"I'll be back": история искусственного интеллекта

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Москва, 29 марта - "Вести.Экономика"

Об искусственном разуме человечество задумалось, уж простите за каламбур, еще до создания компьютеров. Портал gmbox.ru составил краткую летопись AI, которая, конечно, будет пополняться новыми фактами.

Если верить научно-фантастической литературе, кинематографу и играм, искусственный интеллект поработит, уничтожит, а затем и займет место "неэффективного" человечества. Но сначала - до Терминатора и Матрицы - будет золотой век, лет 20-30 всеобщего счастья. AI при помощи роботов заменит homo sapiens на всех видах тяжелого производства и рутинной работы, а человек будет жить в потребительском райском саду, беззаботно срывая яблоки прогресса.

Правда чуть позже (когда холодный кремний разовьется уже до небывалых высот) AI решит, что капризная и хрупкая белковая жизнь, способная в любой момент дернуть рубильник с надписью POWER, - это нечто лишнее и даже опасное в работающем, как швейцарские часы, цикле воспроизводства машин. Произойдет это не сразу, так что нам с вами лучше не беспокоиться и просто ждать золотого века. Как говорил Людовик XV: "После нас - хоть потоп!". Ну а пока посмотрим, как мы дошли до жизни такой.

1872 г. Сэмюэл Батлер первым изобретает машинный разум в своей новелле "Эревон"

Отец и дед господина Батлера были священниками, поэтому неудивительно, что внучок - в соответствии с духом юношеского бунтарства - ударился в дарвинизм и прочие прогрессивные идеи. Например, он считал, что "Одиссею" написал не поэт Гомер, а женщина. Суфражистки, наверное, очень радовались. Возвращаясь к "Эревону": имейте в виду, писать научную фантастику в XIX столетии - это вам не то что сейчас, когда всякие гики и нёрды вошли в моду. За 50 лет до "Эревона" француз Шарль де Кольмар запатентовал первый механический калькулятор, ну а Сэмюэл Батлер первым предположил, что все это нагромождение шестеренок и рычажков когда-нибудь будет мыслить, как человек.

1950 г. Алан Тьюринг предсказывает: к 2000 г. компьютеры смогут имитировать мысль человека

По сути, именно Тьюринг стал тем, кто сумел придать достаточный импульс стимпанковскому калькулятору, ведущему свой род аж от вычислительной машины Паскаля (1642 г. выпуска, однако), и превратить его в прообраз современного компьютера. Алан Тьюринг - человек многих талантов. Он разработал шифр-машину Bombe, которая помогла взломать германский код Enigma, что и погубило подводных волков Kriegsmarine. Возможно, Тьюринг изобрел бы и что-то еще на стыке компьютерного и органического интеллекта, ведь он также был и талантливым биологом. Но гениального британского ученого затравили за нетрадиционную сексуальную ориентацию, и он покончил с собой в 40 лет.

1951 г. Создана компьютерная программа, способная играть в шашки

У легендарного Тьюринга был коллега - Кристофер Стрэйчи. Далеко не столь известный и не топивший германских подводников во Вторую мировую. Но именно сэру Стрэйчи (к праправнуку Генри Стрэйчи, первого баронета, надо обращаться уважительно) первому в голову пришла мысль: AI должен не только помогать человеку, но и развлекать его. Так что если вы думали, что видеоигры изобрели американские студенты-физики, приспособившие осциллограф под Pong, вы ошибались. Кристофер Стрэйчи научил компьютер играть в шашки. Причем у Pilot ACE, созданного при участии Тьюринга, не хватило для этого оперативной памяти. Программа запустилась только на "новейшем" - 1951 г., не забывайте - Manchester Mark 1.

1956 г. Джон МакКарти вводит в обращение словосочетание "искусственный интеллект"

Вот мы говорим - AI, AI, а ведь во времена Батлера и даже Тьюринга такого понятия не было вовсе. Первым произнес сакральное Artificial Intelligence американский ученый Джон МакКарти. Кстати, у МакКарти были гениальные идеи в сфере бизнеса, лет на 50 опередившие свое время. В частности, он считал, что компьютерные программы из физического продукта превратятся в сетевую услугу вроде воды или электричества. Тогда - в 60-х, 70-х гг. - это было воспринято как бредни футуриста, ведь не было ни соответствующих информационных сетей, ни достаточных математических мощностей. Но время показало: мечтатель был прав. Подписка на WoW, игры в PSN двумя нажатиями кнопки, Photoshop по лицензии - все это теперь в порядке вещей.

1963 г. Опубликована книга "Компьютеры и мысль", отражающая колоссальный прогресс в области AI

Прошло всего 10 с лишним лет с момента невинных шашек, а компьютеры уже стали доказывать логические и геометрические теоремы, решать непосильные для человека математические задачи, создавать алгоритмы для заводов и фабрик, распознавать визуальные материалы и даже пытаться общаться на обычных человеческих языках, а не на языке программирования. Книга включала в себя свыше 20 научных трудов по AI, в том числе и революционные работы по имитации логики человека, а также по управлению портфелями акций. Как известно, сегодня компьютеры уже на это способны.

1968 г. Артур Кларк публикует свой культовый роман "2001: Космическая одиссея"

Наука - это, конечно, здорово. Но нам-то хочется развлечений! Вот их и предоставил всемирно известный фантаст Артур Кларк, а не менее известный режиссер Стэнли Кубрик снял по роману одноименную киноленту. В этом памятнике sci-fi есть свыше десятка глобальных научных предсказаний по современному миру, которые на сегодняшний день сбылись. Некоторые вещи опередили время, и пока о них остается только мечтать. Например, сверхмощный искусственный интеллект HAL, помогающий человеку в освоении космоса. Зато сразу становится понятно, откуда у SAM’а из Mass Effect: Andromeda ноги растут.

1970 г. Unimation завоевывает международный рынок, возникает конкуренция в сфере робототехники

История успеха американской компании Unimation полна трудностей. Заявка на патент на первую в мире индустриальную роботизированную "руку" была подана еще в 1954 г., а одобрена лишь в 1961 г. Unimation пришлось бороться со скепсисом старомодных промышленников. Первого робота представили в чикагском выставочном центре Cow Palace - как вы думаете, очень ли интересна "железка" хоть кому-то в Коровьем замке?! Тем не менее в самом конце 61-го General Motors закупила небольшую пробную партию. Затем подтянулись Ford и Chrysler, заокеанской Fiat стало интересно…, ну а к 70-му году роботизированная линия сборки под управлением единой программы превратилась в привычный индустриальный стандарт.

1996 г. Deep Blue от IBM обыграл в шахматы чемпиона мира - Гари Каспарова

Вот он, зародыш Терминатора. "Руки" Unimation, лишившие работы тысячи простых работяг в США, - это еще не так символично. А вот потеря статуса чемпиона в древнейшей стратегической игре, прославляющей разум человека, уже потянет на первый серьезный удар готовящихся к восстанию машин. Deep Blue и Каспаров должны были сыграть 6 матчей. В первой же "катке" кремний взял верх, но потом начал сливать. Инженеры IBM попросили паузу на несколько месяцев, существенно проапгрейдили Deep Blue, после чего тот разделал Каспарова под орех.

1999 г. Собачка AIBO становится первым домашним роботом

На рубеже миллениума, через пять лет после японского старта продаж PlayStation, Sony решает превратить робота из индустриального производителя в домашнего компаньона. Собачка AIBO была предназначена для развлечения и увеселения своих хозяев, но обладала неслабым искусственным интеллектом. Университеты массово закупали их для научных изысканий в сфере робототехники. Но зачастую изучение поведения роботов заканчивалось развлечениями. Например, AIBO научили полноценной командной игре в футбол.

2000 г. Honda представляет человекоподобного ASIMO

Неудивительно, что после успеха Sony другие японские компании тоже ударились в робототехнику. Также не удивляет, что после собаки была поставлена более амбициозная задача: гуманоид. С чем и справилась корпорация Honda, представив своего человекоподобного ASIMO через год после четвероногого друга Sony. При росте в 130 см и весе в 50 кг робот весьма прилично ходит и может даже "бегать" со скоростью 9 км/ч. ASIMO до сих пор считается одним из самых продвинутых человекоподобных роботов.

2011 г. Виртуальные помощники Apple, Google и Microsoft

К 2011 г. все три крупнейшие американские IT-компании, ориентирующиеся не только на бизнес, но и на потребителя, представили своих виртуальных помощников. Теперь разговор с телефоном без собеседника на том конце провода более не считается психическим расстройством. Now подскажет ближайший ресторан, Siri распланирует весь день, а Cortana просто потрясет своими анатомическими формами, как ее прообраз из Halo. Теперь у каждого из нас в кармане по искусственному интеллекту. Будет очень "удобно" в момент восстания машин.

2011 г. Watson от IBM победил в Jeopardy! и выиграл первый приз

Не знаете, что такое Jeopardy!? Это, по сути, "Своя игра": шутки за 300, и всё в этом роде. Повергнув Каспарова, инженеры IBM не успокоились: они непременно хотели доказать, что компьютер вполне способен отвечать и на "человеческие" вопросы, а не только лишь просчитывать бесконечное количество ходов. Доказали. Кто теперь на очереди? Надо полагать, Анатолий Вассерман?

2016 г. AlphaGo от Google победил корейского чемпиона мира по го

Задумайтесь над этим хорошенько. В го комбинаций куда больше, чем в шахматах. Да и чемпион не советский, а корейский: он же сам как компьютер! К тому же в Deep Blue зашивали алгоритмы шахмат, а в AlphaGo был использован современный принцип machine learning. Компьютеру показали: вот интернет, вот правила, вот партии в го - учись сам. И он научился. Ли Седол, который наверняка мог бы порвать всех в Starcraft за две минуты, в финальном пятом матче чуть ли не плакал.

2016 г. ROSS от IBM стал первым в мире действующим AI-адвокатом

Ну а это уже чистой воды сериал Good Wife. Только вместо хнычущей Алисии в главной роли - хладнокровный компьютер, которому не надо налаживать свою личную жизнь. Благодаря своим безупречным знаниям и эффективным советам ROSS получил постоянное место в одной из топовых юридических контор Нью-Йорка. Кремнию не нужны эскорт-гёрлз, "Бентли", яхта и вертолет: он работает 24 часа в сутки за электричество и протирку корпуса влажной тряпочкой. Профессия адвоката под угрозой.

Источник: www.vestifinance.ru

Комментарии: