипотекой и долгами за обучение ребенка — это повод сказать: "Какого чёрта?" и забить тревогу».

По мнению Малика, эта ситуация может служить примером того, как инновации могут привести к сокращению двух миллионов сотрудников, которые работают в сфере грузоперевозок. «Это одна из немногих сфер, где для работы не требуется диплом о высшем образовании. Кроме того, изменения затронут не только водителей. Как насчет придорожных заправок, мотелей, магазинов? Распространение беспилотного грузового транспорта может уничтожить целую экономическую экосистему».

Самоуправляемые транспортные средства, дроны, приватизация общественных услуг, таких как транспорт или динамическое ценообразование — все это проявление желания сделать жизнь людей более продуктивной и автоматизированной. «Оно питает отвращение к медлительности и пустой трате ресурсов», — пишет Малик.

По мнению профессора Массачусетского технологического института Эрика Бринйолофссона, это ведет к парадоксу: «Продуктивность еще никогда не была так высока, а инновации никогда не возникали так стремительно. Однако, в это же время средний доход и рабочие места в США сокращаются. Многие люди отстают, потому что их отрасли и личные навыки не успевают за развитием технологий», — уверен он.

Мы очень часто говорим о пузыре фильтров в социальных сетях — об алгоритмах, которые связывают нас с людьми, с которыми нам комфортно, и показывают мир таким, каким мы хотим его видеть. Они оказывают негативный эффект, но пузыри фильтров в реальном мире — как тот, что существует в Кремниевой долине, — приносят гораздо больше проблем.

— Ом Малик

Это связано с тем, продолжает автор, что люди превращаются в цифры, которыми управляют алгоритмы, а реальность определяют данные. «Facebook снова и снова наступает на одни и те же грабли. Реакция Цукерберга на историю с ложными новостями является прекрасной иллюстрацией отсутствия гена эмпатии у предпринимателей Долины», — уверен Малик.

«Марк Цукерберг, один из умнейших и выдающихся предпринимателей, сперва твердо убеждал всех, что Facebook не может быть арбитром, который определяет, какая новость является правдивой, а какая — нет, — пишет Малик. — И только неделю спустя он признал, что компания все-таки может создать более эффективные инструменты для разграничения контента, оставаясь нейтральной».

По словам Малика, это не первый случай, когда сотрудники Facebook не задумываются о том, как их продукт влияет на полтора миллиарда пользователей. Два года назад соцсеть попала в неприятную ситуацию, когда запустила функцию «Вспомните год», которая собирала все важные события. Но не все воспоминания оказались счастливыми. Так Эрик Мейер увидел в праздничной ленте фото своей умершей дочери: «У алгоритмов нет чувств. Но они же есть у тех, кто их создает», — писал он позднее.

«Возможно, такие ситуации возникают из-за рассеянности разработчиков, которые не предусмотрели этот сценарий, потому что в их жизни не было таких событий. Или потому что во время разработки команда не обсуждает то, как продукт повлияет на чувства других людей. Это естественно для компании, сфокусированной на вовлечении пользователей и росте аудитории», — уверен автор The New Yorker.

Отсутствие эмпатии в ИТ-продуктах возникает не потому, что разработчики бесчувственны. Это происходит из-за того, что они не знают, что происходит в реальности за пределами технологического пузыря.

«Поэтому разработчикам Facebook стоит думать не только о пользовательских метриках, но и о том, что они создают продукты для реальных людей — которые могут повлиять на них как в хорошем, так и в плохом смысле», — пишет Малик.

По мнению Малика, эмпатия — это не просто модное слово, но навык, который необходимо развивать: «Поэтому давайте начнем с того, что не будем писать гневные комментарии в Facebook, а отправимся в путешествие по той Америке, где латте за пять долларов и свежевыжатый сок — это не просто приятные бонусы, но напоминание о том, что в стране до сих пор есть имущие и неимущие. В противном случае, к 2020 году Кремниевая долина в глазах простых людей превратится в еще более зловещее место, чем Уолл-Стрит», — заключает он.

Комментарии: