ГЕНЕТИКА И ИНТЕЛЛЕКТ — КОГДА ХОЧЕТСЯ ПРОСТЫХ ОТВЕТОВ

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Недавно нам подвернулся ужасно попсовый текст в ФБ некоего Евгения Левитова[1]. Мы бы улыбнулись и прошли мимо, если бы не его популярность — больше 10 тысяч репостов. Текст широко разошелся и по другим социальным сетям. Хуже всего то, что его начали репостить психологи, в том числе ученые. Вот, например, аспирант-психолог[2] не только опубликовал у себя заметку Левитова, но еще и добавил нелепостей от себя. Впрочем, его бывший преподаватель не остался в стороне и высказался с резкой эмоциональной критикой[3].

Вот такая необычная у нас завязка. А теперь давайте посмотрим на интересующие нас тезисы текста Левитова, попутно разобрав и отсебятину аспиранта. Там много нелепостей, но не все из них нас интересуют.

Статья старшего научного сотрудника ПИ РАО для группы EQUALITY. За некоторые правки и дополнения благодарим исследователя Университетского Медицинского Центра Гронингена .

ЦИТАТА:

— "Интеллект не передается от отца к сыну. То есть, если вы гений, то ваш сын 100% не унаследует ваших генов."

КОММЕНТАРИЙ:

Самый первый пункт содержит сразу два ошибочных утверждения. Во-первых, ошибочно говорить, что интеллект “передается” или “не передается” от отца к сыну. Любой сложный признак человека (физический или психологический) формируется в течение жизни. Результат этого процесса связан, с одной стороны, с генетическими предпосылками, с другой – с факторами среды, важными для развития этого признака. Ребенок получает от родителей и гены, и часть среды, поэтому по многим признакам дети бывают похожи на родителей.

Во-вторых, сын гения, конечно же, получит гены своего отца. Ребенок получает половину генетической информации от отца и половину от матери. Другой вопрос — как это связано с интеллектом. Генетические источники индивидуальных различий интеллекта исследуются уже довольно давно, и мы можем с большой долей уверенности утверждать: не существует отдельных генов интеллекта — генов, определяющих существенную часть нормального диапазона индивидуальных различий интеллекта (см. Plomin & Deary, 2015). Генетические варианты с самым большим эффектом объясняют меньше 1% индивидуальных различий. Таким образом, индивидуальные различия интеллекта – это результат совместного действия множества генетических вариантов со слабым эффектом, и эти генетические варианты распределены по всему геному.

Необходимо уточнить, что означает, что «меньше 1% индивидуальных различий интеллекта объясняется отдельными генетическими вариантами». Значительная часть исследований интеллекта ставит вопрос: почему одни люди справляются с когнитивными задачами лучше, чем другие. Иными словами, какова природа индивидуальных различий интеллекта?

Статистические методы позволяют количественно оценить, какую часть индивидуальных различий одной переменной объясняет другая. Например, у какой-то группы людей мы можем оценить уровень интеллекта, а также узнать их генотип (измерить конкретный генетический вариант). Если окажется, что различия между людьми с разными генотипами больше, чем различия между людьми с одинаковыми генотипами, мы сделаем вывод о том, что исследуемый генетический вариант имеет большое значение для индивидуальных различий интеллекта. Напротив, если различия внутри групп больше, чем между группами, генетический вариант слабо связан с индивидуальными различиями интеллекта.

Утверждение «меньше 1% индивидуальных различий интеллекта объясняется отдельными генетическими вариантами» следует понимать так: зная генотип конкретного человека (конкретные генетические варианты, которые ранее показали связь с интеллектом), мы сможем предсказать уровень его интеллекта с очень низкой точностью. В исследовании Benyamin et al. (2013) было показано, что 138 093 распространенных генетических вариантов, взятые вместе, могут объяснять до 46%. Это означает, что совокупность генетических вариантов позволяет предсказать уровень интеллекта у конкретного человека с гораздо большей точностью, чем отдельные генетические варианты. Но даже в этом случае точность предсказания будет ограничена.

ЦИТАТА:

— "Интеллект от отца может передаваться только дочери. И только наполовину."

КОММЕНТАРИЙ:

Давайте подумаем, как могла возникнуть такая странная схема наследования какого-то признака у человека? ДНК человека разделена на 23 хромосомы, причем у каждого человека (в норме) два комплекта хромосом: один от матери и один от отца. С точки зрения структуры, копии этих хромосом одинаковы. Исключение составляет 23-я хромосома, которая определяет наш пол. Эта хромосома может иметь две формы: X и Y. В женском организме две X хромосомы, а в мужском – одна X хромосома и одна Y хромосома.

Допустим, что схема наследования интеллекта хитро связана с полом. Тогда все (или большинство) генов, отвечающих за индивидуальные различия интеллекта, должны располагаться в половой хромосоме, а это противоречит результатам исследований: гены, связанные с интеллектом, распределены по всему геному. Даже если бы это было так, мы никак не могли бы объяснить, почему дочери должны быть больше похожи на отцов, чем на матерей. В женском организме две X хромосомы, но из них только одна активна, а другая выключена. Инактивация X хромосомы происходит на стадии эмбриона во время внутриутробного развития, причем в каждой клетке эмбриона этот процесс случаен. То есть в женском организме часть клеток используют материнскую X хромосому, часть – отцовскую. Поэтому нет основания полагать, что в женском организме работают отцовские, а не материнские гены.

ЦИТАТА:

— "Согласно современным исследованиям Пола Ирвинга, существует смещение между значением средних способностей мужчин и средних способностей женщин, причём средние способности мужчин заметно выше."

КОММЕНТАРИЙ:

Теперь относительно различий интеллекта, связанных с полом. Пол Ирвинг опубликовал свои исследования половых различий интеллекта в 2004 и 2005 году. Он действительно обобщил большой массив исследований и пришел к выводу, что средний балл по тесту интеллекта у мужчин в среднем на 5 баллов выше, чем у женщин. Здесь надо внимательно отнестись к интерпретации результатов. Следует ли из этого, что мужчины умнее женщин? Не обязательно: мужчины лучше справляются с тестом, но тесты (тем более отдельно взятые) не всегда хорошо оценивают интеллект. Например, тест “Прогрессивные матрицы Равена”, на основе которого Ирвинг сравнивал мужчин и женщин, оценивает абстрактное мышление, но не оценивает вербальные способности. Между тем, женщины в среднем лучше справляются с вербальными задачами, чем мужчины.

Отдельный вопрос, является ли разница в 5 баллов IQ значительным различием. Особенность психологического измерения заключается в том, что почти всегда разницу в баллах очень трудно спроецировать на другие важные показатели (например, школьную успеваемость, уровень зарплаты). Кроме того, пятибалльное различие интеллекта может означать разные вещи, в зависимости от того, какое место в распределении занимают сравниваемые люди (низкий, средний или высокий интеллект).

Одно из последних крупномасштабных исследований половых различий интеллекта не обнаружило разницы в уровне общего, вербального и невербального интеллекта между мужчинами и женщинами (Iliescu et al., 2016). Исследование включило 15 000 человек в возрасте от 2 до 99 лет. Различия в степени разброса показателей также не было обнаружено.

Другие авторы отмечают, что половые различия в познавательной сфере могут варьировать в зависимости от исследуемой популяции или изменяться со временем (Miller & Halpern, 2014). В частности, Nguyen & Ryan (2008) провели мета-анализ, обобщающий результаты исследований влияния стереотипов на успешность выполнения когнитивных тестов, и показали, что гендерные стереотипы отрицательно сказываются на успешности выполнения тестов. Вопрос о том, в какой степени половые различия интеллекта связаны с гендерными стереотипами, остается открытым. Так или иначе, имеющиеся данные не позволяют утверждать, что наблюдаемые различия объясняются только биологическими факторами или только условиями среды.

ГЕНЫ ИЛИ СРЕДА? КРАТКАЯ СПРАВКА

Все утверждения этого странного текста о передаче интеллекта от отцу к дочери и от матери к сыну предполагают, что индивидуальные различия интеллекта объясняются исключительно генами. Интеллект действительно довольно сильно связан с генами: по результатам исследований близнецов, в среднем 50% индивидуальных различий интеллекта связаны с генетическими факторами.

Однако эффекты генов и среды не являются независимыми: для развития генетических предпосылок часто бывают необходимы определенные условия среды. Например, если ребенок имеет врожденную музыкальную одаренность, но не имеет музыкального инструмента или доступа к музыкальному образованию, эта одаренность возможно не проявит себя в индивидуальных различиях. Этот эффект называется генотип-средовой корреляцией, и он приводит к переоценке роли генетических факторов (часть средовой изменчивости принимается за генетическую).

Интеллект — это важная характеристика, позволяющая адаптироваться к современному постоянно изменяющемуся технологическому миру, однако его роль часто переоценивается. Средний или низкий уровень интеллекта не обязательно означает, что человек будет плохо справляться с интеллектуальными задачами, а высокий уровень интеллекта не влечет за собой автоматически выдающиеся достижения.

Исключительная роль генов при формировании индивидуальных различий интеллекта также переоценивается. Генетический код, полученный нами от родителей, не является жестко заданной программой, предопределяющей всю нашу жизнь. Напротив, каждый человек может развить свои генетические предрасположности, создавая вокруг себя подходящие условия среды.

СНОСКИ:

1 - https://www.facebook.com/ylevitov/posts/10202803582208232

2 - https://vk.com/wall12295030_6986

3 - https://vk.com/wall403284_87993?hash=2e8b4cb3e790670ecf

ЛИТЕРАТУРА:

R. Plomin, I.J. Deary “Genetics and intelligence differences: five special findings” Molecular Psychiatry (2015) 20, 98–108

http://www.nature.com/mp/journal/v20/n1/full/mp2014105a.html

В. Benyamin, В. Pourcain, O.S. Davis, G. Davies, N.K. Hansell, M.J. Brion, …, C.M.A. Haworth “Childhood intelligence is heritable, highly polygenic and associated with FNBP1L” Molecular psychiatry (2014) 19(2), 253-258

D. Iliescu, A. Ilie, D. Ispas, A. Dobrean, A.I. “Clinciu Sex differences in intelligence: A multi-measure approach using nationally representative samples from Romania” Intelligence (2016) 58, 54-61

D.I. Miller, D.F. Halpern “The new science of cognitive sex differences” Trends in Cognitive Sciences (2014) 18(1), 37-45

http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1364661313002325

H.H.D. Nguyen, A.M. Ryan “Does stereotype threat affect test performance of minorities and women? A meta-analysis of experimental evidence.” Journal of Applied Psychology (2008) 93(6), 1314-1334

Про распространенные генетические варианты можно почитать здесь:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC


Источник: www.facebook.com

Комментарии: