И. Бауер о взаимосвязи между социальным неприятием и агрессией

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


И. Бауер о взаимосвязи между социальным неприятием и агрессией (из книги "Принцип человечности. Почему мы по своей природе склонны к кооперации").

«Неизбежное переосмысление биологического значения кооперации и агрессии в настоящее время еще только начинается. На протяжении многих десятилетий борьба и агрессия были в странах западного мира идеализированным, а временами и религиозно почитаемым принципом. «Жить — значит бороться», этот девиз высоко ценился не только в годы нацистского режима, но и десятилетия до него, а также и в последующие годы, сегодня он снова становится модным. Исходным моментом развития такого мышления в новейшей истории стала теория Чарльза Дарвина. Он считал агрессию основным законом природы. Борьба за выживание, которую вели между собой живые существа, была для него доминирующим биологическим принципом. Социобиология — с большим успехом — продолжает традиции дарвиновского мышления в наши дни. Но место и значение агрессии требуют переосмысления. То, что не борьба и агрессия, а кооперация и служащая ей агрессия являются оптимальной жизненной стратегией, доказывают не только нейробиологические и психологические исследования, но и новейшие результаты научного изучения кооперации, основанного в том числе и на теории игр.

Агрессия из-за неприятия:

«lf you can’t join them, beat them»

Идеализация борьбы и убежденность в том, что достижение успеха предполагает в первую очередь агрессию, существуют и по сей день. «If you can’t beat them, join them»: «(Только) если не можешь драться — заключай мир». Эта поговорка, англо- американское происхождение которой неслучайно, отражает уже упоминавшееся, существующее уже более века неправильное понимание места и значения агрессии. Согласно этой поговорке, только в тех случаях, когда агрессивные стратегии не приводят к цели, то в качестве, так сказать, второсортного варианта или вынужденного решения можно брать других людей в союзники. Результаты новейших психологических и нейробиологических исследований заставляют перевернуть эту поговорку с головы на ноги: «If you can’t join them, beat them» («Не можешь заключить мир — дерись»). Эта новая формулировка принадлежит калифорнийскому исследователю агрессии Джину Твелжу (Qean Twelge). Только в тех случаях, когда не удается найти признания у других людей, присоединиться к сообществу или при угрозе распада важных отношений наступает необходимость реагировать на сложившиеся обстоятельства агрессией и борьбой (если реакция на них не исчерпывается печалью и депрессией). Исследования показывают, что насильственные действия (как со стороны детей и подростков, так и взрослых) имеют место главным образом тогда, когда людям угрожает опасность разрыва важных связей, или когда общество не хочет принять их или отталкивает.

Причина агрессии — боль

Почему человек реагирует на угрозу разрыва отношений именно агрессией? Предположение, что причины агрессии лежат в борьбе за выживание, не имеет никакого научного подтверждения, более того, первоначальная функция агрессии — и тому есть научно обоснованные подтверждения — состоит в защите неприкосновенности собственного организма и в защите от боли. Боль является признаком, сигналом, который сообщает организму о неблагоприятной для него ситуации, чтобы инициировать действия или изменения в поведении, направленные на улучшение ситуации в организме и, в результате, на отключение болевого сигнала. Если организм не находит очевидных путей защиты от боли (например, отдергивание руки от горячего предмета), то проявляется агрессия. То, что боль является основной причиной агрессии как у животных, так и у человека — научно доказанный факт. Это справедливо и для случаев, когда те, на кого направляется агрессия, на самом деле не являются причиной боли. То, что боль вызывает агрессию, можно понять интуитивно, но почему агрессию вызывает угроза отношениям и их потеря?

Нейробиологические исследования дали интересный ответ на вопрос о взаимосвязи между социальным неприятием и агрессией. Социально «сконструированные» существа, такие как человек, реагируют на исключение из социума почти так же, как на физическую боль. Головной мозг практически не делает различий между социальной болью («social pain») и физической болью (physical pain»).Социальная изоляция переживается организмом как боль не только с психической, но и с нейробиологической точки зрения, и он отвечает на нее измеримой реакцией биологического стресса. Как уже было описано, рабочая группа под руководством Наоми Эйзенбергер доказала с помощью метода ЯМР-томографии, что социальная изоляция активизирует важные отделы нейробиологических центров боли в головном мозге. Лора Страуд (Laura Stroud) и другие обнаружили, что социальное отторжение не только мобилизует эмоциональные центры мозга, но и вызывает повышение кровяного давления и уровня гормона стресса кортизола. О функциональной взаимосвязи (утраченных) отношений и агрессии говорят результаты экспериментов над животными, у которых с помощью генетического метода был отключен важный для социальных отношений нейромедиатор окситоцин. Поведение этих животных было очень агрессивным.Следовательно, организм социально ориентированных живых существ не считает, что достаточное питание и отсутствие физической боли являются единственным условием его биологической целостности и невредимости. Социальные отношения и признание являются такими же обязательными условиями — с биологической точки зрения! Этим объясняется, почему распад отношений, подобно недостатку пищи или физической боли, вызывает агрессию — при отсутствии у индивида других способов реагирования.

«Прирожденные преступники?»

Значение жизненного опыта для развития агрессии Гипотезы, согласно которым готовность к насильственным действиям является врожденным качеством, а преступность определяется генами, с недавних пор снова стали очень модными, после того как большой популярностью они пользовались на протяжении десятилетий еще перед Второй мировой войной.[5] Известные институты сегодня снова выделяют значительные суммы на поиск «прирожденного преступника», описанного у Чезаре Ломброзо. При этом они проводят исследования семей, представители которых на протяжении трех поколений были осуждены за преступные действия. Руководствуясь предположением, что преступное поведение связано с неуправляемой импульсивностью, эти ученые концентрируют свое внимание на генах, которые включены в метаболизм нейромедиаторов, играющих определенную роль в системах мотивации. В частности, это касается метаболизма допамина. У гена, отвечающего за разложение допамина, были обнаружены генетические варианты, которые встречаются при незначительном замедлении разложения допамина. На основании этого факта было заявлено о существовании взаимосвязи между такими генетическими вариантами и риском повышенной импульсивности и, в соответствии с этой логикой, угрозой развития криминального поведения. Данные подобного рода могут затрагивать очень общие свойства темперамента человека, например, в случае пониженного разложения допамина, — общую предрасположенность к усиленной мотивации. Однако тогда это повлияло бы на мотивацию творческих достижений в искусстве или науке в той же мере, как и на мотивацию преступных действий. Даже если бы существовали генетические детерминанты криминального поведения (что не соответствует действительности), то встал бы вопрос, какие выводы, собственно говоря, можно сделать из полученных данных.

Выход из тупика, в который завел Ломброзо, указывается в таких работах, как опубликованная недавно сотрудником Чикагского университета Дарио Маэстрипьери (Dario Maestripieri) статья в научном журнале «PNAS». Его исследования свидетельствуют о решающем влиянии пережитого человеком насилия на развитие у него агрессивного поведения. Готовность к проявлению насилия возникает главным образом в результате того, что индивидуумы испытали насилие над собой. Ученый исследовал поведение самок обезьян в центре приматологии. Поведение большинства самок с детенышами характеризуется защитой потомства и заботой о нем после каждой беременности. Но некоторые самки с момента рождения детенышей относятся к ним грубо, деспотично и жестоко, причем такое поведение сохраняется после каждых родов. Маэстрипьери выделил две группы беременных самок, при этом половине заботливых матерей он оставил после родов их собственных детей, а у другой половины (заботливых) матерей сразу после родов забрал их детей и дал взамен — в качестве приемных — детенышей, рожденных жестокими самками. То же самое было проделано с самками, оказавшимися жестокими матерями: половине из них оставили собственных детей, а половина получила приемных, рожденных заботливыми самками. Когда детство обезьян закончилось, они были разлучены со своими матерями и содержались в общих условиях, одинаковых для всех. Когда они достигли половой зрелости, и самки этого поколения принесли потомство, то предметом наблюдения стало их отношение к собственным детенышам. Результат: все самки-матери, которые провели свое младенчество у заботливых матерей, относились к своим детенышам с заботой и вниманием. Таким образом, это поведение животных совершенно не зависело от их происхождения, то есть на него не повлияло то, какие гены они носили в себе, заботливых или жестоких матерей. И наоборот — те животные, которые выросли у жестоких матерей, в большинстве случаев[8] вели себя по отношению к потомству жестоко, даже тогда, когда речь шла о животных, рожденных от заботливых самок и, следовательно, имевших их гены. Когда речь идет о поведении, то жизненный опыт, особенно опыт на этапе обучения, обладает, очевидно, более сильным действием, чем генетическое происхождение. Целый ряд новейших исследований, в том числе рабочей группы американского этолога Крейга Андерсона (Craig Anderson), свидетельствует о том, что там, где агрессивность выступает как основной образец поведения, решающую роль наряду с опытом пережитого насилия играют процессы обучения, и, в частности, просмотр видеофильмов со сценами насилия и так называемые киллерские компьютерные игры.

Иоахим Бауэр (Joachim Bauer, 1951г., Германия) — немецкий молекулярный биолог, врач, нейробиолог, психотерапевт.


Источник: redpsychology.wordpress.com

Комментарии: