ТОННЕЛЬ ЭГО

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


ТОННЕЛЬ ЭГО

Репрезентация - этот философский термин, который насчитывает тысячу лет, вновь обрел популярность, поскольку представляет собой наиважнейшее соединяющее звено между нейронаукой и исследованиями искусственного интеллекта. Почти все ученые, которые занимаются исследованиями в области человеческого сознания, говорят про «репрезентации» — в мозгу, сознании или даже в роботе.

«Репрезентацией» называют, прежде всего, способность отображать внешний мир, или точнее — наше восприятие мира при помощи внутреннего представления. «Репрезентировать» — это воспринимать и мыслить. В случае воспоминаний «репрезентировать» означает вернуть из прошлого в настоящее. Самый интересный случай «репрезентации» — это когда человек сам себя представляет. Таким примером является феноменальная я-модель.

Феноменальная я-модель, или модель себя (ФМС) — сознательная модель организма как целого, продуцируемая мозгом. Контентом ФМС является ЭГО.

Существуют феноменальные состояния, в которых люди ощущают, что находятся вне тела, — это так называемые опыты выхода из тела — состояния, при которых человек переживает весьма реалистичную иллюзию того, что покинул свое тело, обычно в облике эфирного двойника.

Как пишет Томас Метцингер (Тоннель эго»), «Сознательный опыт подобен тоннелю. Все, что мы видим и слышим, осязаем, обоняем и ощущаем на вкус, — лишь малая доля реально существующего вовне. Наша модель реальности — упрощенная проекция несравнимо более богатой физической реальности, в которой и за счет которой мы существуем. Непрерывный процесс сознательного опыта — не столько образ реальности, сколько тоннель сквозь нее».

Всякий раз, когда наш мозг выполняет задачу создания единого внутреннего образа реальности, просыпается наше сознание. Прежде всего, наш мозг создает модель мира, настолько совершенную, что мы не распознаем ее как модель. Затем мозг генерирует образ нас самих как целого. Он включает в себя не только наше тело и наши психологические состояния, но и отношение к прошлому и будущему и к другим существам, обладающим сознанием.

Хотя наш мозг создает тоннель эго, в этом тоннеле никто не живет. Мы живем посредством этого тоннеля и сквозь него, но не существует никакого «человечка», который заправляет всем у нас в голове. В мире не существует такой вещи, как Я. Биологический организм как таковой не есть Я. Эго — тоже не есть Я. Оно представляет собой только форму контента представлений — контента я-модели, активированной в мозгу.

Но что происходит с тоннелем эго во время сновидений? Могут ли машины обладать искусственной формой самосознания и способны ли они развить настоящий собственный тоннель эго? Как происходит коммуникация одного тоннеля с другим? И, наконец: возможно ли покинуть тоннель эго?

Идея тоннеля эго основана на довольно старом понятии. Эту мысль о «тоннеле реальности» мы находим в работах о виртуальной реальности и программировании новейших видеоигр или в популярных работах неакадемических философов, таких как Роберт Антон Уилсон и Тимоти Лири.

Суть этого понятия такова: да, внешний мир существует, и да, существует объективная реальность, но, двигаясь по миру, мы постоянно бессознательно применяем фильтры и при этом, не замечая, конструируем свой индивидуальный мир — свой тоннель реальности. Мы никогда не соприкасаемся напрямую с реальностью как таковой, потому что фильтры не дают нам увидеть мир таким, какой он есть. Наши органы чувств и наш мозг, строение которых мы унаследовали от биологических предков, а также наши убеждения и неявные допущения о природе реальности конструируют механизмы этих фильтров. Процесс конструирования, большей частью, невидим — в конечном счете, мы видим только то, что позволяет увидеть тоннель эго. И почти никто из нас этого факта не осознает.

С точки зрения философии в этом распространенном представлении о тоннеле реальности много чепухи. Мы создаем не собственный мир, а всего лишь модель мира. Более того, сама мысль о непосредственном соприкосновении с реальностью — своего рода романтическая легенда.

Физическое время течет плавно и непрерывно. Физическая вселенная не знает того, что Уильям Джеймс называл «ускользающим настоящим», не знает и растянутого настоящего момента. Мозг — исключение: для нас возможно представить путь сквозь реальность как продолжающееся настоящее — цепь индивидуальных событий, через которые мы проживаем свои жизни.

Мне нравится метафора Уильяма Джеймса, согласно которой настоящее — не лезвие ножа, а седловидный холм определенной ширины, и мы сидим на нем, глядя по обе стороны времени. Конечно, на физическом уровне не может существовать расширенное во времени настоящее. Однако, физическое описание Вселенной не будет включать слово «сейчас» — в нем не будет стрелочки, указывающей нам: «вот ваше место во времени».

Тоннель эго — полная противоположность взгляду на мир с точки зрения Бога. В нем есть сейчас, здесь и есть я — здесь и сейчас.

Тоннель эго возник как биологическая система репрезентации и обработки информации, включенная в социальную сеть тоннелей эго. Теперь же мы видим себя запутавшимися в плотной паутине технических систем обработки информации. С пришествием Интернета тоннель эго включился в глобальное облако информации, для которого характерен быстрый рост, постоянное ускорение и собственная автономная динамика. Оно диктует нам ритм и темп жизни. Оно беспрецедентно расширяет наше социальное окружение. Оно уже начало перестраивать наш мозг, отчаянно пытающийся адаптироваться к этим новым джунглям — к информационным джунглям, к экологической нише, которая отличается от всех, в которых когда-либо обитал человек.

Как говорит Томас Метцингер, возможно, и наше телесное восприятие изменится, по мере того как мы будем учиться управлять множеством аватаров во множестве виртуальных реальностей одновременно, погружая свои осознаваемые «я» в совершено новые сенсомоторные циклы. Для тех, кто много работает с Интернетом, он уже стал частью я-модели. Мы используем его как внешний носитель памяти и средство эмоциональной саморегуляции. Мы думаем с помощью Интернета, он помогает нам определить наши желания и цели. Мы учимся работать в «многозадачном» режиме, объем нашего внимания сокращается, а многие наши социальные взаимодействия приобретают «бестелесный» характер.

Ясно, что объединение сотен миллионов человеческих мозгов (и созданных этими мозгами тоннелей эго) в новой медийной среде уже начало менять саму структуру сознательного опыта. Куда заведет этот процесс, предсказать невозможно. Что нам делать при таком обороте дел? Ответ, с точки зрения этики сознания, прост: нам следует понять, что новые средства коммуникации — тоже технологии сознания.

Развитие культуры сознания означает расширение тоннеля эго и исследование пространства измененных состояний сознания такими способами, которые пойдут на пользу всем. Возможно, что взаимосвязь технологии виртуальной реальности, древних психологических практик подобных медитации и новейшей нейротехнологии откроют нам новый мир самоисследования, который мы не можем вообразить сегодня.

«В каждом из нас спрятана дверь в невероятное и безграничное пространство. Люди издавна придумывали волшебные миры, но каждый в глубине своей души жалеет о том, что их нет в реальности. Однако сказки писали, вероятно, не просто так. Попасть в подобный мир может каждый».

Михаил Радуга

Комментарии: